Цели:
- Вспомнить все орфограммы, связанные с темой “наречие”. Отработать навыки написания наречий.
- Воспитание собранности, четкости в работе, самодисциплины.
- Обратить внимание, как с помощью наречий поэт помогает увидеть красоту нашей Родины.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
II. Какие вы знаете орфограммы, связанные с темой “наречие”? Перечислите.
- Ь после шипящих в наречиях
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями
- Н и НН в суффиксах наречий
- О и А в наречиях
- О и Е после шипящих в наречиях
- НЕ и НИ в отрицательных наречиях
Теперь проверим, насколько хорошо мы усвоили этот материал.
III. Тренировочные упражнения.
1. Расскажите о правописании Ь после шипящих в наречиях?
Усложним задачу, а в каких частях речи еще пишется после шипящих Ь?
Кто дольше продержит мелок?
(Выходят 4 ученика, одновременно пишут слова. Выбывает тот, кто сделает ошибку).
замуж, 5) настежь, 9) плащ, вскачь, 6) пустошь, 10) мимо дач, свеж, 7) колюч , 11)много тысяч ночь, 8) невтерпеж, 12) уж.
2. Расскажите правописание дефиса в наречиях.
3. Расскажите о не и ни в отрицательных наречиях.
- В России ничем не измерить простора полей.
- На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.
- Нигде не дышится так легко, как в России.
- Велика Россия, а отступать некуда.
(Политрук Клочков на подступах к Москве во время ВОВ).
Какая тема объединяет эти предложения? (тема Родины).
Есть понятия “Родина” и “малая” родина. Как вы можете разграничить эти понятия? О нашем городе мы уже говорили, и вы писали сочинения (выдержки из детских сочинений напечатаны в “Краснокамской звезде”). Говорили о том, что город вам дорог за те места, которые знакомы вам с детства и за то, что здесь живут люди, которые нам близки и которыми мы гордимся.
4. Какой представляет Россию поэт в упр. 213.
Прочитайте его выразительно. Выпишите, пожалуйста, наречия, которые помогают воссоздать образ России.
(Пишут.)
Устно воспроизведите картину, которая предстала перед вами после прочтения этого стихотворения. А чувствуется отношение автора к России? (Да). Какова основная идея стихотворения? (Увидеть за привычным, обыденным красоту нашей Родины.)
Раздаются листочки, дети рисуют трассу и расставляют цифры до 12. (Пусть трасса будет не очень извилистая, легче будет писать.) На месте цифры пишется только одна буква, интересующая нас о или а. Учитель диктует слова.
5. О-А
Трасса.
- Дотемна
- Изредка
- Досрочно
- Вправо
- Издавна
- Заново
- Направо
- Допоздна
- Снова
- Наскоро
- Сгоряча
- Слева
Обмен тетрадками, проверяем. Учитель диктует, какие должны быть суффиксы.
6. О-Е, работа с карточками.
“Третий лишний”.
- свеж ,горяч ,еще
- общ , певуч , трескуч
- кипуч ,жгуч , хорошо
Расскажи орфограмму, с которой пришлось встретиться.
7. Отгадайте загадку.
- От глагола поговорить взять приставку.
- От прилагательного добрый – корень.
- От прилагательного новому – окончание и превратите его в суффикс.
Что получилось?
Дети поднимают руки, отвечают. (По-доброму)
Составьте и запишите предложения, чтобы по-доброму было наречием, а в другом предложении предлог с прилагательным.
Давайте относиться друг к другу по-доброму. По доброму совету мамы.
Давайте возьмем это предложение за правило.
8. Расскажите о правописании слитном и раздельном не с наречием.
(С каждого ряда выходят по одному человеку, пишут одновременно. Если ошибки нет, то к доске выходит следующий ученик. Если есть ошибка, то ученик остается и пишет следующее слово. Чей ряд закончит раньше, тот и побеждает.)
- Нелепо
- Не сладко, а кисло
- Крайне нескромно
- Немного (мало)
- Недалеко
- Не узко, а широко
- Далеко не интересны
- Невежливо (грубо)
9. Синтаксический разбор предложения. Один ученик у доски.
“Мне навстречу неслись облака, и ракиты тревожно шептались”.
(Повеств., невоскл., сложное, двусост., распр.)
10. Комментированное письмо.
Дети записывают, по очереди комментируют правописание наречий.
С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром замечаешь, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние. Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев. Листья начинают кое-где желтеть.
IV. Подведение итогов.
Д/З Подготовиться к диктанту.