Русский язык
-
Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание снежинок" 2006
В статье показаны поиски учителя, как сделать урок интересным, необычным, а изучаемый материал значимым. Как подготовить учащихся к домашнему сочинению по личным наблюдениям, научить передавать впечатления в высказываниях, использовать эпитеты и сравнения в речи, познакомить учащихся с особенностями описания природы.
-
Адаптивная технология на уроках русского языка 2006
Автор предлагаемой разработки, обучая русскому языку, в течение нескольких лет использует технологию АСО (адаптивную), разработанную А.С. Границкой. Урок, построенный согласно этой технологии, имеет особую структуру, учебная деятельность на нем организована несколько иначе, чем на обычном уроке, особенно на этапе закрепления, отработки знания. Это осуществляется через задания трех уровней с адаптацией в режиме самостоятельной работы, контроль за результатами отработки осуществляется самими учащимися по "ключам". На таких уроках работают все. Технология Границкой воспитывает в учениках высокую работоспособность, способность действовать в самостоятельном режиме.
-
Уроки развития речи как предлог к разговору о важнейших событиях и явлениях отечественной истории 2006
Современная школа призвана формировать мыслящую личность, гражданина и патриота своей страны, осмысливающего ход истории, умеющего сопоставлять события прошлого с сегодняшним днем. Все эти воспитательные и образовательные задачи решаются на уроках развития речи при анализе картин гениальных русских художников, связанных с историческими коллизиями Российской державы. Самостоятельность учащихся в подборе материалов, необходимость делать исторические и искусствоведческие выводы – отличительная черта такого типа уроков.
-
Карта знаний как одна из форм контроля и самоконтроля учащихся на уроках русского языка в 6-м классе. (Описание педагогического опыта) 2006
Карта знаний помогает осуществлять постоянный контроль за уровнем освоения учащимися учебного материала и выработать у учащихся навыки постоянного самоконтроля за собственными знаниями, а также воспитывать стремление к улучшению учебных результатов и более глубокому освоению изучаемой темы.
-
Тема урока: "Истоки русской фразеологии" 2006
В данной статье даны рекомендации учителю при изучении фразеологизмов. Составлена таблица, классифицирующая фразеологизмы русского языка по их первоначальному употреблению.
-
Урок углубления и систематизации знаний. Проверка безударных гласных в двусложных словах. Итоговый тест за год. 2-й класс 2006
Продолжить работу над правописанием безударной гласной в корне слова; формировать умения находить в тексте слова с безударной гласной и проверять орфограмму.
-
Интегрированный урок по литературе и русскому языку (развитие речи), информатике с использованием регионального компонента 2006
Парк и усадьба, расположенные в микрорайоне РосНИИТиМ г. Новокубанска Краснодарского края, представляют собой историческую ценность уже потому, что являются частью семейной истории Солженицыных, а для нас - жителей микрорайона, частью истории нашей малой Родины. Подготовить детей к написанию сочинения-рассуждения с элементами публицистического стиля не просто, ведь они должны привлечь внимание к такой важной проблеме, как спасение парка, как пробуждение чувства любви к тому, что находится рядом с ними.
-
Викторина "Своя игра" 2006
Данное мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы в 6–7-х классах. Эта познавательная викторина "Своя игра" создаёт живой интерес детей к учебному предмету, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся, помогает проявить любознательность и смекалку.
-
Урок-аукцион знаний по русскому языку на тему: "Изменение имен существительных по падежам". 4-й класс 2006
Урок-аукцион знаний по русскому языку проведён для закрепления правописания безударных окончаний имён существительных. Эта форма проведения урока является выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся обеспечивается через групповую, индивидуальную и коллективную работу. Аукцион помогает оживить учебный процесс, сделать его интересным, даже азартным, полным коллективных чувств и переживаний. На этом уроке учащиеся ощущали радость успеха в проявлении своих знаний.
-
Урок по теме: "Знакомство с именем существительным" 2006
В данной разработке урока показано применение здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе (повышение двигательной активности, использование конторок, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика, физминутки на ковриках).
