Цели: повторить понятие “диалектизмы”; познакомить с лексикой кубанского жилища; развивать умение определять значение слова (толкование, подбор синонимов, рисунок); развивать интерес к слову посредством словесной игры.
Оборудование: ватманы, цилиндр, компьютер, веточки плодовых деревьев, нитки, ножницы, карточки для игры “Цепочка” и заключительной игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Знакомство с темой и целями занятия
3. Игра “Шляпа вопросов”
Фронтальный опрос. <Презентация, СЛАЙД 2>
– Что изучается в лексике? (Лексика – раздел науки о языке, в котором изучается слово и его значение)
– Что такое лексическое значение слова? (Главный смысл слова)
– Приведите примеры тематических классов слов. (Общеупотребительные, неологизмы, устаревшие, профессиональные, диалектные)
– Какие слова называют диалектами? (Средство общения населения определенной области)
4. Игра “Цепочка”
По рядам: каждый ученик соотносит одно понятие и передает карточку следующему. <Приложение 1>
Соотнести понятия:
Кошара Баз Стойло Времянка Халабуда Курнык Погребнык |
летний домик во дворе курятник помещение для овец погреб место для отдыха скота на пастбище загон для скота шалаш |
Проверка. <СЛАЙД 3>
Дополнительные вопросы:
– Определите родственные слова "курнык". (Курятник)
– Соотнесите понятия “времянка” и “летний домик”. (Дом для временного, сезонного, использования)
5. Работа в группах
– Объясните происхождение названия угла в доме. <СЛАЙД 4>
Передний, красный, святой.
Справка. Противоположный от входа, расположенный по диагонали от печи. Тот, в котором висит икона.
6. Работа в парах
– Объясните возникновение диалектизма, основываясь на лексическом значении слова. <Приложение 2>
- Дом, обмазанный глиной – МАЗАНКА.
- Оконные ставни – ПРИТВОРЫ.
- Казачья усадьба – ПОДВОРЬЕ.
- Украшение на крыше – КОНЕК.
- Печной горшок – ГОРНЕЦ.
- Посудный шкаф – УГОЛЬНИК.
- Вышитое полотенце – РУШНИК.
- Неглубокий колодец КОПАНКА.
Проверка. <СЛАЙД 5>
7. Игровая разминка. “Пишущая машинка”
Каждому ученику присваивается буква по имени или по фамилии. Произносится слово – учащиеся, которым при распределении достались буквы этого слова, молча встают). Слова-диалекты подбираются с учетом фамилий и имен учащихся.
При выполнении заданий № 8 и № 9 провести инструктаж по технике безопасности.
8. Строители
Из заранее заготовленных веточек и ниток изготавливается ПЛЕТЕНЬ (изгородь из хвороста) и ПРЯСЛО(изгородь из легких жердей). <СЛАЙД 6>
9. Игра “И дело и потеха”
Учащиеся делятся на три группы, каждой группе предлагается одинаковый набор карточек со словами-диалектами, обозначающими одежду, обувь, еду. (Можно дать в контексте, чтобы легче было определить значение.) Задача участников - выбрать слова какой-либо одной темы (выбирает учитель) и расположить при помощи булавок на ватманах, прикрепленных к доске)
Карточки. <Приложение 3>
Еда: галушки, цыбуля, кисляк, бурак, кокушко, жердела, тютина.
Одежда, головной убор: жупан, кафтан, кожух, папаха, кубанка, галифе, тужурка.
Обувь: чуни, шлепки, боты, черевички, чоботы, бахилы, чувяки.
Проверка. <СЛАЙД 7>
10. Подведение итогов
11. Домашнее задание
Индивидуальные карточки. <Приложение 4>