Прежде чем чему-то научить,
Следует самим нам научиться
Детские ошибки возлюбить,
Чтобы лишний раз не ошибиться.
Главное, зависимое слово,
Спинку ровно, ручка, карандаш…
Раз за разом, год за годом снова,
А на выходе – ребячий гений наш.
Обратиться к системе обучения, заявленной в теме работы, меня заставили две фразы, сказанные в разное время разными учениками.
“Сергей Юрьевич, сколько будет стоить написать сочинение на “пятёрку”?
“Три, три, три… Сергей Юрьевич, у меня дневник скоро будет, как решето – весь в дырочку!”
Первая фраза была сказана одним из моих первых выпускников, семь лет тому назад, вторая с горечью в глазах и дрожанием в голосе нынешним пятиклассником.
За последние годы в содержании образования произошли коренные изменения, которые обусловлены тем, что с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения акцент переносится на формирование общеучебных умений, что влечёт за собой, естественно, изменение самой системы оценивания.
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.001 № 1765 – Р, говорится о необходимости формирования у учащихся оценочной самостоятельности, когда учащиеся совместно с учителем и одноклассниками оценивают свою работу. Самооценка включает в себя три составляющие. Первая составляющая связана с содержанием оценочной деятельности учителя (самооценка у учащихся успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к нему, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться). Второй составляющей процесса самооценки является развитие у обучающегося умения дать самому себе содержательную характеристику, самому регулировать свой учебный труд, третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.
В Информационном письме Министерства образования от 03.06.2003 № 13 – 51 – 120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях” много говорится о недостатках традиционной пятибалльной системе обучения, среди которых выделяются отсутствие у учащихся полной оценочной самостоятельности, затруднение индивидуализации обучения, малая информативность традиционной системы обучения и травмирующий характер отметки, т.к. она полностью сосредоточена в руках педагогического коллектива.
Ни для кого не секрет, что традиционно в школе оценивают по пятибалльной системе, на самом деле, эта система уже давно превратилась в трёхбалльную систему, ведь в каждой школе проходят традиционно педагогические советы, на которых говорят, что “ставя ученику “2”, учитель ставит “2” себе”, а о “1” и говорить не приходится. Что остаётся? “3”, “4”, “5”. Не мало ли, уважаемые коллеги? Помимо этого, нередко педагогическим советам предшествуют “хождения по мукам”, когда классные руководители, чувствуя себя очень неловко, подходят к преподавателям-предметникам, чтобы поговорить об успеваемости Маши, Оли или Коли, узнать, что необходимо сделать этим ученикам для того, чтобы в следующей четверти итоговая отметка была бы более высокой…
Всё вышеуказанное позволило пойти на своеобразный эксперимент – в одном из пятых классов на уроках русского языка были использованы элементы системы безотметочной системы обучения. Нельзя говорить о том, что в течение всего учебного процесса на уроках класс работал по этой системе, для этого необходима определённая правовая база, куда входят “Положение о безотметочном обучении” и “Правила оценочной безопасности”, которые на данный момент в нашем учебном заведении находятся в стадии разработки. Об этих документах много сказано на оперативных совещаниях при директоре школы и на педагогических советах.
Первая, стартовая работа, была проведена с учащимися после изучения тем “Правописание безударной гласной в корне слова” и “Правописание непроизносимых согласных в корне слова”. Темы, которые является проблемными для учащихся любых классов, вплоть до выпускников, когда очень трудно подобрать какое-либо необходимое проверочное слово.
Изначально ученикам был предложен следующий текст:
Нискае сонце ослипитильно била вглаза. Море подним вовсю шырину горела, как магний. Степ абрывалас с разу.
Крутая дарошка вила зигзагами внис. Петя превык бегат поней басеком. Батинки стисняли мальчека. Подмётки скальзили. Ноги бижали сами собой.
Как видите, в данном тексте представлено довольно большое количество ошибок. Далее ученикам была предложена шкала, в вершине которой стояла цифра 29 (количество ошибок допущенных в данном тексте). Сложность была в том, что помимо слов на изученные орфограммы в тексте встречаются ошибки и на другие правила (правописание окончаний имён прилагательных, правописание предлогов и т.д.) Далее, при нахождении каждой ошибки учащиеся должны были отмечать на своих графиках по одному пункту. Один пункт – одна ошибка. Следует отметить, что класс успешно справился с предложенным заданием, притом не оценивалась скорость выполнения задания и аккуратность его выполнения, потому что это относится к психологическим особенностям каждого ребёнка в отдельности.
