Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Особенности изучения перехода полнозначных слов в предлоги в школе 2006

    Автор: Некипелова Светлана Викторовна

    В статье предложен материал по проведению уроков по теме "Переход полнозначных слов в предлоги". На уроках по этой теме учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи; правильно употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однообразными членами; пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами; различать омонимичные предлоги, наречия, деепричастия, существительные.

  • Компьютер как инструмент для работы с информацией и контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения в условиях вечерней школы 2006

    Авторы: Тарасенко Людмила Ивановна, Шаньгина Лариса Валентиновна

    В статье приводится методическая разработка интегрированного урока русского языка и информатики в 8-м классе компенсирующего обучения вечерней школы. Проведение интегрированных уроков способствует формированию информационных и коммуникативных компетенций учащихся, оценочной самостоятельности, культуры учебного труда. ПК рассматривается не как объект изучения, а как инструмент в жизни и деятельности человека. Учащиеся получают на этих уроках комплексную оценку: по русскому языку и по информатике.

  • Нетрадиционные формы проведения обобщающих уроков по русскому языку: "Глагол". 5-й класс 2006

    Автор: Паскалова Нелли Александровна

    Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. Этому могут помочь творческие способности личности, осуществляемые лишь при творческой деятельности в процессе обучения. Использование нетрадиционных форм проведения уроков по русскому языку позволит облегчить труд учителя по обобщению материала.

  • Урок-практикум на базе комплексного анализа текста по теме: "Односоставные предложения". 8-й класс 2006

    Автор: Спирина Елена Константиновна

    На данном этапе развития методики преподавания русского языка характерно слияние обучения языку и речи в единое целое. Текст как основная дидактическая единица служит материалом для комплексного обучения языку и речи. Анализ текста следует начинать с заданий, связанных с речевым развитием школьников, затем даются задания, проверяющие грамматические умения и навыки. Данный текст можно использовать как дидактический материал при повторении темы "Односоставные предложения" в 8-м классе.

  • Урок русского языка по теме: "Гласные о – а в корне с чередованием -кос- (-кас-)" 2006

    Автор: Филимонова Елена Анатольевна

    Урок русского языка (6-й класс) по теме "Гласные а – о в корнях -кос- (-кас-)" составлен в рамках реализации индивидуально ориентированной системы обучения. Представленный материал подобран с учетом индивидуальных особенностей учащихся, трехуровневой закономерности при организации учебного занятия и направлен на развитее самостоятельности, логического мышления, творческих способностей детей.

  • Учись писать сочинение 2006

    Автор: Шаповал Наталия Петровна

    Материал урока способствует улучшению качества речи, показывает, как сделать изложение мысли выразительным, а письменную речь – точной, уместной, стилистически красивой. Уделено внимание следующим темам: "Моделирование сочинений", "Способы выражения в тексте сочинения чужой речи", "Сочинение – сравнительная характеристика. Какие речевые средства используются в подобных случаях?", "Различные способы выражения сравнительных и сопоставительных отношений", "Синонимы, их употребление в жанре сочинения", "Однородные и неоднородные определения", "Как пользоваться союзами и союзными словами", "Правила, связанные с употреблением союзов в речевых и грамматических конструкциях, которые используются в сочинениях", "Пунктуация при употреблении союза как", "Трудные случаи при употреблении союза как", "Употребление в жанре сочинений некоторых союзов", "Заключение". Этот урок поможет выработать навыки написания введения и заключения.

  • Обобщающий урок русского языка в 5-м классе по теме: "Чередование гласных в корнях" (учебник под ред. М.М. Разумовской) 2006

    Автор: Огурцова Татьяна Викторовна

    Общеобразовательный урок русского языка в 5-м классе проверяет, как учащиеся усвоили правописание и(е), а(я) в корнях слов.


