Тема: Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.
Цель:
1. закрепить знания, умения, навыки учащихся по подбору проверочных слов, расширить словарный запас.
2. формировать общеучебные навыки, развивать речь учащихся, орфографическую зоркость.
3. совершенствовать умения проверки орфограмм корня.
Ход урока.
- Организационный момент.
ТЫ ОПЯТЬ СМОТРИ И СЛУШАЙ,
ВСЕ ЗАПОМНИ, ЗАПИШИ,
НИЧЕГО НЕ УПУСТИ!
- Разминка.
Загадки:
- Он бывает липким и колючим, он бывает мягким и сыпучим,
- Чистым и пушистым, белым, серебристым.
- При этом холодным бывает всегда
- Только теплым и горячим не бывает никогда! снег
- Под ногами снег скрипучий, под ногами скользкий лед.
- Если нашу елку снегом заметет, вместо нашей елки вырастет сугроб.
- Кто без кисти и красок на окна нанес
- Этот рисунок на стеклах домов. мороз
– Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?
– Где еще в словах могут быть парные глухие и звонкие согласные? (на конце слова, в середине слова, в приставках, в суффиксах)
– Как нужно проверять слабые позиции в конце слова и в середине?
На доске:
Снег –
Лед –
Сугроб –
Мороз –
Снежки – снежный, холод – холодная.
– Какая тема объединяет эти слова?
- Чистописание.
I вариант – еньк, – ишк, – юшк, – ечк
II вариант – оньк, – ышк, – ушк, – очк
– Обратите внимание, какое соединение букв? (все соединения верхние)
– Что написано на этой строке? Суффиксы.
– Почему я их объединила? (они придают словам уменьшительно-ласкательное значение)
– Используя эти суффиксы образуйте с ними ласкательные слова.
I вариант Березка –
березонька |
II вариант Солнце –
солнышко |
Вывод: ласкательные суффиксы могут поставить в сильную позицию парные согласные.
- Физминутка.
– МЕЛКИЕ ШАЖКИ – РАЗ, ДВА, ТРИ
– ЛЕГКИЕ ПРЫЖКИ – РАЗ, ДВА, ТРИ
– ВОТ И ВСЯ ЗАРЯДКА – РАЗ, ДВА, ТРИ
– МЯГКАЯ ПОСАДКА – РАЗ, ДВА, ТРИ
– Кто запомнил больше слов по нашей теме?
- Самостоятельная работа.
! – Выписать слова с парными глухими и звонкими согласными, рядом запишите проверочные слова.
С сли..ки
один
Т голу..цы
много
О хле..цы
Л пиро..ки
О остро..ки
В пло..цы
А обло..ка
Я промока..ка
Зимой заморозки
снежки
вьюжный
льдинки
сугроб
скользко
изморозь
холоднаяподморозил
Мороз Красный Нос
Морозко
лыжня
варежки
кислород
леденящийЕлочка выпрямила мягкие лапки. На елке уже качались флажки, крохотные шарики, голубь с письмом, ватные человечки, грибки, медведь. На концы веток мы укрепили свечи. Но их еще не зажгли. Часы пробьют двенадцать раз.
Вывод:
– Что нужно сделать, чтобы проверить орфограмму № 2?
- изменить число слова (дуб – дубы);
- подобрать родственные слова и выбрать слово с сильной позицией этого звука;
- образовать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- изменить слово так, чтобы после парного звонкого или глухого звука стоял согласный звук Н (снежки – снежный, гараж – гаражный)