В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы специалистам всех без исключения профилей. В школах, как правило, ведется издательская работа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, – умения, которые актуальны не только для деятельности журналиста, но и для деятельности педагога. Теоретические знания о структуре текста (публицистического) также будут полезны будущим педагогам. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является одной из составляющих профессионального багажа педагога.
Цели:
- создание условий, способствующих формированию способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- выпуск собственной газеты БПК;
- внедрение электронной версии газеты на сайт БПК.
Задачи:
- способствовать реализации индивидуальных способностей студентов и развитию творческого потенциала личности;
- познакомить студентов с особенностями публицистического стиля и его жанрами (заметка, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, зарисовка, очерк);
- формировать базовый понятийный (терминологический) аппарат;
- формировать умение собирать материал и выполнять работы в жанрах публицистического стиля;
- воспитывать умение самостоятельно отбирать актуальный материал, развить в учащихся коммуникативные навыки письма и слушания.
Курс “Основы журналистики” рассчитан на 68 часов.
Предлагаемый вариант программы включает следующие разделы:
- Журналистика в социальном мире; (4 часа).
- Формирование “информационного багажа” журналиста; (1 час+2 часа из раздела Издательская работа).
- Публицистический стиль: лексика и синтаксис; (11 часов+6 часов из раздела Издательская работа).
- Жанр заметки; (8 часов+2 часа из раздела Издательская работа).
- Технология интервью; (16 часов+2 часа из раздела Издательская работа).
- Корреспонденция; (2 часа).
- Жанры периодической печати; (8 часов).
- Издательская работа; (18 часов: восемь часов теоретического курса издательской работы распределяется следующим образом: 2 часа рекомендуем прочитать после 2 раздела + 6 часов целесообразно включить в третий раздел + 2 часа в 4 раздел; 2 часа – в 5 раздел; десять часов практического курса издательской работы распределяются между месяцами второго полугодия).
Основной задачей первого, второго и третьего разделов является формирование комплексного взгляда на место журналистики в обществе, знакомство с особенностями газетной речи.
Далее логика развития курса проявляется в том, что:
- происходит знакомство с основными принципами интервьюирования;
- рассматриваются особенности газетных жанров: заметки, корреспонденции, статьи, аннотации, отзыва, рецензии, зарисовки, очерка, эссе.
Особое место в курсе занимает раздел, посвященный издательской работе, в ходе которой рассматриваются принципы организации и планирования работы редакции, техническая сторона формирования газетного издания с перспективой издания собственной газеты (“Вестник БПК”). Особенность этого раздела заключается в том, что с издательской работой студенты знакомятся в процессе освоения всего курса. В первом полугодии студенты получают теоретические знания по организации и планированию работы редакций; выбору и подготовке иллюстраций; литературном и шрифтовом оформлении заголовков; техническом оформлении изданий; макетированию.
Во втором полугодии студенты работают в группах (5 групп) – каждая группа должна возглавить работу над выпуском одного номера газеты. Таким образом студенты осваивают работу в специальной программе Microsoft Office Publisher 2003, которая позволяет формировать публикации для печати. В каталоге Publisher хранится много вариантов публикаций, позволяющих выполнить печатное издание в различных стилях.
Важной задачей в данном случае является научать студентов ориентироваться в программе и формировать печатное издание.
В процессе изучения курса студенты должны овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:
- лексика современной газеты;
- синтаксис языка газеты;
- заметка;
- интервью;
- статья;
- корреспонденция;
- отзыв;
- зарисовка;
- очерк;
- эссе;
- издательская работа.
Студенты должны владеть знаниями:
- о теоретических основах и тенденциях
журналистской деятельности;
- знать формы организации работы журналиста;
-наряду с очевидными психологическими факторами,
влияющими на характер восприятия журналистских
произведений, уровни психической деятельности;
- функции, мотивы, цели журналистской
деятельности;
- принципы формирования имиджа журналиста;
- каналы формирования “информационного багажа”;
- знать особенности жанров публицистического
стиля;
- теоретические и практические основы
интервьюирования: виды, формы, режиссуру
интервью;
- знать разновидности вопросов;
- тактику преодоления неприемлемых
обстоятельств при интервьюировании.
Студенты должны владеть умениями:
- программировать собственную деятельность на
успех;
- учитывать менталитет отечественного читателя;
- оформлять рукопись;
- планировать работу журналиста;
- самостоятельно отбирать актуальный материал
(темы, информацию);
- уметь задавать вопросы;
- отбирать устойчивые сочетания, фразеологию,
формирующие различные газетные жанры;
- выполнять работу в жанрах публицистического
стиля (анализировать и обрабатывать собранный
материал);
- оформлять печатные издания (литературное и
шрифтовое оформление заголовков, составлять
макет будущей газеты);
- планировать работу редакции;
- работать в команде.