-
Урок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс 2006
Для закрепления изученной в 5-м классе темы "Глагол как часть речи" взята форма урока-путешествия с учетом знаний, умений и навыков, которыми овладели пятиклассники в процессе изучения русского языка. При разработке учитывалось, что ход и содержание должны быть ориентированы на развитие воображения и творческих способностей учащихся.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Путешествие в страну Имени Прилагательного" 2006
Представлен урок русского языка в 6-м классе – урок-путешествие, целью которого является повторение и обобщение изученного о прилагательном. В разработке использованы нестандартные формы и методы: грамматические шутки и перевод их на язык науки, для лучшего запоминания правил правописания – инсценирование. Использованы групповые, индивидуальные и коллективные формы работы, направленные на выработку и закрепление умений находить прилагательные в текстах художественной литературы, определять разряд по значению, грамматические признаки, роль прилагательных в речи.
-
Особенности урока в классе компенсирующего обучения 2006
Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность. И учителю важно не только иметь представление о содержании коррекционной работы, но и уметь ее организовать на каждом этапе урока в соответствии с возможностями и потребностями детей.
-
Интегрированный урок: русский язык + литература по теме: "А.М. Горький – "…отец и наставник Человеков на земле". 11-й класс 2006
Подобранный материал позволит проверить знания учащихся по изученным произведениям Горького: ранним рассказам, пьесе "На дне", роману "Мать". Воспоминания современников позволят учащимся постичь личность Горького как человека и писателя. Дидактический материал дает возможность проверить знания учащихся по орфографии и пунктуации.
-
Урок-семинар на тему: "Каждый человек ответственен за добро и зло" по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2006
Главная цель учителя: так перечитать роман вместе с ребятами, чтобы не нарушить очарование булгаковской прозы. Цели урока: проследить в романе соотношение вечных ценностей – добра и зла; учить через художественный текст понимать добро и зло, воспитывать милосердие и сострадание.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание суффиксов причастий настоящего времени" 2006
Тема урока важна, потому что ученики допускают часто ошибки именно в правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Предложенный урок позволяет повторить правописание личных окончаний глаголов в форме кодированного диктанта, глаголов, правописание которых зависит от контекста, правописание суффиксов причастий настоящего времени. Работа над предложенными текстами позволит сформировать навык правильного употребления причастий в различных стилях речи.
-
Урок русского языка по теме: "Сочинение в жанре эссе". 10-й класс 2006
Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.
-
Урок обобщения знаний в 6-м классе по теме: "Имя существительное" 2006
Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное».
-
Урок родного татарского языка во 2-м классе по теме: "Звук [к] и буква К" 2006
Для учителя татарского языка главная задача – учить мыслить, говорить, составлять связную речь на родном языке. Представлен конспект урока-игры во 2-м классе.
-
Элективный курс для учащихся 10–11-х классов по теме: "Творчество художников Хакассии и юга Красноярского края последнего десятилетия" 2006
Программа элективного курса для 10–11-х классов "Творчество художников Хакасии и юга Красноярского края последнего десятилетия" затрагивает острейшие проблемы жизненного выбора учащихся, их отношения к миру, к другому человеку, культурному наследию своего народа. Достоинством программы является интегрированный характер (взаимодействие искусства, языка, психологии, эстетики). Важно, что программа решает комплексную роль, направленную на образование личности в процессе овладения речевой деятельностью.
-
Урок русского языка по теме: "Однородные члены предложения" 2006
Урок проводится в игровой форме с учетом психофизиологических особенностей развития учащихся, поэтому ученики в классе распределены следующим образом: 1-й вариант – гармоники; 2-й вариант – правополушарные; 3-й вариант – левополушарные. Это позволяет активизировать работу обоих полушарий головного мозга, что помогает эффективнее усвоить тему урока.
-
Тема урока: "Путешествие по Таксимо" (обобщающий урок русского языка по теме: "Имя числительное") 2006
Форма проведения данного урока – заочное путешествие. Такие путешествия могут иметь место на уроках контроля знаний, их расширения и углубления, на уроках обобщения знаний. Уроки-путешествия можно провести при повторении пройденного материала, а также как прогнозные уроки для опережающего обучения. Использованный на уроке краеведческий материал позволяет соединить учебно-познавательные задачи с воспитательными. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, учитываются возрастные особенности учащихся.
