Цели:
1. Закрепить понятие о придаточных определительных.
2. Обратить внимание на синонимию определительного придаточного и причастного оборота.
3. Продолжить отработку построения схемы СПП.
4. Воспитание гражданственности, патриотизма.
5. Развитие речи учащихся, расширение лексического запаса, совершенствование прописных навыков.
Оборудование: толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова, портреты К.Ф. Рылеева, Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского, В.В. Путина, символика государства: гимн, флаг, герб, конституция; высказывания поэтов, словарные слова, карточки, жетоны.
Интеграция русского языка, литературы и граждановедения.
Эпиграф урока: "Я не поэт, а Гражданин" (К.Ф. Рылеев)
ХОД УРОКА.
1. Сообщение цели.
Ребята, обратите, пожалуйста, на тему нашего урока, которая записана в форме схемы. Расшифруйте! Попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока.
Какой?
[+/- указательное слово + существительное], (союзное слово: который, где, что…)
2. Подготовка к восприятию темы.
Конечно же, сегодня на уроке мы закрепим понятие о придаточных определительных, уделим внимание синонимии определительного придаточного и причастного оборота, лексической работе над словом и продолжим отработку построения схемы СПП.
Обратите внимание на знаменательные даты, которые окружают нас на сегодняшний день, о чем они вам напомнили? (на доске таблицы с датами: 10.12.1821 и 12.12.1993)
Во-первых, 10 декабря (по новому стилю)1821г. родился народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, а во- вторых, 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации (основной закон государства).
3. Словарно – лексическая работа.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока: " Я не поэт, а Гражданин". Эта фраза принадлежит поэту - декабристу Кондратию Федоровичу Рылееву, который прежде всего считал себя гражданином своей отчизны. Все помыслы Рылеева были о том, чтобы сделать литературу трибуной, с которой можно бы было говорить о злободневных политических вопросах, учить молодежь патриотизму.
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну?
Скажите, пожалуйста, кто такой гражданин? (Ответы учащихся)
Найдите данное слово в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова, зачитайте словарную статью и сравните со своими ответами (ребята ищут в словаре значение данного слова)
В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова дается следующее определение:
ГРАЖДАНИН – 1. Это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.
Подберите однокоренные слова к слову "гражданин". (гражданка, гражданский, гражданство)
Каково лексическое значение этих слов, проследите за словообразованием и
сконструируйте словосочетания.
4. Работа с синонимической конструкцией определительного придаточного и причастного оборота.
- Устная работа.
Давайте, еще раз обратим внимание на словарную статью слова "Гражданин". Внимательно прочитайте и охарактеризуйте предложение по количеству грамматических основ.
Зачитывается предложение \ простое
Чем осложнено? \обособленным определением, выраженным
причастным оборотом
Ваша задача: преобразовать его в сложноподчиненное предложение.
(Ребята зачитывают сконструированное предложение)
Работа у доски.
Запись готового предложения с пунктуационным, орфографическим и синтаксическим разборами и с составлением схемы.
Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется его защитой и наделено совокупностью политических прав и обязанностей.
Вывод:
Какие придаточные называются определительными?
- Лексическая работа.
Что такое государство?
Сравните свои ответы со словарной статьей в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова (политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которого оно осуществляет свою власть и охрану существенного порядка).
Подберите однокоренные слова. (Государственный, государственность, внутригосударственный, межгосударственный)
Каково лексическое значение этих слов, проследите за словообразованием и сконструируйте словосочетания.
5. Комментарий учителя о Конституции.
Конституция проводит четкое разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства. На сегодняшний день Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах (совокупность законов): в Декларации независимости (1776г. США), в Декларации прав человека и гражданина(1789г. Франция) (официальное или торжественное программное заявление; название некоторых официальных документов).
Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Права и свободы гражданина реализуются в сфере отношений индивида с государством.
· Вернемся снова в мир поэзии. Н.А. Некрасов, вдохновленный пафосом поэзии Рылеева в 1855г., перефразируя фразу: " Я не поэт, а Гражданин", в стихотворении "Поэт и гражданин" пишет:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Как вы понимаете последнюю фразу, что значит "Отечества достойный сын"?
У Некрасова звучит так (выразительное чтение наизусть учащегося).
Не может сын глядеть спокойно |
Будь гражданин! Служа
искусству, |
· В Конституции названы и обязанности, которые несут лишь граждане, например: защита Отечества (с,59), возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (с.60) и т.д.
Скажите, пожалуйста, с какого момента человек становится гражданином? (С рождения)
6. Закрепление. Работа у доски.
Ну, что ж, дорогие граждане, продолжим работу у доски, и вашему вниманию будут предложены предложения, взятые из лирики Н.А. Некрасова. Ваша задача: определить вид придаточного.
Есть-де на свете такая страна,
Где никогда не проходит весна.
Той бездны сам я не хотел бы видеть,
Которую ты можешь осветить
· Параллельно проводится индивидуальная работа по карточкам.
Вставить и объяснить пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, определить вид придаточного предложения, начертить схему.
Наивная и страс..ная душа
В ком помыслы пр..красные кипели
Упорствуя волнуясь и спеша
Ты чес..но шел к одной высокой цел...
Лиш..ые даров довольства и свободы
Мы живо чу..ствуем сокровища природы
Которых сильные и сытые земли
Отнять у бедняков г..лодных (не)могли.
7. Графический диктант с последующей проверкой.
1.И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий.
2.То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
3. Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
8. Рефлексия.
В заключении хочется вспомнить радостную, полную энергии фразу замечательного поэта В.В. Маяковского:
Я достаю
из широких штанин
дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте,
Я - гражданин
Советского Союза.
Какие новые знания вы приобрели на уроке?
Если вы усвоили тему, то поднимите зеленые жетоны, которые говорят о том, что путь открыт для усвоения следующей порции материала, а красные - стоп, я не усвоил темы.
9. Домашнее задание.
Из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" выписать 5 сложноподчиненных предложений с придаточным определительным.