  • Конспект урока по теме: "Различение частиц не-ни". 7-й класс 2006

    Автор: Емельянова Надежда Михайловна

    Цель урока закрепить сведения учащихся об употреблении и написании частиц НЕ и НИ, различать данные частицы. Попутное повторение - знаки препинания в сложном предложении. На этапе актуализации опорных знаний использовалось стихотворение-шутка. В течение урока проводился эксперимент, целью которого было выявить НЕ или НИ с опорой на текст. На уроке использовался один текст с разноуровневыми заданиями. Это позволило ребятам объективно оценить свои возможности. Также на уроке предусмотрена работа по развитию речи. Это определение стиля речи, в котором используются устойчивые сочетания, а не и ни, определение темы текста; работа по конструированию – умение самостоятельно строить высказывания, используя предложенные конструкции. Кроме того, ребята знакомились с этимологическим значением слова "маска". Подобран интересный иллюстративный материал.

  • Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы 2006

    Автор: Габитова Татьяна Николаевна

    Главной целью урока является формирование умения определять роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы. На уроке представлены отрывки из текстов А.С. Пушкина, И. Корнеева, И.А. Бунина. В ходе урока рассмотрено, как изобразительно-выразительные средства, в том числе прилагательные, украшают текст, делают описание точным, выразительным.

  • Открытый урок русского языка с компьютерной поддержкой в 7-м классе по теме: "Союз. Повторение и обобщение" 2006

    Автор: Косач Людмила Геннадиевна

    Я горжусь тем, что работаю в школе № 34 г. Тулы – школе, ставшей победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы. Одной из приоритетных задач нашей школы является широкое использование информационных технологий как средства повышения качества обучения в условиях модернизации российского образования. Поэтому уроки с компьютерной поддержкой в практике учителей являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Надеюсь, что мой опыт использования компьютера на уроке русского языка в 7-м классе будет полезен учителям, начинающим внедрять компьютерные технологии в свою практику.

  • Темперамент и его значение для педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы 2006

    Автор: Соколова Людмила Алексеевна

    Чтобы каждый ребёнок был услышан и понят в процессе урока, задача учителя – найти гибкий способ взаимодействия с детьми. Это возможно, на наш взгляд, при владении информацией о темпераменте. Поэтому педагогу целесообразно скорректировать свою педагогическую деятельность с учётом типов темперамента обучаемых, разработать соответствующие каждому типу темперамента задания и применить их в процессе обучения. Методы и формы подачи материала не могут быть одинаковыми. Задача педагога на уроках – не "исправлять" темперамент, а работать с тем, что есть, качественно преобразовывая это, переводя на новый уровень взаимодействия и терпимого отношения детей к психологическим особенностям друг друга.

  • Кружок лингвотопонимики как одна из форм реализации НРК 2006

    Автор: Юдина Светлана Максимовна

    Проект "Кружок лингвотопонимики как одна из форм реализации национально-регионального компонента" основан на опыте работы с учащимися старших классов в рамках научно-исследовательской работы по ономастике, топонимике, литературе Красноярского края. Построение регионального содержания в нем базируется на принципах педагогики с учетом историзма, комплексности, интегративности.

  • Тема урока: "Словоизменение". 3–4-й классы 2006

    Автор: Ковалева Елена Николаевна

    Данный открытый урок "Словоизменение" является первым уроком в теме "Склонение имен существительных" и является базой для изучения падежей. Главной задачей этого урока является показать учащимся отличие словообразования от словоизменения. Полученные на этом этапе знания будут способствовать дальнейшему усвоению падежей, правильному употреблению существительных в данном падеже и правописанию падежных окончаний.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Правописание приставок" 2006

    Автор: Михалко Людмила Петровна

    Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, урок-зачет, поэтому на нем применяются различные формы работы. Используется рабочая карта урока, в которой учащиеся за каждый вид задания выставляют самостоятельно сами себе или друг другу оценки. Учащиеся работают в парах, проверяя домашнее задание соседа по ответам. Словарный диктант пишет ученик у доски, проверяют учащиеся и выставляют себе оценки. В парах учащиеся рассказывают друг другу правила; ответы к тестам и тексту – на доске, творческое задание выполняется в группах и оценивается консультантами – помощниками учителя. За урок выставляется одна итоговая оценка.


