Цели урока:
- пополнять словарный запас обучающихся;
- развивать навыки работы обучающихся с толковыми словарями;
- развивать устную речь обучающихся;
- расширять кругозор обучающихся в области
истории русского языка,
живописи и музыки; - воспитывать в обучающихся любовь к родному языку, к русским традициям;
- развивать эстетический вкус обучающихся;
- помогать обучающимся выразить свои способности
на уроке (умственные,
артистические).
Оборудование:
1. Выставка репродукций картин:
- Аргунов “Портрет неизвестной в русском костюме”
- Васнецов “Богатыри”
- Васнецов “Книжная лавочка”
- Корин “Александр Невский”
- Нестеров “Видение отроку Ворфоломею”
- Перов “Крестный ход на Пасхе”
- Рябушкин “Свадебный поезд”
- Флеров “Прошедшее”.
2. Выставка детских работ - толковых словариков,
выполненных в форме
старинных русских предметов, вышедших из
активного употребления
(сундук, ларец, лапти, чугун, косоворотка, булава,
меч, щит, кокошник и др.)
3. Раздаточный материал.
- Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова
- сигнальные карточки (солнышки, тучки)
- корни лопуха
- текст колыбельной песни:
У кота ли, у кота Периночка золота.
У кота ли, у кота Изголовья высока.
Ты сиди, попрядывай, на дружка поглядывай,
Вот те гребень, вот те лен, вот те сорок веретен.
Пусть Ивана выпустят, чтоб сыграл на гуслях,
А ты, брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке,
А ты, брат Ермошка, сыграй-ка на гармошке.
- репродукции картин:
- Аргунов “Параша Жемчугова”
- Аргунов “Портрет неизвестной в русском костюме
- Аргунов “Портрет П.Ковалевой-Жемчуговой в красной шали”
- Бог данов-Бел ьский “У дверей школы”
- Брюллов “Светлана”
- Васильев “Бой со змеем”
- Венецианов “Гумно”
- Венецианов “Девушка сбураком”
- Глазунов “Проводы войска”
- Зубкова “На закате ходит парень”
- Кондакова “Серебряное блюдечко и наливное яблочко”
- Конятин “Пироги с калиной”
- Кустодиев “Масленица”
- Лебедев “К сыну”
- Неизвестный художник “Портрет крестьянской девочки”
- Репин “Проводы новобранца”
- Серебрякова “Крестьянка с квасником”
- Суриков “Боярыня Морозова”
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сообщение учителем темы и цели урока. Цель урока: запомнить наибольшее количество устаревших слов и их значений.
2. Домашнее задание:
к следующему уроку запомнить правописание
устаревших слов.
3. Связь с предыдущими уроками.
Проверка изученного по теме “Лексика” на предыдущих уроках при помощи сигнальных карточек (солнышко, тучки). Учитель называет истинные утверждения - обучающиеся поднимают солнышки. Учитель называет ложные утверждения - обучающиеся поднимают тучки.
3.1. Орфография, фонетика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация -это разделы науки о языке.
3.2. Лексика изучает постановку знаков препинания в предложении.
3.3. Лексическое значение слова - это то, что слово обозначает.
3.4. Лексические значения слов разъясняются в орфографических словарях.
3.5. Авторами толковых словарей являются Даль, Ожегов, Ушаков.
3.6. Слова в толковых словарях располагаются в беспорядке.
3.7. Устаревшие слова иначе называются архаизмы и историзмы.
3.8. Устаревшие слова - это слова, находящиеся в активном повседневном употреблении.
3.9. Устаревшие слова влияют на состав лексики.
4. Проверка домашнего задания.
Выставка детских работ - толковых словариков, выполненных в форме старинных русских предметов, вышедших из активного повседневного употребления. Один из обучающихся называет все известные ему устаревшие предметы (булава, ларец, лапти, люлька, кокошник, косоворотка, квасник, меч, сундук, чугун, щит, тулуп и др.). Учитель называет лучшую работу. Это толковый словарик, выполненный в виде люльки. Он содержит наибольшее количество слов (75) и их значений. Выполнен без ошибок.
Защита победителем своей работы (Я сделал толковый словарик устаревших слов. Он содержит 75 понятий. Выполнен в форме старинного русского предмета “люлька”. Все слова у меня расположены в алфавитном порядке...)