При безотметочной системе обучения учитель и ученик должны выяснить для себя три важных вопроса: Что оценивать, как оценивать и какими средствами оценивать. После выполнения данной работы оценивалось умение учащимися видеть ошибкоопасные места и умение применять правила правописания в определённой ситуации. Результаты данной работы были занесены в “Лист индивидуальных достижений”, который имеется у каждого ученика.
При безотметочной системе обучения ученик вправе сам выбрать задание того уровня, которое сегодня будет предложено учителем для работы в классе. При этом ученик выбирает как определённый уровень задания, так и тип задания, над которым будет работать.
При изучении темы “Правописание безударных гласных в корне слова” учащимся было предложено следующее задание:
В…щевой, в…лна, гр…ница, д…ржать, др…бить, зам…рзать, зн…мёна, к…тать, к…дать, к…вёр, к…льцо, л…скать, л…вша, л…чить, м…слёнка, м…нять, нар…дить, н…мой, оз…ро, ос…нь, п…хать, п…хучий, пр…мой, п…тёрка, с…бор.
Задание 1-го уровня:
- Обозначьте в словах корень и вставьте пропущенные буквы.
- К пяти существительным подберите проверочные слова.
Задание 2-го уровня:
- Обозначьте в словах корень, вставьте пропущенные буквы; рядом с глаголами запишите проверочные слова.
- С выделенными словами составьте простые предложения.
Задание 3-го уровня:
- Выпишите любые 15 слов, обозначьте в них корень, поставьте ударение, в скобках напишите проверочные слова.
- Со словом ребро составьте несколько предложений с учётом его значений. Проверьте себя по словарю.
При выполнении данной работы оценивались несколько параметров: для заданий любого уровня необходимо было умение правильно подбирать проверочное слово к слову с безударной гласной в корне слова, умение правильно выделять корень. Для учащихся, работающих со вторым уровнем сложности, необходимо умение видеть морфологические особенности слов и умение составлять предложения. Для самого высокого, третьего уровня, Необходимо знание орфоэпических норм и умение работать со словарём.
Одной из проблем, с которой сталкиваются многие учителя-словесники, является отсутствие необходимого количества словарей для работы в классе на уроках русского языка. Если с орфографическими словарями можно работать, выдав по одному словарю на парту, то с остальными словарями… Тех толковых, орфографических и орфоэпических словариков, которые даны в конце каждого учебника, конечно, недостаточно.
“Самый надёжный бизнес – вкладывать деньги в образование” - афоризм, которым пользуются многие современные учителя. Для своих пятиклассников я решил проблему следующим образом: использовал пособие для учащихся “К пятёрке шаг за шагом”, размножив для учеников словарные слова, которые там даны. Так, при изучении безударных гласных, была использована следующая группа слов:
об_жать вокруг дома
об_жать малышей
зап_вать в хоре
зап_вать молоком
пос_деть от старости
пос_деть в сквере
сл_зать с лестницы
сл_зать сметану
пол_скать горло
пол_скать ребёнка
отв_рить яйца
отв_рить двери
Учащимся было предложено подобрать проверочные слова, выделив корни в словах с пропущенными буквами. Домашнее задание при работе с этими словами было следующим: составить связный текст, используя 4 пары слов с безударными гласными. При этой работе оценивается умение подбирать проверочные слова и умение составлять предложения и связный текст.
Работы, которые были предложены учащимся при безотметочной системе обучения, были составлены так, чтобы у них был однозначный критерий оценивания: (количество орфограмм, количество предложений и т.д.), оценивание данных работ было объективно, ученик и учитель знали, что будет оцениваться при той работе, которую ученик выполняет на определённом этапе своей деятельности.
Определённым достижением можно считать то, что многие учащиеся к концу изучения темы чувствовали себя уверенно, редко обращались за помощью к учителю и выбирали задания 2-3 уровня.
Система безотметочного обучения нова, на пути её реализации есть определённые сложности, но уже то, что учащиеся, многие родители относятся к ней заинтересованно, говорит о том, что эта система имеет право на существование.
Список используемой литературы
- Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс М. Просвещение 2003.
- Васильева В.В., Пищеева Г.Н. Разноуровневые задания по русскому языку для 5-го класса. Ростов-на-Дону, Феникс 2003.
- Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003 № 13 – 51 – 120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях”
- “Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года”, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.001 № 1765 – Р.