Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе на тему: "Придаточные определительные в сложноподчиненном предложении"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Закрепить понятие о придаточных определительных.

2. Обратить внимание на синонимию определительного придаточного и причастного оборота.

3. Продолжить отработку построения схемы СПП.

4. Воспитание гражданственности, патриотизма.

5. Развитие речи учащихся, расширение лексического запаса, совершенствование прописных навыков.

Оборудование: толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова, портреты К.Ф. Рылеева, Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского, В.В. Путина, символика государства: гимн, флаг, герб, конституция; высказывания поэтов, словарные слова, карточки, жетоны.

Интеграция русского языка, литературы и граждановедения.

Эпиграф урока: "Я не поэт, а Гражданин" (К.Ф. Рылеев)

ХОД УРОКА.

1. Сообщение цели.

Ребята, обратите, пожалуйста, на тему нашего урока, которая записана в форме схемы. Расшифруйте! Попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока.

Какой?

[+/- указательное слово + существительное], (союзное слово: который, где, что…)

2. Подготовка к восприятию темы.

Конечно же, сегодня на уроке мы закрепим понятие о придаточных определительных, уделим внимание синонимии определительного придаточного и причастного оборота, лексической работе над словом и продолжим отработку построения схемы СПП.

Обратите внимание на знаменательные даты, которые окружают нас на сегодняшний день, о чем они вам напомнили? (на доске таблицы с датами: 10.12.1821 и 12.12.1993)

Во-первых, 10 декабря (по новому стилю)1821г. родился народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, а во- вторых, 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации (основной закон государства).

3. Словарно – лексическая работа.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: " Я не поэт, а Гражданин". Эта фраза принадлежит поэту - декабристу Кондратию Федоровичу Рылееву, который прежде всего считал себя гражданином своей отчизны. Все помыслы Рылеева были о том, чтобы сделать литературу трибуной, с которой можно бы было говорить о злободневных политических вопросах, учить молодежь патриотизму.

Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну?

Скажите, пожалуйста, кто такой гражданин? (Ответы учащихся)

Найдите данное слово в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова, зачитайте словарную статью и сравните со своими ответами (ребята ищут в словаре значение данного слова)

В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова дается следующее определение:

ГРАЖДАНИН – 1. Это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

Подберите однокоренные слова к слову "гражданин". (гражданка, гражданский, гражданство)

Каково лексическое значение этих слов, проследите за словообразованием и

сконструируйте словосочетания.

4. Работа с синонимической конструкцией определительного придаточного и причастного оборота.

  • Устная работа.

Давайте, еще раз обратим внимание на словарную статью слова "Гражданин". Внимательно прочитайте и охарактеризуйте предложение по количеству грамматических основ.

Зачитывается предложение \ простое

Чем осложнено? \обособленным определением, выраженным

причастным оборотом

Ваша задача: преобразовать его в сложноподчиненное предложение.

(Ребята зачитывают сконструированное предложение)

  • Работа у доски.

Запись готового предложения с пунктуационным, орфографическим и синтаксическим разборами и с составлением схемы.

Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется его защитой и наделено совокупностью политических прав и обязанностей.

Вывод:

Какие придаточные называются определительными?

  • Лексическая работа.

Что такое государство?

Сравните свои ответы со словарной статьей в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова (политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которого оно осуществляет свою власть и охрану существенного порядка).

Подберите однокоренные слова. (Государственный, государственность, внутригосударственный, межгосударственный)

Каково лексическое значение этих слов, проследите за словообразованием и сконструируйте словосочетания.

5. Комментарий учителя о Конституции.

Конституция проводит четкое разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства. На сегодняшний день Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах (совокупность законов): в Декларации независимости (1776г. США), в Декларации прав человека и гражданина(1789г. Франция) (официальное или торжественное программное заявление; название некоторых официальных документов).

Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Права и свободы гражданина реализуются в сфере отношений индивида с государством.

· Вернемся снова в мир поэзии. Н.А. Некрасов, вдохновленный пафосом поэзии Рылеева в 1855г., перефразируя фразу: " Я не поэт, а Гражданин", в стихотворении "Поэт и гражданин" пишет:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Как вы понимаете последнюю фразу, что значит "Отечества достойный сын"?

У Некрасова звучит так (выразительное чтение наизусть учащегося).

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет гроше укоризны.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.

Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви.

· В Конституции названы и обязанности, которые несут лишь граждане, например: защита Отечества (с,59), возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (с.60) и т.д.

Скажите, пожалуйста, с какого момента человек становится гражданином? (С рождения)

6. Закрепление. Работа у доски.

Ну, что ж, дорогие граждане, продолжим работу у доски, и вашему вниманию будут предложены предложения, взятые из лирики Н.А. Некрасова. Ваша задача: определить вид придаточного.

Есть-де на свете такая страна,
Где никогда не проходит весна.
Той бездны сам я не хотел бы видеть,
Которую ты можешь осветить

· Параллельно проводится индивидуальная работа по карточкам.

Вставить и объяснить пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, определить вид придаточного предложения, начертить схему.

Наивная и страс..ная душа
В ком помыслы пр..красные кипели
Упорствуя волнуясь и спеша
Ты чес..но шел к одной высокой цел...

Лиш..ые даров довольства и свободы
Мы живо чу..ствуем сокровища природы
Которых сильные и сытые земли
Отнять у бедняков г..лодных (не)могли.

7. Графический диктант с последующей проверкой.

1.И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий.

2.То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

3. Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?

8. Рефлексия.

В заключении хочется вспомнить радостную, полную энергии фразу замечательного поэта В.В. Маяковского:

Я достаю
из широких штанин
дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте,
Я - гражданин
Советского Союза.

Какие новые знания вы приобрели на уроке?

Если вы усвоили тему, то поднимите зеленые жетоны, которые говорят о том, что путь открыт для усвоения следующей порции материала, а красные - стоп, я не усвоил темы.

9. Домашнее задание.

Из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" выписать 5 сложноподчиненных предложений с придаточным определительным.