5. Слово учителя
о книгах, словарях, репродукциях картин, песнях, помогающих узнать о предметах, вышедших из повседневного употребления.
6. Индивидуальное задание.
Доклад ученика-экскурсовода (мальчика) по репродукциям картин.
- Глаз не отвести от картин русских мастеров живописи, изображающих предметы старины. Так, например, на картине Васнецова “Богатыри” изображены старинные доспехи русского воина: меч, щит, кольчуга, копье, булава, колчан, шлем. А на репродукции картины Корина “Александр Невский” мы видим кроме тех же доспехов еще и лапти. Русские воины изображены во всем величии, во всей своей силе.
7. Индивидуальное задание.
Доклад ученика - экскурсовода (девочка) по репродукциям картин.
- Остальные репродукции, представленные на сегодняшней выставке рисуют мирную жизнь русского народа. На картине художника Рябушкина изображена свадьба. Здесь тоже есть устаревшие предметы; изба, сани, карета, кафтан. А вот у Перова изображен рушник с вышивкий.Репродукция Васнецова “Книжная лавочка” запечатлела крестьянина в лаптях, а сам процесс их плетения показан на картине Флерова. Художник Нестеров изобразил косоворотку - мужскую рубаху. А вот Аргунов запечатлел русскую красавицу в старинном головном уборе - кокошнике. Русская живопись позволяет всем нам погрузиться в мир стариной жизни.
8. Проверка усвоения материала.
Один обучающийся перечисляет и показывает на репродукциях все запомнившиеся устаревшие предметы.
9. Работа обучающихся с раздаточным материалом - репродукциями.
На них изображены устаревшие предметы. Найти несоответствия названий на карточках с тем, что показано на репродукции.
10. Прослушивание хора девочек.
(Все одеты в русские костюмы с кокошниками).
Хороша наша Татьяна.
Хороша наша Татьяна.
Любо, любо, любо, любо.
Она бела да румяна.
Любо, любо, любо, любо.
Вдоль по улице гуляла,
Любо, любо, любо, любо.
Уж вы, чебо-чеботочки.
Любо, любо, любо, любо.
11. Вопрос учителя к классу.
12. Прослушивание колыбельной песни “У кота ли, у кота...”
в исполнении хора девочек и работа с раздаточным материалом. Задание: подчеркнуть в тексте песни устаревшие слова, назвать их.
13. Работа с толковыми словарями Даля, Ожегова, Ушакова в парах.
Задание: найти значения устаревших слов, услышанных в колыбельной песне (перина, гребень, веретено, гусли, жалейка). Зачитать названия и их значения из толковых словарей.
14. Физкультминутка.
15. Слово учителя
о постепенном исчезновении предметов из обихода (чугун, ухват, веретено, прялка, изба, и др.). Все присутствующие - свидетели исчезновения предметов из повседневного активного обихода.
16. Загадка.
Несколько девочек выходят к доске (у каждой заплетена коса), поворачиваются спиной к классу. Вопрос- загадка: Какой предмет может выйти скоро из повседневного обихода? (Коса)
17. Слово учителя об уходе за волосами в старину.
Загадка: как называется растение, корень которого использовали для ухода за волосами в стерину? Устаревшее его название “собака”, “лепильник”. Подсказка: на столе у каждого лежит корень этого растения, изображение этого растения естьна картинке. (Лопух).
18. Слово учителя о русских забавах.
Игра “Облупа”. Выходят несколько мальчиков, они садятся на заранее приготовленные стулья. Учитель закрывает их большим платком с русскими узорами. Одному из мальчиков учитель подает вареное яйцо. Подходит девочка в русском костюме, мальчик из-под платка кричит: “Вот тебе яичко попово, облуплено, готово. Ешь, не сказывай, отгадаешь меня - чувство показывай”. Девочка, если узнает голос, то называет имя мальчика. А если не узнает, то он говорит: “Облупка не вышла -поворачивай дышло”. Выяснение значения слов “дышло” и “облупленное”.
19. Проверка усвоения лексических значений устаревших слов.
Учитель называет устаревшие слова (бурак, изба, квасник, кокошник, косоворотка, котомка, лапоть, меч, плетень, сани, сундук, туес, тулуп, щит и т.д.), обучающиеся называют их значения.
20. Соревнование.
Кто больше знает устаревших слов? Обучающиеся называют по одному устаревшему слову. Последний человек - победитель.