Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;
  • показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
  • тренировать внимательность;
  • воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника;
  • воспитывать умение работать в паре и в коллективе.

Оборудование:

  • Технологическая карта работы.
  • Карточки с текстом для исследования.
  • Учебник.
  • Аудиозапись упражнения для определения вида предложений на слух.
  • Грамматические таблицы “Сложные предложения”.

ХОД УРОКА

I. Начало урока

Учитель знакомит учащихся с темой урока и объясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала

1. Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (5 минут).

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

  • Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
  • Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
  • В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
  • Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Учащимся предлагается составить в тетрадях таблицу с колонками “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал(а)”. В колонку “Знаю” вносят сведения, полученные в результате обсуждения в паре. В колонку “Хочу узнать” предлагается внести спорные идеи и вопросы.

3. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

  • Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
  • Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
  • Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

4. После чтения текста предлагается заполнить колонку “Узнал(а)", располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке “Хочу знать”.

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

Источники информации

Сложные предложения делятся на три группы: ССП, СПП и бессоюзные.

Сложные предложения состоят из нескольких простых.

В ССП и СПП простые предложения соединяются при помощи союзов.

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

Из чего они состоят?

Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

   

5. Тренировочные упражнения.

1. Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь.

2. Определить на слух, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.

3. На доске записаны предложения.

III. Заключительная часть. Выводы

Учитель: Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях. В бессоюзных сложных предложениях ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

IV. Домашнее задание

Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях. Заполнить четвертую колонку таблицы в тетрадях (поработать со словарями). Читать теорию (стр.58 – 59).

Приложение