У американского писателя Айзека Азимова есть фантастический рассказ, действие которого происходит в 2155 году. Ребятишки из найденной на чердаке книжки узнают о школе, которая была сто лет назад. В ней был живой учитель, дети ходили на уроки, учились все вместе, жили весело, помогали друг другу. А теперь механический, электронный учитель у каждого на дому, на экране появляются вопросы, а в специальное устройство надо подавать ответы. И дети завидуют тому, что было, ибо живое общение заменить не может ничто.
Профессия Учителя, безусловно, одна из самых благородных профессий на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка, в конечном счете Будущее своего ученика.
Нам, учителям, нужно сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого.
Организуя обучение и воспитание, нужно развивать эти особенности, научить детей не бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность.
И здесь учитель должен проявить все свое педагогическое мастерство: и знание психологии, и умение находить индивидуальный подход, и педагогический такт, чтобы ребенок почувствовал, что он не “изгой” в обществе, что здесь его уважают и понимают, чтобы ребенок не чувствовал себя лишним на уроке, понимая, что и он может что-то преодолеть, чему-то научиться.
Только исключительно индивидуальный подход, дифференциация в обучении могут принести положительный результат. Действительно, дети разные: по интересам, памяти, темпераменту, наклонностям, эмоциональному складу, умственным и физическим данным. Человек получает от природы как бы предпосылки, определенную предрасположенность, иногда благоприятную, иногда зловещую и опасную.
Психологи установили, что к 4–5 годам у малыша созревает уже половина “фундамента” для будущих способностей: физических, нравственных, эстетических, волевых, умственных. Что же нужно для развития способностей? Известный российский математик академик А.Н. Колмогоров перечисляет пять таких условий:
· от рождения обладать задатками в той или иной мере;
· с раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей развитие способностей;
· с раннего возраста приобретать волевые и эмоциональные качества;
· с определенного возраста получить должное образование;
· научиться выдвигать свои идеи, гипотезы.
Условно ученики делятся на категории:
1 категория – отличники
2 категория – среднеуспевающие ученики
3 категория – слабоуспевающие, те, кто старается учиться, но не получается;
те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя; и, наконец,
те, у кого и способности крайне ограничены, и потребность в учебе окончательно пропала.
Несмотря ни на что, этих ребят нужно приохотить к учебе, помочь им. У многих из них основная задача – избежать труда, независимо от того, какой он – умственный или физический. А основная задача учителя не дать им возможности увильнуть, не выполнить задания, отвлечься от учебы.
Это, конечно, очень трудно, но иного пути нет.
В зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся условно можно разделить на три группы: “сильные”, “средние” и “слабые”.
В таких условиях только индивидуальный подход, дифференциация в обучении могут дать положительный результат.
Дифференцированное обучение осуществляется в различных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях.
Непременным условием организации систематического дифференцированного подхода к учащимся является определение уровня знаний, умений и навыков у всех учащихся. Первое определение уровня осуществляется в начале учебного года на этапе корректирующего повторения и стартовой диагностики. Во всех классах проводятся диктанты по русскому языку и контрольные срезы по литературе (в том числе техника чтения).
По результатам происходит условное деление класса, что позволяет активизировать деятельность каждого, создает благоприятные условия, учитывающие учебные возможности ученика. Работая над одним и тем же материалом в разном темпе и с разной учебной нагрузкой, все учащиеся в итоге осваивают программный материал.
1. В качестве примера приводится фрагмент урока русского языка.
Тема: “Смысловые отношения и знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения”.
Для группы “слабых” учащихся задание: изучить параграф, выполнить упражнение по образцу. Выделить грамматические основы.
Для группы “средних” учащихся: дополнительно – соединить отдельные предложения в одно бессоюзное сложное предложение, расставить нужные знаки препинания, составить схемы предложений. В скобках указать смысловые отношения.
Для группы “сильных” учащихся: сделать грамматический и синтаксический разбор предложений, выделить грамматические основы, вставить пропущенные буквы, составить схемы, охарактеризовать их части.
В результате проведения подобной работы у учащихся сформировались определенные умения грамматического и синтаксического разбора предложений и правильной расстановки знаков препинания в БСП.
2. Для формирования умений обобщать и систематизировать материал предлагаются различные задания с таблицами и схемами разной степени сложности. Например, группе слабых учащихся можно предложить заполнить обобщающие таблицы, показав образец заполнения; группе средних – заполнить таблицы без опоры на образец; группе сильных составить самим аналогичные таблицы и заполнить их. (Обобщающие таблицы).
