Тема: «Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы» (11 класс)
Цель:
Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме.
Задачи:
1) проанализировать прозаический текст и дать характеристику изобразительно-выразительным средствам языка.
2) закрепить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать.
3) эстетическое воспитание на текстах художественной литературы: И.А. Бунин «Косцы». Культура речи, умение слушать, т.е. коммуникабельность.
Тип: Урок обобщения и систематизации знаний по языковому анализу текста, модульный.
Вид урока: Анализ текста художественного стиля.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.
Оборудование: текст, план анализа текста, технологическая карта.
Межпредметные связи: литература.
Структура урока.
- Сообщение темы, постановка цели.
- Блок «вход» - актуализирующий контроль (опора на знания и способы действия, которые необходимы для усвоения всего проблемного модуля).
- Творческий блок. Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы».
- Блок обобщения.
- Блок выхода. Домашнее задание.
Ход урока.
УЭ – 0 – Интегрирующая цель.
УЭ – 1 – Входной контроль
УЭ – 2 – Анализ текста
УЭ – 3 – Обобщение
УЭ – 4 – Выходной контроль
УЭ – Р– Резюме
УЭ – 0 | Интегрирующая цель |
|
|
УЭ – 1 | Входной контроль |
Вступительное слово учителя.
Записывание эпиграфа в тетрадь. Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?! Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского …, которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем в карту). В каждом слове – бездна образов. Цель нашего урока заключается в анализе изобразительно-выразительных средств русского языка. Давайте обратимся к УЭ - 1, который позволит нам мобилизовать (актуализировать) необходимы знания для последующей работы с текстом. |
|
УЭ – 1 1б
1б
1б
1б
1б 1б 1б 1б 1б |
Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте. Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – антономасия. Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия Он громко рыдающе засмеялся - оксюморон Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция |
А сейчас мы переходим к УЭ - 2, творческому блоку, и наша цель – анализ прозаического текста. Давайте обратимся к плану нашей работы. |
|
УЭ – 2 2б 4б 5б |
1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ee; душа могла петь так как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался на весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ф.И. __________________________________ класс _______ дата _____________
Тема: Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.Бунина «Косцы».
В каждом слове – бездна образов.
К. Паустовский
УЭ – 0 |
Интегрирующая цель |
|
|
||
УЭ - 1 |
Входной контроль Цель: актуализация знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка». |
|
1б
1б
1б
1б
1б 1б 1б 1б 1б |
1.1.В чем заключается
природа словесной образности?
_______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ 1.2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определения 1-2 понятиям _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ 1.3. Что такое тропы, назовите их. _______________________________________________ _______________________________________________ 1.4. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете. _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте. Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) -……………….. Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) - ……………………………………….. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) - …………………………………………… Он громко рыдающе засмеялся. - ……………………….. Как обходительна! Добра! Мила! Проста! - ………….. |
Работаем 7 минут, контроль по устному ответу ученика |
УЭ- 2 |
Анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа И. Бунина «Косцы» Цель: совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры. |
||||
1б |
2. 1. Выразительное чтение текста | Работаем 2 минуты. Взаимоконтроль | |||
1б 1б |
2.2. Тема:
_______________________________________________________________ 2.3. Идея:________________________________________________________________ |
Работаем 2 минуты Устный контроль |
|||
2.4. Тропы В чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов. Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать это «очарование»? |
|||||
Звуки |
Чувства |
Краски |
Запахи |
||
4б |
«звучность березового леса» (метафора); «Это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди» (сравнение); «пелись… с непосредственностью, легкостью несравненной, естественностью» (эпитеты) «человек… отзывался на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную» (метафора, антитеза) «чувства.. рассказывали вздохами, полусловами» ()метафора «откликающаяся даль» (метафора) «глубиной леса» (метафора) |
«были дети своей родины» (метафора) «хорошо, спокойно и любовно» (эпитет) «этот наш общий дом была - Россия» (метафора) «… ее душа могла петь так, как пели косцы» (сравнение) «чувствовалось… свеж, крепок, так наивен.., полон песнью» (метафора) |
«предвечернее время» (эпитет) «этими облаками на уже розовеющем западе» (эпитет) «широкими полукругами обнажая перед собою поляны» (метафоры) |
«полевой воздух» (эпитет) «свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов» (метафора) |
2.5. Стилистические фигуры |
Время выполнения 5
минут Контроль в парах |
|
Пример |
Значение |
|
Анафора 1,2,34,..6 предложения Параллелизм 1,2,3,4,5,6 предложения Градация (восходящая) 1,2,3,4,5,6 Полисендитон 2,3,4,5,6,7,8,9,10 Повтор местоимений 3 Эллипсис 8 предложение Парцелляция 5 предложение Периоды, Однородные члены предложения |
Значительная, эмоциональная
нагрузка, усиливает выразительность,
параллелизм строения. Резко выделяется содержание. Идет нарастание содержания. Нарастание смыслового и эмоционального значения. Придает тексту размеренное, плавное, мелодичное звучание. Фиксирование внимание, подчеркивание важнейшей мысли Придает динамизм, интонацию естественного разговора. Выделение основного, самого главного. |
|
УЭ -3 | Обобщение Цель: Охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств на примере эпизода из рассказа «Косцы» И.А. Бунина |
|
1б | Рассказ написан в 1924г. в Париже. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался при нем и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. Язык Бунина состоит великого множества соединения красок, света и звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти звук – это найти ритм прозы. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией как стихи и музыка». | Время выполнения 3 минуты. Контроль по устному ответу. |
УЭ- 4
1б |
Выходной контроль Цель: закрепление умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные средства русского языка с целью воздействия на чувства слушателя или читателя. Задание: При помощи выразительно-изобразительных средств передайте картину сегодняшнего утра. ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ |
Время выполнения 3 минуты. Контроль в парах |
УЭ-Р | Резюме Оцени себя |