Содержание темы “Журналистика в социальном мире”:
Массовая коммуникация. Диалог и формы “человекотворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности. Управление имиджем журналиста. Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат? Культура оформления рукописи.
Студенты должны знать: тенденции журналистской деятельности; принципы формирования имиджа журналиста; наряду с очевидными психологическими факторами, влияющими на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности; функции, мотивы, цели журналистской деятельности.
Студенты должны уметь: программировать собственную деятельность на успех; учитывать менталитет отечественного читателя; оформлять рукопись.
Содержание темы “Формирование “информационного багажа” журналиста”:
Поиск темы и информации. Каналы формирования “информационного багажа”.
Студенты должны знать: каналы формирования “информационного багажа”.
Студенты должны уметь: самостоятельно отбирать актуальный материал; формулировать тему публицистического сочинения.
Рекомендуем в рамках данного раздела дать тему восьмого раздела – “Организация и планирование работы редакций”.
Содержание темы “Публицистический стиль: лексика и синтаксис”:
Общие особенности языка газеты. Лексика современной газеты. Стилистическая роль устойчивых сочетаний. Фразеология в контексте. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии. Синтаксис языка газеты.
Практические занятия:
Анализ лексики современной газеты.
Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии.
Наблюдения над синтаксисом языка газеты. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса. “Рубленая” проза. Эллиптическое предложение. Номинативные предложения. Присоединительные конструкции. Актуальное членение предложения. Управление. Согласование.
Примеры организации самостоятельной работы студентов: Составить таблицу “Особенности публицистического стиля”.
Найти приметы научного и художественного стилей.
Выбрать из текста речевые формы, обладающие оценочным характером.
Студенты должны знать: лексические особенности газетного жанра; синтаксические особенности публицистического произведения.
Студенты должны уметь: отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры.
Рекомендуем в рамках данного раздела дать темы восьмого раздела – Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий.
Содержание темы “Технология интервью”:
Подходы к интервью. Виды интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники. Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире.
Примеры организации самостоятельной работы студентов: Составить интервью на заданную тему.
Студент должен знать: теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.
Студент должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.
Содержание темы “Жанр заметки”:
Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Поиск заголовка. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка.
Практические занятия:
Анализ заметки информационного характера.
Специфика положительной заметки.
Особенности критической заметки.
Специфические особенности полемической заметки.
Примеры организации самостоятельной работы студентов: Найти в газете критическую, полемическую, расширенную заметку, заметку информационного характера. Наклеить в тетрадь.
Найти в любой газете 10 свежих заголовков, запишите их в тетрадь с указанием газеты и номера. Если сам заголовок не ясен, то в скобках сообщите суть материала.
Исправить заметки учащихся. Объясните коррективы.
Написать заметку на любую актуальную тему.
Студенты должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка.
Студенты должны уметь: продуцировать заметку любого вида.
Рекомендуем в рамках данного раздела дать тему восьмого раздела – Макетирование. Планирование работы редакций.
Содержание темы “Корреспонденция”.
Практические занятия:
Особенности жанра корреспонденции.
Студенты должны знать: специфические особенности жанра.
Студенты должны уметь: анализировать и обрабатывать исходный материал.
Содержание темы “Жанры периодической печати”:
Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе.
Практические занятия:
Отзыв о кинофильме, спектакле, картине…
Отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему.
Что такое рецензия? Отличие от отзыва и аннотации.
Особенности жанра рецензии.
Жанр очерка. Виды очерков: публицистический, художественный, путевые заметки.
Эссе.
Примеры организации самостоятельной работы студентов: Найти в газетах зрительский отзыв, приклеить в тетрадь.
Написать отзыв о кинофильме или спектакле.
Найти в газетах очерк, приклеить в тетрадь. Определить вид очерка.
Написать эссе на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах). Студенты должны знать: особенности публицистических жанров.
Студенты должны уметь: составлять аннотации, рецензии, писать отзывы, очерки, эссе; высказывать свои впечатления о произведении искусства; уметь сжато излагать текст.
Содержание темы “Издательская работа”:
Организация и планирование работы редакций. Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы редакций.
Примеры организации самостоятельной работы студентов: студенты работают в группах – каждая группа должна выпустить один номер.
Написать сочинение в любом публицистическом жанре.
Студенты должны знать:
как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.
Студенты должны уметь:
оформить печатные издания; планировать работу редакции; уметь работать в команде.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1965.
- Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.
- Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
- Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
- Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
- Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.