Большие возможности для внутренней дифференциации дает использование ЭВМ в организации учебно-воспитательного процесса. К внутренней дифференциации мы относим гибкие, мягкие, ненавязчивые формы дифференциации, которые организует педагог с первых шагов в школе на уроке. Для этого в его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать удобные, интересные ему типы заданий, содержание учебного материала, а также форму его выражения.
Использование ЭВМ на уроках русского языка дает учителю большие возможности. За небольшой промежуток времени (урок – 45 минут) учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические. ЭВМ можно использовать на уроках – зачетах, уроках – практикумах. (см. Приложение 1)
Дифференцированный подход на этих уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы.
Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.
Групповой формой деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учеников, если:
- перед типологическими группами одновременно поставлена некоторая учебная цель;
- задания могут быть, как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы;
- групповая форма деятельности реализует отношение “учитель – группа – ученик”;
- степень самостоятельности учащихся возрастает. Учитель следит за работой групп, помогает консультантам осуществлять руководство в группе;
- группы представляют творческий отчет о проделанной работе.
Индивидуальной формой деятельности является такой способ организации работы, когда:
- перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель, как сугубо индивидуальная личная цель деятельности;
- дифференцированные задания осуществляются с учетом принадлежности учащихся к группам А, В, С и Д;
- выполнение задания осуществляет каждый ученик самостоятельно;
- отдельным учащимся оказывается особая помощь;
- подводятся итоги деятельности каждого ученика.
Реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы, названные условно А, В, С и Д. В группу “А” входят учащиеся, знающие сверх программы, в “В” – с хорошим уровнем знаний и умений, в “С” – с минимальным уровнем знаний и умений, в “Д” – не достигших минимального уровня.
С помощью дифференцированных форм учебной деятельности могут быть реализованы следующие цели.
С учащимися групп “А” и “В”:
- расширение и углубление знаний по данной теме;
- развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли русского языка в жизни;
- доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы “С”:
- создание соответствующих условий для ликвидации пробелов в знаниях, актуализация знаний для успешного усвоения нового материала;
- развитие и закрепление интереса к русскому языку и учебной деятельности;
- формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над заданием;
- доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы “Д”:
- ликвидация пробелов в знаниях и умениях;
- развитие навыков и умений осуществлять самостоятельно деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал;
- доведение учащихся до минимального уровня знаний и способов деятельности.
Одним из способов включения слабых учащихся в продуктивную учебную деятельность является использование дозированной помощи, разработанной в рамках исследования по коррекционной педагогике. Выделено три основных вида такой помощи:
- стимулирующая помощь: заключается в дополнительном побуждении к деятельности или поиску допущенной ошибки;
- направляющая помощь: заключается в обозначении тех знаний, которые необходимо активизировать для выполнения задания;
- обучающая помощь – учитель подробно разбирает вместе с учеником весь ход рассуждения, необходимый для выполнения задания.
Дозированная помощь включается в текст самого задания (в качестве вспомогательных средств используются схемы, чертежи, начало выполнения задания и т.д.)
Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания.
Для проведения уроков – зачетов, уроков – практикумов с использованием ЭВМ класс делится на три группы (по 7-8 человек в группе). ((см. Приложение 2). В каждой группе выбирается консультант.
Время работы в каждой группе 10–12 минут.
1 группа работает на персональных компьютерах, выполняя задания теста. (индивидуальная дифференцированная работа). Учащиеся могут самостоятельно выбрать уровень сложности теста (тест разработан в двух уровнях сложности: 1 уровень – основной, 2 уровень повышенной сложности).
Перспектива: к концу изучения темы учащиеся групп “В” и “С” могут выбрать тест повышенной сложности и проверить свои знания по данной теме. Вследствие этого:
- повышается интерес учащихся к изучаемому предмету русский язык;
- стремление выполнить задания сложного уровня.
Консультанты вносят в протоколы (см. Приложение 2) оценки, которые получили ученики группы за тест, индивидуальные карточки, за работу в творческой лаборатории.
2 группа работает по индивидуальным карточкам (индивидуальная дифференцированная работа). Здесь учащимся тоже предоставляется возможность выбора задания. Выбрав карточку основного уровня и справившись с ней, ученик может взять карточку повышенной сложности, требующей нестандартного подхода для ее выполнения.
Таким образом, каждый продвигается вперед индивидуально, в своем собственном темпе.
Работа с тестом и индивидуальными карточками способствует развитию самостоятельности учащихся, формирует чувство ответственности. Ребятам дается возможность решить проблему, не прибегая к помощи учителя и одноклассников.
3 группа работает в творческой лаборатории (групповая дифференцированная работа).
Работа в группе способствует развитию и формированию у учащихся моральных и нравственных качеств личности. Школьники учатся не только выслушивать мнения своих товарищей, но и находить общее решение проблемы. Учащиеся при работе над творческим заданием учатся высказывать свое мнение (идет развитие устной связной речи). А так как творческую работу надо оформить письменно (и развитие письменной речи).
В конце урока группы отчитываются перед всем классом. При оценке творческих работ учитывается грамотное оформление работы, соответствие работы предложенному заданию, выразительное чтение.
По окончанию работы группы меняются заданиями по вертушке (учащиеся 1 группы теперь в течение 10 – 12 минут работают по индивидуальным карточкам, учащиеся 2 группы работают в творческой лаборатории, учащиеся 3 группы на персональных компьютерах и т.д.)
Использование ЭВМ на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.
Правильная организация уроков с использованием ЭВМ требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. Эффективность таких уроков невозможна без переосмысления основ процесса обучения. В первую очередь изменения затрагивают характер взаимодействия ученик – учитель. Учитель из организатора учебной работы становится своеобразным и часто незаметным помощником обучаемого. Это изменение влияет на отбор и организацию содержания обучения, на определение метода и форм обучения. Компьютерное обучение становится катализатором передовой педагогической теории, ориентированной на развитие личности обучаемого, способного реализовать свои собственные, в том числе и образовательные проекты и стремящегося к самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Таким образом, использование ЭВМ на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.