ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа факультативного курса “Тайны текста” разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной компетенции.
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причем все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Однако на практике развитие речи по-прежнему понимается традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. Не видя конечной цели, учитель осуществляет эту работу по старинке, без осознания компонентов методической системы развития речи.
Данный факультативный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
Коммуникативные функции языка могут найти наиболее полную реализацию только в тексте. Поэтому текст в данном курсе рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности. Центральное место текста в системе гуманитарного образования определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов – предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и др. Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Младших школьников необходимо научить воспринимать и создавать тексты разных типов речи и жанров.
Факультативный курс “Тайны текста” рассчитан на двухгодичное обучение:
3 и 4 классы (70 часов).
Цель факультативного курса “Тайны текста” – развитие умений построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного письменного высказывания и умений оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи курса:
- углубить знания учащихся начальной школы о базовых понятиях теории текста;
- научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
- научить извлекать свой текст из текста-источника;
- совершенствовать умение самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа;
- развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как логичность, последовательность, точность.
Программа
3 класс (35 часов)
Текст (14 часов)
Тема и основная мысль текста. Заголовок. Место “данного” и “нового” в предложении.
Жанры текста (14 часов)
Жанры текста (ознакомление). Записка, объявление, телеграмма, письмо.
Типы речи (7 часов)
Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Повествование, глаголы говорения.
4 класс (35 часов)
Текст (8 часов)
Обобщение сведений о тексте: текст, его признаки и типы; заголовок с опорой на тему; части текста, связь между ними.
Жанры текста (10 часов)
Общее понятие о видах текстов делового стиля. Написание короткого письма, личного дневника о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление объявления.
Абзац (3 часа)
Структура абзаца, деление текста на абзацы.
Типы речи (18 часа).
Виды текстов: повествование, рассуждение, описание.
Изложение: план; изложение с элементами сочинения.
Сочинения. Виды сочинений. Сочинение по картине.
Обучающиеся должны знать и уметь:
- распознавать текст;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- различать типы текста: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи.
В соответствии с правилами культуры общения, уметь писать записку, письмо, вести личный дневник, составлять загадку, писать объявления и телеграммы;
- писать изложение с элементами сочинения;
- писать сочинение повествовательного характера.
3 класс (35 часов)
№ урока | № раздела | Тематическое планирование | Кол-во теорет. час. | Кол-во практ. час. | Проверочная работа |
I | Текст | 6 | 7 | 1 | |
1-5 | Текст. Признаки текста (тема, основная мысль). | 2 | 3 | ||
6 | Текст. Заголовок. | 1 | |||
7 | Учимся озаглавливать текст. | 1 | |||
8 | Текст. Как в детской пирамидке. | 1 | |||
9-10 | Место “данного” и “нового” в предложении. | 1 | 1 | ||
11-12 | Учимся составлять текст. | 2 | |||
13 | Знаем – повторим. | 1 | |||
14 | Проверим себя. | 1 | |||
II | Жанры текста (начало) | 6 | 7 | 1 | |
15 | Знакомство с жанрами текста. | 1 | |||
16 | Записка. | 1 | |||
17 | Учимся писать записку. | 1 | |||
18 | Загадка. | 1 | |||
19 | Учимся составлять загадку. | 1 | |||
20-21 | Пишем объявления. | 1 | 1 | ||
22 | Телеграмма. Учимся писать телеграммы. | 1 | |||
23 | Письмо. | 1 | |||
24-26 | Учимся писать письма. | 3 | |||
27 | Знаем – повторим. | 1 | |||
28 | Проверим себя. | 1 | |||
III | Типы речи (начало) | 3 | 3 | 1 | |
29 | Понятие о типе речи как способе изложения. | 1 | |||
30 | Учимся повествовать. Глаголы-говорения. | 1 | 1 | ||
31-32 | Пересказываем, рассказываем, сочиняем. | 2 | |||
33 | Знаем – повторим | 1 | |||
34-35 | Проверим себя. | 1 | |||
ВСЕГО: | 15 | 17 | 3 |
4 класс (35 часов)
№ урока | № раздела | Тематическое планирование | Кол-во теорет. час. | Кол-во практ. час. | Проверочная работа |
I | Текст | 3 | 4 | 1 | |
1 | Повторяем: текст, его признаки и типы. | 1 | 1 | ||
2 | Признаки и типы текстов. | 1 | |||
3 | Текст и его заглавие. | 1 | |||
4 | Заглавие и начало текста. | 1 | |||
5 | Последовательность предложений в тексте. | 1 | |||
6 | Проверим себя. | 1 | |||
7 | Секреты правильной речи | 1 | |||
II | Жанры текста | 4 | 5 | 1 | |
8 | Письмо (продолжение). | 1 | |||
9-10 | Учимся писать письма. | 2 | |||
11 | Дневник. | 1 | |||
12-13 | Делаем дневниковые записи. | 2 | |||
14 | Объявление. | 1 | |||
15 | Пишем объявления. | 1 | |||
16 | Проверим себя. | 1 | |||
17 | Секреты правильной речи | 1 | |||
III | Абзац | 2 | 1 | 0 | |
18 | Структура абзаца. | 1 | |||
19 | Деление текста на абзацы. | 1 | |||
20 | Секреты правильной речи | 1 | |||
IV | Типы речи | 4 | 9 | 1 | |
21-23 | Повествуем, описываем, рассуждаем. | 1 | 2 | ||
Изложение | |||||
24-25 | Секреты изложения. | 1 | 1 | ||
26-27 | Изложение. План. | 1 | |||
28-29 | Изложение с элементами сочинения. | 1 | 1 | ||
Сочинение | |||||
30 | Виды и секреты сочинения. | 1 | |||
31-32 | Учимся писать сочинение. | 2 | |||
33-34 | Сочинения по картине. | 2 | |||
35 | Проверим себя. | 1 | |||
ВСЕГО: | 13 | 19 | 3 |