Урок русского языка в 7-м классе. Обобщающий урок по теме "Наречие" (по программе УМК под ред. М. Разумовской)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Вспомнить все орфограммы, связанные с темой “наречие”. Отработать навыки написания наречий.
  • Воспитание собранности, четкости в работе, самодисциплины.
  • Обратить внимание, как с помощью наречий поэт помогает увидеть красоту нашей Родины.

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

II. Какие вы знаете орфограммы, связанные с темой “наречие”? Перечислите.

  • Ь после шипящих в наречиях
  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями
  • Н и НН в суффиксах наречий
  • О и А в наречиях
  • О и Е после шипящих в наречиях
  • НЕ и НИ в отрицательных наречиях

Теперь проверим, насколько хорошо мы усвоили этот материал.

III. Тренировочные упражнения.

1. Расскажите о правописании Ь после шипящих в наречиях?

Усложним задачу, а в каких частях речи еще пишется после шипящих Ь?

Кто дольше продержит мелок?

(Выходят 4 ученика, одновременно пишут слова. Выбывает тот, кто сделает ошибку).

замуж, 5) настежь, 9) плащ,
вскачь, 6) пустошь, 10) мимо дач,
свеж, 7) колюч , 11)много тысяч
ночь, 8) невтерпеж, 12) уж.

2. Расскажите правописание дефиса в наречиях.

3. Расскажите о не и ни в отрицательных наречиях.

  • В России ничем не измерить простора полей.
  • На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.
  • Нигде не дышится так легко, как в России.
  • Велика Россия, а отступать некуда.
    (Политрук Клочков на подступах к Москве во время ВОВ).

Какая тема объединяет эти предложения? (тема Родины).

Есть понятия “Родина” и “малая” родина. Как вы можете разграничить эти понятия? О нашем городе мы уже говорили, и вы писали сочинения (выдержки из детских сочинений напечатаны в “Краснокамской звезде”). Говорили о том, что город вам дорог за те места, которые знакомы вам с детства и за то, что здесь живут люди, которые нам близки и которыми мы гордимся.

4. Какой представляет Россию поэт в упр. 213.

Прочитайте его выразительно. Выпишите, пожалуйста, наречия, которые помогают воссоздать образ России.

(Пишут.)

Устно воспроизведите картину, которая предстала перед вами после прочтения этого стихотворения. А чувствуется отношение автора к России? (Да). Какова основная идея стихотворения? (Увидеть за привычным, обыденным красоту нашей Родины.)

Раздаются листочки, дети рисуют трассу и расставляют цифры до 12. (Пусть трасса будет не очень извилистая, легче будет писать.) На месте цифры пишется только одна буква, интересующая нас о или а. Учитель диктует слова.

5. О-А

Трасса.

  • Дотемна
  • Изредка
  • Досрочно
  • Вправо
  • Издавна
  • Заново
  • Направо
  • Допоздна
  • Снова
  • Наскоро
  • Сгоряча
  • Слева

Обмен тетрадками, проверяем. Учитель диктует, какие должны быть суффиксы.

6. О-Е, работа с карточками.

“Третий лишний”.

  • свеж ,горяч ,еще
  • общ , певуч , трескуч
  • кипуч ,жгуч , хорошо

Расскажи орфограмму, с которой пришлось встретиться.

7. Отгадайте загадку.

  • От глагола поговорить взять приставку.
  • От прилагательного добрый – корень.
  • От прилагательного новому – окончание и превратите его в суффикс.

Что получилось?

Дети поднимают руки, отвечают. (По-доброму)

Составьте и запишите предложения, чтобы по-доброму было наречием, а в другом предложении предлог с прилагательным.

Давайте относиться друг к другу по-доброму. По доброму совету мамы.

Давайте возьмем это предложение за правило.

8. Расскажите о правописании слитном и раздельном не с наречием.

(С каждого ряда выходят по одному человеку, пишут одновременно. Если ошибки нет, то к доске выходит следующий ученик. Если есть ошибка, то ученик остается и пишет следующее слово. Чей ряд закончит раньше, тот и побеждает.)

  1. Нелепо
  2. Не сладко, а кисло
  3. Крайне нескромно
  4. Немного (мало)
  5. Недалеко
  6. Не узко, а широко
  7. Далеко не интересны
  8. Невежливо (грубо)

9. Синтаксический разбор предложения. Один ученик у доски.

“Мне навстречу неслись облака, и ракиты тревожно шептались”.

(Повеств., невоскл., сложное, двусост., распр.)

10. Комментированное письмо.

Дети записывают, по очереди комментируют правописание наречий.

С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром замечаешь, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние. Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев. Листья начинают кое-где желтеть.

IV. Подведение итогов.

Д/З Подготовиться к диктанту.