  • Тема урока: "Орфограммы в загадках" 2006

    Автор: Куровская Валентина Тихоновна

    Материал помогает разнообразить работу на уроке. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме - словарных словах. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству. При наличии загадок легко составить кроссворд, чайнворд, лотерею и другие игры, используемые как на уроках, так и во внеурочное время.

  • Тема урока: "Развитие речи. Сочинение – описание по картине Рафаэля "Сикстинская Мадонна" 2006

    Автор: Трачук Наталия Михайловна

    Интегрированный урок, основной целью которого является исследовательская деятельность учащихся по теме "Живопись эпохи Возрождения". Конечный результат - проектные задания: сказка, эссе, сочинение-описание картины, журнал "Искусство эпохи Возрождения" (по выбору учащихся). Работа проходит в группах: "историки", "искусствоведы", "языковеды", которые получили творческие домашние задания. На консультациях анализировался отобранный материал по данной теме. Мотивацией в подобной работе явилась сама эпоха Возрождения и возможность собственной интерпретации шедевров живописи.

  • Элективный курс "Искусство красноречия". 9-й класс 2006

    Автор: Сторожева Татьяна Юрьевна

    Программа курса "Искусство красноречия" рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Цель курса – развить в школьниках навык монологической речи, способность импровизировать в соответствии с быстро меняющимися речевыми условиями, привлечь внимание к гуманитарным наукам. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Возможно, этот простой принцип в наибольшей степени характеризует те требования, которые предъявляются к учащимся. Вовлечение учащихся в процесс устного творчества создаёт на занятиях повышенный эмоциональный фон, который поддерживается за счёт эффекта перемены деятельности, который, как известно, сродни отдыху.

  • Контрольно-измерительные материалы для обучающихся в среднем звене по русскому языку 2006

    Автор: Твердохлебова Екатерина Васильевна

    Все мы знаем, что важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение нами, учителями, объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию мы получаем в процессе контроля. В зависимости от цели урока я провожу различные виды контроля. Мне хотелось бы поподробнее остановиться на тематическом контроле. При этом виде контроля я использую такие формы работ, которые помогают не только выявлять умения и навыки, но и активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать и развивать мыслительные процессы, тренировать память, внимание, использовать знания в нестандартной обстановке. В ходе проверки знаний мы с обучающимися строим алгоритмы, "сажаем цветы", чертим схемы, графики и т.д.

  • Урок русского языка на тему: "Чередование "е-и" в корнях слов" 2006

    Автор: Калугина Лариса Ивановна

    Представленный урок по теме "Чередование е-и в корнях слов" предназначен для учащихся 5-х классов, занимающихся по учебно-методическому комплексу под редакцией М.М. Разумовской. Основная цель, преследуемая учителем, – вырабатывание навыка выбора нужной буквы в чередующихся корнях слов. Для этого выбран метод проекта (на первом этапе с помощью решения учебной задачи учащиеся проектируют тему и цели данного урока). По ходу урока берутся во внимание возрастные и индивидуальные особенности учеников, используются разноуровневые карточки и включаются элементы игры (ученики работают с сигнальными ракетами и развивают логическое мышление, разгадывая кроссворды). Весь урок должен проходить с четким распределением времени на каждый этап (это нужно для достижения учебной цели). Интерес к уроку поддерживается творческими работами учащихся (сказки о чередовании гласных). На всех этапах присутствует орфографическое письмо (выполнение упражнений учебника, объяснительно-орфографический диктант, индивидуальная работа по карточкам). Итогом урока может быть контрольная работа, подтверждающая усвоение материала.

  • Уроки развития речи 2006

    Автор: Саетгараева Зульфия Абдулловна

    Одним из сложных уроков по русскому языку для учащихся-татар являются специальные уроки развития речи. Содержание и тематика уроков развития речи позволяет привлекать на уроки русского языка обширный познавательный материал, что делает урок информативным, расширяет представления гимназистов о мире, обнаруживает связи между различными явлениями действительности, дает дополнительные сведения о жизни общества и развитии языка, об истории народов, об их культуре, вызывая интерес к познанию нового, неизвестного, углубляя взгляд на знакомое и привычное. Конечная цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

  • Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме: "Диалог" 2006

    Автор: Лютых Валентина Владимировна

    Урок продолжает знакомство учащихся с диалогом, учит правильно расставлять знаки препинания, вести и составлять диалог, отличать прямую речь от диалога.


