Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Цели по содержанию урока:
- Образовательная : создать условия для выявления закономерностей в правописании НЕ с причастиями, сформировать умение различать “НЕ” — частицу и “НЕ” — приставку.
- Развивающая : создать условия для развития умения писать НЕ с причастиями.
- Воспитательная : способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда.
Метод обучения: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: Разумовская М.М. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Систематизация известной информации о причастии
Предлагается обратиться к таблице (таблица у каждого ученика на парте). Ученики устанавливают соответствия между высказываниями, данными в таблице.
Установить соответствия.
1. Причастие — особая форма глагола, которая обозначает: | а) признак предмета по действию б) признак; в) действие. |
2. Краткие причастия в предложении являются: | а) определением; б) сказуемым; в) дополнением. |
3. Действительные причастия обозначают признак того предмета, который: | а) испытывает действие со стороны
другого предмета; б) сам производит действие. |
4. Страдательные причастия настоящего времени образуются: | а) от основы глаголов прошедшего
времени; б) от основы инфинитива; в) от основы глаголов настоящего времени. |
5. Действительные причастия настоящего времени образуются: | а) от основы глаголов настоящего времени; б) от основы инфинитива; в) от основы глаголов прошедшего времени. |
6. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов: | |
7. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов: | |
8. Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то в причастии пишутся суффиксы: | |
9. Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то в причастии пишутся суффиксы: | |
10. От возвратных глаголов образуются: | а) действительные причастия; б) страдательные причастия. |
III. Создание ситуации успеха для демонстрации определенных способов работы, которыми владеют ученики.
Небольшой бельчонок, ничуть не высокая решетка, отнюдь не расчетливый человек, не был здесь, не могу сдать, неглубокая, но широкая речонка, ненастный день, не веселый малыш, не сданное учеником сочинение, нераспустившийся цветок.
IV. Изучение нового материала
Учитель предлагает проверить словарный диктант, оценить каждому ученику уровень владения материалом.
Создание проблемной ситуации. Учитель выясняет, каким образом учащиеся написали НЕ с причастиями, этот материал ученикам неизвестный.
Оценка незнания. При написании НЕ с причастиями у учеников возникает проблемная ситуация. Учитель предлагает ответить на вопрос: “Почему у вас возникли разные варианты написания НЕ с причастием? Предлагают разные варианты ответов на поставленный вопрос, так как они столкнулись с новым материалом.
Работа с новой информацией (формулировка учебной задачи). Учитель предлагает материал для наблюдения. Дает несколько словосочетаний, в которых НЕ пишется слитно и раздельно. Просит объяснить, что нужно учитывать при написании НЕ с причастиями, на какие группы можно разделить записанные словосочетания. Ученики работают в группах, исследуя материал.
Материал для наблюдения. Нескошенная трава; не скошенная на лугу трава; невспаханное поле; еще не вспаханное поле; не вызубренные, а осознанные правила; не обдуманный, а опрометчивый поступок; собрание не проведено; сочинение не сдано.
Решение учебной задачи. Учитель фиксирует варианты ответов на доске, вместе с учениками делает вывод о написании НЕ с причастиями.
Моделирование. Учитель предлагает учащимся зафиксировать новую информацию в виде схемы. Обсуждают варианты схем в группах, предлагают свои схемы. Правильная схема показывается на доске.
Закрепление материала. Учитель предлагает прочитать текст, выписать НЕ с причастиями, объяснить написание.
В кабинете стало светло, но Пушкин (не) замечавший этого, продолжал писать. Кончилась еще одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошел к дивану, чтобы прилечь. Окинул взглядом (не) собранные бумаги. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по (не) расчищенным от снега улицам. Старинный сад напоминал ему, сказочный лес. Давно не дышалось ему легко!
V. Рефлексия
Рефлексирует достижения учеников в решении учебной задачи, отмечает проблемы в процессе работы.
VI. Домашнее задание. Упр. 255, выучить правило.