Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Официально-деловой стиль. Заявление"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • дать понятие об официально-деловом стиле речи;
  • помочь учащимся овладеть навыками оформления заявления;
  • учить учащихся находить речевые штампы, клише в тексте деловой бумаги – заявления;
  • редактировать тексты в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
  • самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Виды работы:

  1. Работа с текстами.
  2. Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
  3. Самостоятельная работа (написание заявления).

Оформление:

  1. На доске записана тема урока, основные черты официально-делового стиля речи.
  2. Схема “Стили речи”.

Дидактический материал.

  1. Тексты для работы.
  2. Карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Вы уже знакомы со стилями речи. Вспомните, какие стили существуют? Где чаще всего встречается каждый из стилей?

Поможет вам в этом схема, расположенная на доске.

Стили речи

Разговорный Книжные
  1. Научный
  2. Официально – деловой
  3. Публицистический

Сегодня мы будем говорить о стиле, который получил название официально-деловой. Слово “деловой” означает “относящийся к делу, связанный с делом, работой, службой, предприятием, учреждением”.

Данный стиль речи отличается от всех других стилей речи лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями и определёнными оборотами речи, удобными для ведения деловых бумаг.

Основная функция официально-делового стиля речи – официальное сообщение, точная передача информации.

Познакомимся с основными чертами официально-делового стиля речи:

  1. точность;
  2. краткость;
  3. сжатость;
  4. использование готовых, уже утвердившихся словесных формул;
  5. безличность;
  6. неэмоциональность изложения.

Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов, уставов) и деловых бумаг (заявлений, справок, протоколов, автобиографий и т.д.). Для официально-делового стиля важна предельная точность изложения, которая исключала бы разное толкование. В текстах официально-делового стиля используются специальные (юридические, дипломатические и т.д.) слова, стандартные обороты речи, например: в соответствии с постановлением, за указанный период, принимая во внимание, обязан выполнить.

2. Работа по карточке.

Прочитайте слова, какие из них преимущественно употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают?

Удостоверять, взимать, лес, утро, нижеизложенный, красота, протокол, расследование, луг, инструкция, дирекция, травушка, резолюция, стихотворение, уведомление, учебник, аннулировать, солнце, конфискация.

3. Понятие о заявлении и о способе оформления данного документа.

Существует ряд документов официально-делового стиля, которые оформляются по особым стандартам. С одним из таких документов мы и познакомимся.

Заявление – официальное сообщение в устной или письменной речи, письменная просьба о чём-нибудь.

Заявление как официальный документ адресуется организации, предприятию или должностному лицу (например, заявление об освобождении от занятий в школе, о предоставлении путёвки в спортивный лагерь, о принятии на учёбу в школу). Заявление обычно составляется в двух экземплярах и пишется от руки. При этом надо соблюдать установленную форму заявления.

Заявление включает:

  1. Наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).
  2. Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).
  3. Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова “заявление” ставится точка.
  4. Текст просьбы пишется с красной строки.
  5. Подпись заявителя (пишется внизу справа).
  6. Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

Директору средней школы № 14
г. Москвы Иванову И. И.
ученицы 6 класса
Петровой Ольги

заявление.

Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство города.

04. 02. 06 г.

Петрова.

4. Задания и упражнения для закрепления навыков написания заявления.

А) Оформите, поставив имена и фамилии в нужном падеже, вступительную часть заявления.

1. Кому подано:

Ирина Мищенко, Иван Остапенко, Михаил Седых, Анна Садко, Елена Терещенко, Мария Петрова.

2. От кого подано:

Ольга Анисимова, Валентин Черных, Юрий Грабарь, Нина Николаева, Геннадий Солдатов.

Б) Отредактируйте текст, чтобы он стал заявлением, написанным по требованиям к этому документу.

Директору школы
Комаренко
от Игнатова Р.П.

заявление.

Товарищ директор, к вам обращаюсь я, учитель художественной школы Игнатов Р.П. По такому вот вопросу.

Уважаемая, очень прошу вас освободить меня на время от работы в художественных кружках, которые проходят после обеда. Я прохожу лечение в поликлинике, справку потом принесу. Прошу вас не откажите в моей просьбе. Подписался сам лично Игнатов Р.П.

23 ноября 2004 год.

В) Прочитайте тексты заявлений. Чем они отличаются друг от друга? Выпишите слова и словосочетания, повторяющиеся в каждом заявлении, характерные для официально – делового стиля. Исправьте замеченные ошибки.

Директору Елагинской
средней школы Тихвинского района
Величко И.Л.
ученика 9 класса Титова Фёдора

заявление.

Ввиду болезни отца прошу разрешить мне уехать на неделю домой.

14 марта 2005 г. Титов.

Заведующему теплицей “Рассвет”
Рябовского района Нижегородской области
Пермякову В.В.
Ушаковой Веры Петровны,
проживающей по адресу:
дер. Карповка,
ул. Светлая, д. 15

заявление.

Прошу принять меня разнорабочей в вашу тепличку. Я окончила техникум, работать смогу.

Ушакова В.П.

13 июля 2004 год.

Г) Прочитайте текст. Сформулируйте устно просьбу, изложенную в тексте. Каких реквизитов не хватает в этом заявлении для того, чтобы оно стало документом? Отредактируйте текст заявления.

Начальнику почты.

Прошу Вас принять временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2004 года.

Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться

Ребров В.

5. Домашнее задание.

Напишите заявление с просьбой: (на выбор)

  1. разрешить вам на каникулы уйти пораньше;
  2. принять вас на временную работу;
  3. разрешить вам организовать для учащихся младших классов кружок “ Мои домашние животные”;
  4. принять вас в учебное заведение;
  5. разрешить вам концерт художественной самодеятельности;
  6. разрешить вам перейти в другой класс.

6. Подведение итогов урока.