Таблицы составляются совместно с учащимися. При составлении таблиц необходимо руководствоваться принципом коллективного труда: сильные учащиеся подбирают материал, группируют его; владеющие компьютером, выводят таблицы, слабые помогают в оформлении.
Здесь же применяются алгоритмы. Нет сомнения, что алгоритмы имеют очень важное значение при обучении русскому языку. Целый ряд правил можно вывести в алгоритмы. По заданному алгоритму учащиеся способны самостоятельно выводить правила.
Здесь широко используется работа консультантов, которые помогают учителю в проверке правильности составления алгоритмов.
3. При повторении темы “Однородные члены предложения” используются творческие способности учащихся: они самостоятельно подбирают материал из художественной литературы, придумывают грамматические рассказы о родственных отношениях в предложении.
Для обобщающего урока привлекаются сильные учащиеся: они помогали в составлении блиц-опроса.
В условиях классно-урочной формы обучения дифференциация осуществляется при помощи системы дидактических материалов, различных по цели применения и трудности, и путем использования специальных методических приемов обучения, учитывающих особенности учащихся каждой группы.
4. Дидактические материалы представляют собой карточки – задания, схемы, задания-планшеты. Дидактические материалы составляются таким образом, чтобы они обеспечили все этапы процесса обучения (вводное повторение, сообщение нового материала, закрепление, отработку умений и навыков, контроль). Одна и та же карточка-задание применяется одновременно и как тренировочная и как контролирующая; схема вначале используется как инструктивное пособие, а затем – в качестве тренировочного.
Карточки составляются для каждого урока. Для сильных учащихся подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, обобщения изученного материала; для средних и слабых – задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала:
· задания с наличием образца выполнения;
· задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части;
· задания с вспомогательными вопросами.
Цель этих вопросов – помочь учащимся вспомнить задания, которые являются необходимой основой для выполнения данного задания;
· карточки различного цвета, когда учащиеся сами выбирают себе задание;
· перфокарты.
6. Для изучения фактического материала считается целесообразным применять такие приемы, как подготовка сообщений, написание рефератов. (Ученики используют фотографии, иллюстрации, делают компьютерный набор текста) Помимо этого, они пользуются библиотекой, дополнительной литературой. Узнав новое в процессе работы, хотят поделиться своими знаниями, вернее, показать, что они ЭТО знают (повышается мотивация к предмету, выравнивается самооценка).
При изучении темы “Основные факты биографии и обзор творчества И.С. Тургенева” предлагается самостоятельная работа по учебнику. Каждый ученик (пара учеников) получает карточку-задание, соответствующую его уровню подготовки.
Слабый ученик готовит задание по выразительному чтению и пересказу основных сведений биографии писателя. Средний учащийся готовит ответ на вопрос: “Какие события истории повлияли на формирование творчества И.С. Тургенева?”
Сильный ученик получает задание подготовить сообщение на тему: “И.С. Тургенев и журнал “Современник”.
Остальное время занимает работа по изучению биографии писателя, обзору его творчества, включая сообщения наиболее подготовленных учащихся или тех, кому было дано опережающее задание.
При этом ведется запись основных положений, рассуждений, выводов (выводы также часто предлагается сделать самим учащимся – прорефлексировать свою деятельность).
Можно использовать другой вариант учебной деятельности составление хронологической таблицы. Таблица составляется совместно, а в конце работы даются индивидуально-групповые задания: вспомнить основные исторические события этого времени и заполнить дополнительную графу “события эпохи” (межпредметная связь);“разбить” таблицу на этапы жизни и деятельности писателя; ответить на вопрос : “С какой целью выполняются последние задания?” и т.д.
Проведение уроков по изучению биографии писателей предполагает различные формы и типы уроков: урок-лекция, урок-диспут, беседа, семинар и т.д. выбор зависит от степени подготовленности группы.
При изучении темы “Сказки Салтыкова-Щедрина” дается задание учащимся: прочитать, пересказать их на уроке, попытаться самим определить главную мысль; более сильные учащиеся делают анализ произведения, дают сравнительную характеристику. Творческое задание : нарисовать героев сказки, написать свою сказку, используя художественные средства писателя-сатирика.
7. При обучении ребят старшего звена не обойтись без использования опорных конспектов. По темам работают ребята как индивидуально, так и в группах. Опорные конспекты позволяют контролировать знание учащимися художественных текстов, умение рассуждать, делать выводы.
8. Особое место отводится на уроке контролю знаний учащихся. В конце изучения тем, разделов проводятся контрольные срезы. Вопросы контрольных срезов можно составлять с учетом трех уровней знаний, можно дифференцировать задание.
Этот материал можно систематизировать и представить в виде тезисов и таблицы, наглядно демонстрирующей принципы дифференциации и индивидуализации обучения.