  • Элективный курс "Искусство общения". 8-й класс 2006

    Автор: Пусенкова Елена Михайловна

    В данном курсе ведущим компонентом является речевая деятельность. Единицы содержания — речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения — творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни. Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что способствует изучению смежных учебных предметов на профильном уровне, удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

  • Конспект урока по русскому языку на тему: "Словообразование наречий". 7-й класс 2006

    Автор: Гужова Валентина Владимировна

    Урок по русскому языку "Словообразование наречий" проводится в 7-м классе (УМК под редакцией М.М. Разумовской). Цели урока: познакомить учащихся с основными способами образования наречий, учить образовывать наречия разными способами, учить морфемному анализу наречий. Данный урок способствует развитию познавательных способностей учащихся через проблемные вопросы, умения обобщать и делать выводы, развитию мыслительных и творческих возможностей детей.

  • Урок-соревнование "Великолепная семерка" (по разделу "Лексика и фразеология"). 6-й класс 2006

    Автор: Кузина Людмила Павловна

    Повторительно-обобщающие уроки занимают особое место в процессе обучения учащихся, так как способствуют глубокому усвоению и закреплению знаний. Такие уроки, проведенные в нестандартной форме, вызывают у школьников большой познавательный интерес и побуждают к самостоятельному приобретению знаний. Данный урок-соревнование проводится в 6-м классе после изучения раздела "Лексика и фразеология". Основной целью урока являются закрепление и проверка знаний основных понятий раздела, обогащение словарного запаса учащихся и их общего кругозора.

  • Урок русского языка по теме: "Слово. Слог. Ударение" ("Школа-2100"). 1-й класс 2006

    Автор: Горячева Елена Анатольевна

    Объединенный урок русского языка для 1-го класса по УМК "Школа-2100". На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

  • Интегрированный урок по русскому языку и естествознанию на тему: "Закрепление. Склонение имен существительных. Наш край. История и география Сахалинской области". 4-й класс 2006

    Автор: Фролова Татьяна Валерьевна

    Данный урок дает первоначальные знания об истории и географии острова Сахалин. В процессе изучения этого материала учащиеся повторяют и закрепляют все, что изучили о склонении имен существительных в начальной школе.

  • Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку на тему: "Наш друг – толковый словарь". 5-й класс 2006

    Автор: Кузнецова Елена Владимировна

    В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету. Игра – мощное средство формирования познавательного интереса. Данная разработка – интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку в 5-м классе по теме "Наш друг – словарь". Эта игра способствует расширению приобретенных на уроке знаний, помогает учащимся лучше усвоить программный материал, совершенствует навыки анализа различных фактов языка, расширяет лингвистический кругозор ребят, развивает творческие возможности.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- – -щик-)" (урок повторения и закрепления изученного) 2006

    Автор: Северова Нина Андреевна

    Дидактический материал урока позволяет наряду с решением основной задачи, определяемой темой, решать и другие, не менее важные проблемы: расширять словарный запас школьников, обучать конструированию предложений и составлению текста на заданную тему. Опорные схемы, рисунки-ребусы, творческие задания развивают интерес учащихся к предмету.


  • Открытый урок русского языка в 8-м классе по теме: "Анализ публицистического текста" (урок развития речи) 2006

    Автор: Тимашкова Инна Петровна

    Цель урока: обучить анализу публицистического текста с точки зрения функционального стиля, типа и жанра речи.

  • Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка 2006

    Автор: Цыкунова Виктория Анатольевна

    Хочу поделиться опытом проведения урока-лабиринта, дать разработку общей схемы построения такого типа уроков, предложить некоторые "изюминки", позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на разных этапах урока; план-конспект урока-лабиринта. Предложенная схема построения урока или ее отдельные элементы могут быть использованы учителями при проведении уроков обобщающего повторения, закрепления изученного материала, его систематизации.