Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Разделы: Русский язык


Тема: «Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы» (11 класс)

Цель:

Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме.

Задачи:

1) проанализировать прозаический текст и дать характеристику изобразительно-выразительным средствам языка.
2) закрепить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать.
3) эстетическое воспитание на текстах художественной литературы: И.А. Бунин «Косцы». Культура речи, умение слушать, т.е. коммуникабельность.

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний по языковому анализу текста, модульный.

Вид урока: Анализ текста художественного стиля.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Оборудование: текст, план анализа текста, технологическая карта.

Межпредметные связи: литература.

Структура урока.

  1. Сообщение темы, постановка цели.
  2. Блок «вход» - актуализирующий контроль (опора на знания и способы действия, которые необходимы для усвоения всего проблемного модуля).
  3. Творческий блок. Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы».
  4. Блок обобщения.
  5. Блок выхода. Домашнее задание.

Ход урока.

УЭ – 0 – Интегрирующая цель.

УЭ – 1 – Входной контроль

УЭ – 2 – Анализ текста

УЭ – 3 – Обобщение

УЭ – 4 – Выходной контроль

УЭ – Р– Резюме

УЭ – 0

Интегрирующая цель

 

1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры.
3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.

УЭ – 1

Входной контроль

  Вступительное слово учителя. Записывание эпиграфа в тетрадь.

Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?!

Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского …, которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем в карту).

В каждом слове – бездна образов.
К. Паустовский

Цель нашего урока заключается в анализе изобразительно-выразительных средств русского языка.

Давайте обратимся к УЭ - 1, который позволит нам мобилизовать (актуализировать) необходимы знания для последующей работы с текстом.

УЭ – 1

 

 

 

 

1. В чем заключается природа словесной образности? Ответ: (существуют слова-понятия и слова – образы). Понятие – общая мысль о предмете, идеи предмета, его сущность. Слова – образы – это картина предмета, которая воспринимается чувствами. Образ и понятие одновременно противопоставляют и объединяют в себе два начала: 1) Лес – множество деревьев… 2) Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).

2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определение 1-2 понятиям. Ответ: метафора, эпитет, метонимия, сравнение, олицетворение, перифраза…

3. Что такое тропы, назовите их. Ответ: троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значение. Пример.

4. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете. Ответ: СФ – это языковые единицы сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия. Пример: анафора, эпифора, параллелизм, градация и т.д.

Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.

Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – антономасия.

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия

Он громко рыдающе засмеялся - оксюморон

Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция

Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной выразительной.

А сейчас мы переходим к УЭ - 2, творческому блоку, и наша цель – анализ прозаического текста. Давайте обратимся к плану нашей работы.

УЭ – 2

План анализа текста.

1. Выразительное чтение.
2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста).
3. Анализ изобразительно-выразительных средств.
4. Выражение своего отношения к тексту.

1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ee; душа могла петь так как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался на весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И. __________________________________ класс _______ дата _____________

Тема: Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.Бунина «Косцы».

В каждом слове – бездна образов.

К. Паустовский

 

УЭ – 0

Интегрирующая цель

 

1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры.
3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.

УЭ - 1

Входной контроль

Цель: актуализация знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.В чем заключается природа словесной образности? _______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

1.2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определения 1-2 понятиям

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

1.3. Что такое тропы, назовите их.

_______________________________________________

_______________________________________________

1.4. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете.

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.

Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) -………………..

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) - ………………………………………..

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) - ……………………………………………

Он громко рыдающе засмеялся. - ………………………..

Как обходительна! Добра! Мила! Проста! - …………..

Работаем 7 минут, контроль по устному ответу ученика

 

УЭ- 2

Анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа И. Бунина «Косцы»

Цель: совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры.

2. 1. Выразительное чтение текста Работаем 2 минуты. Взаимоконтроль

2.2. Тема: _______________________________________________________________

2.3. Идея:________________________________________________________________

Работаем

2 минуты

Устный контроль

2.4. Тропы

В чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов. Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать это «очарование»?

 

Звуки

Чувства

Краски

Запахи

«звучность березового леса» (метафора);

«Это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди» (сравнение);

«пелись… с непосредственностью, легкостью несравненной, естественностью» (эпитеты)

«человек… отзывался на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную» (метафора, антитеза)

«чувства.. рассказывали вздохами, полусловами» ()метафора

«откликающаяся даль» (метафора)

«глубиной леса» (метафора)

«были дети своей родины» (метафора)

«хорошо, спокойно и любовно» (эпитет)

«этот наш общий дом была - Россия» (метафора)

«… ее душа могла петь так, как пели косцы» (сравнение)

«чувствовалось… свеж, крепок, так наивен.., полон песнью» (метафора)

«предвечернее время» (эпитет)

«этими облаками на уже розовеющем западе» (эпитет)

«широкими полукругами обнажая перед собою поляны» (метафоры)

«полевой воздух» (эпитет)

«свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов» (метафора)

 

2.5. Стилистические фигуры

Время выполнения 5 минут

Контроль в парах

Пример

Значение

Анафора 1,2,34,..6 предложения

Параллелизм 1,2,3,4,5,6 предложения

Градация (восходящая) 1,2,3,4,5,6

Полисендитон 2,3,4,5,6,7,8,9,10

Повтор местоимений 3

Эллипсис 8 предложение

Парцелляция 5 предложение

Периоды, Однородные члены предложения

Значительная, эмоциональная нагрузка, усиливает выразительность, параллелизм строения.

Резко выделяется содержание. Идет нарастание содержания.

Нарастание смыслового и эмоционального значения.

Придает тексту размеренное, плавное, мелодичное звучание.

Фиксирование внимание, подчеркивание важнейшей мысли

Придает динамизм, интонацию естественного разговора.

Выделение основного, самого главного.

УЭ -3

Обобщение

Цель: Охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств на примере эпизода из рассказа «Косцы» И.А. Бунина

 
Рассказ написан в 1924г. в Париже. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался при нем и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. Язык Бунина состоит великого множества соединения красок, света и звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти звук – это найти ритм прозы. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией как стихи и музыка». Время выполнения 3 минуты. Контроль по устному ответу.
УЭ- 4

 

 

Выходной контроль

Цель: закрепление умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные средства русского языка с целью воздействия на чувства слушателя или читателя.

Задание: При помощи выразительно-изобразительных средств передайте картину сегодняшнего утра.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Время выполнения 3 минуты.

Контроль в парах

УЭ-Р Резюме

Оцени себя