Разработка урока по теме: "Падеж имен существительных". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • научиться определять склонение и падеж имён существительных;
  • узнать правописание Е – И в окончаниях существительных.

ХОД УРОКА

1. Орфографическая разминка

Тишина над поляной, в мягком воздухе, жёлтыми полями, робко проступали, тают на солнце, осенняя погода, ровный шов, испортить машину, сдать сдачу, взбить сливки, полочка для брошюр, высокие растения, располагаться на ночлег, маленький росток.

Вывод:

  • безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением;
  • буквы О – Е после шипящих в корне;
  • слова – исключения;
  • непроизносимые согласные в корне;
  • буквы З – С на конце приставок;
  • и т.д.
  • Раздел: морфология, орфография, культура речи;
  • Что изучает морфология?
  • Работаем над какой частью речи? (имя существительное).
  • На повторение каких орфограмм проведена “орфографическая разминка”, сделаем вывод.

2. Работа со словарём “Говори правильно”

Верба, заморозки, тефтели, каучук, хворост, злоба, километр, хлопоты, боязнь, фарфор, ненависть, единство, хлопок, договоры.

Вывод:

  • воспитательная беседа по ТБ (со словом каучук);
  • элемент здоровосберегающей технологии (хлопок).
Объяснить:
  • лексическое значение слов;
  • расставить ударение;
  • зачитать словарные статьи (каучук, хлопок).

3. Синтаксическая пятиминутка

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и на землю обрушилась стена воды.

Дождя – сущ. (что?)

I. Н.ф. дождь (что?)
II. нариц., неодуш., м.р., II скл., ед.ч. Р.п.
III. Капли (чего?) дождя.

  • Сделать синтаксический разбор предложения.
  • Сделать схему предложения.
  • Морфологический разбор слова (дождя).

4. Физминутка

5. Устная фронтальная разминка (обобщающая)

а)

б) Словарная работа

 

 

Таблица на доске:

  • дописывают учащиеся (задание выполняется цепочкой);

 

  • работа с орфограммами в словарном слове (композитор);

Портрет Чайковского

  • собственное или нарицательное?

6. Музыкальная пауза

П.И. Чайковский “Времена года”, фрагмент “Весна”.

7. Объяснение темы “Падеж имён существительных”

В рощах птичье пение,
А в классе тишина
Проходим мы склонение
Склоняется “ВЕСНА”

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
(что?)
(чего?)
(чему?)
(что?)
(чем?)
(о чём?)
весна
весны
весне
весну
весною
о весне
  • Как изменяется слово весна? (По падежам.)
  • Как называется такое изменение? (Склонение.)
  • Итак, тема нашего урока какая? (Падеж имён существительных.)
  • А задача? (Умение определять склонение и падеж.)

8. Работа по учебнику (стр. 198)

№ 520 (устно)
№ 521 (письменно)

Уважать (кого?)…, благодарность (кому?)…, (за что?)…, гордиться (кем?)… и т.д.

№ 523
I – в (2, 4 предложение)
II – в (3, 5 предложение)

Задания читают учащиеся и делают выводы.

 

Характеристику морфемы объясняют учащиеся.

9. Итог работы

  • Назовите тему?
  • Задачи урока? (Умение определять …)
  • Как определить падеж? (Найти зависимое слово и поставить вопрос.)
  • Тестовые задания (индивидуально) проверить.

10. Домашнее задание

§ 96 – 97 № 527 ( задание дано с объяснением)

11. Поурочный балл