-
Внеклассная работа по русскому языку в 5-м классе на тему: "Аз да буки — целая наука" (самые интересные буквы русского алфавита) 2006
Занятие призвано формировать интерес школьников к изучению родного языка в целом, дать дополнительные знания к разделу "Фонетика и графика" и подготовить учеников к изучению раздела "Лексика". Формулировка темы занятия призвана пробудить интерес пятиклассников к предстоящему занятию. Содержание материала этот интерес поддерживает: работа с текстом-загадкой; стихотворения по теме; работа-поиск по словарю заимствованных слов; наблюдения над знакомыми художественными произведениями, которые открываются с новой стороны; знакомство с текстами, содержащими "Ъ" (1905 г.) и т. д. Занятие может быть очень ярко и красочно оформлено, что способствует формированию интереса к изучаемому материалу.
-
Обобщение изученного в разделе "Словообразование". 6-й класс 2006
Основная цель урока – обобщить изученное в разделе "Словообразование", останавливаясь на темах, которые вызвали затруднения у шестиклассников: чередование гласных в корне слова, И–Ы после приставки в корне слова, приставки при-, пре-. При этом подобраны такие формы работы, которые делают трудный материал интересным; с учетом разных возможностей учащихся: интеллектуальных, аналитических, творческих (распределительный самодиктант, работа с сигнальными карточками, осложненное списывание, сочинение стихотворения-правила, словарно-лексическая работа).
-
Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Причастие" 2006
Повторительно-обобщающий урок предусмотрен общеобразовательной программой по русскому языку в 7-м классе. С целью повторения, проверки, закрепления знаний и умений учащихся проводятся следующие виды работы: индивидуальная работа по карточкам, письмо по памяти, решение тестов и разноуровневых заданий с целью повторения правописания причастий, конструирование и синтаксический разбор предложений с причастным оборотом, самопроверка и взаимопроверка по образцу, объяснение орфограмм и пунктограмм, выполнение творческой работы по картине с целью развития творческих способностей учащихся.
-
Практическая работа по теме: "Стили речи" 2006
Одной из основных целей преподавания русского языка в школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения проявляются прежде всего в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат – создание собственных текстов определенного стиля.
-
Открытый урок по русскому языку на тему: "Пословицы и поговорки". 10-й класс 2006
Если принять во внимание уровень интеллекта учащихся, неприязнь к урокам русского языка, неразвитую речь, незнание богатейшего словесного наследия, засоренность речи словами-паразитами, - становится ясна необходимость игровых уроков по русскому языку, в частности, по развитию речи.
-
Тема урока: "Повторение изученного в 5–9-х классах. Правописание безударных гласных в корне слова" 2006
Данный урок входит в систему уроков по повторению изученного в 5–9-х классах и имеет целью подготовить учащихся 9-х классов к итоговой аттестации в форме тестирования, а также преследует следующие учебные задачи: закрепить умение дифференцировать безударные гласные в корне слова, повторить их правописание путем подбора проверочных слов, применения правил и др.; закрепить умение анализировать текст с точки зрения стиля и типа речи, строения текста, речевых и синтаксических особенностей. Урок расширяет представление о языке и его роли, служит развитию речи учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Фонетика". "Интеллект-банк" 2006
Урок-игра позволяет проверить знания, умения и навыки учащихся по теме, также формирует способность общения друг с другом, помогает учащимся получить представление о деятельности взрослого человека в современной действительности. Игра вызывает интерес у учащихся, развивает самостоятельность, умение оценивать себя и своего одноклассника. С помощью такой игры можно в классе организовать работу с консультантами.
-
Урок-закрепление по русскому языку для обучающихся в 8-х классах на тему: "Односоставные предложения" 2006
Урок способствует формированию интеллектуального потенциала, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизирует их познавательную деятельность. На уроке обучающиеся закрепляют знания и умения о всех типах односоставных предложений.