Всем известно, что нестандартные игровые задания помогают сохранить интерес детей к учению, сделать так, чтобы ребята на уроке были активны и внимательны. Игровая деятельность помогает снижению перегрузки обучаемых, снятию утомления и психологического дискомфорта, повышению эмоционального настроя на дальнейшее восприятие материала. Наверняка многие педагоги, зная, что учебные игры привлекают интерес детей любого возраста, используют на своих уроках диктанты-кроссворды, диктанты-чайнворды, “аукционы”, “хлопушки”, мини-сочинения “на одно правило”, игры “четвертый лишний” и подобные им. Эти задания помогают ребятам преодолеть неуверенность перед одним из самых трудных учебных предметов, вызывают желание узнать как можно больше, стимулируют увлечение изучением родного языка.
Я предлагаю вам дидактический материал для игрового урока-повторения на тему “Безударные гласные в корне”.
Однако все игры, которые я, если можно так выразиться, “сориентировала” на одну тему, легко применить и при изучении любых других тем по орфографии.
Я предлагаю урок-повторение провести в виде соревнования между рядами. После каждого следующего задания определяется ряд-победитель, которому вручается какой-то отличительный знак (например, флажок). В конце урока можно подсчитать количество флажков, заработанных каждым рядом, и подвести итоги, наградив победителей. Итак, первая игра и первое задание.
СТОП!
Учитель: Я буду произносить слово, а вы поочередно (по рядам) должны правильно назвать проверочное слово. При наличии ошибки ряд теряет право ответа, а продолжает отвечать тот ряд, который дружно и организованно отреагировал на ошибку, ответив “Стоп!”. Если отвечающий затрудняется с подбором проверочного слова, я считаю до трех, и право хода передается следующему ряду.
Укоренился (корень) | отвинтил | нищета | запах |
Поспевать (спеть) | очаровать | пехота | управление |
Извинение (повинность) | приспособление | смягчить | каток |
Присягать (присяга) | забастовка | просочиться | пренебрежительно |
Разъяренный (ярость) | омрачать | робеть | удовольствие |
Отяжелеть (тяжесть) | наслаждение | натощак | частокол |
И т.д.
Итак, самым внимательным и сообразительным оказался на этот раз ... ряд. Вы получаете первый победный балл и первый флажок!
Вы замечательно умеете подбирать проверочные слова для безударных гласных, однако мои ученики часто испытывают затруднения вовсе не в этом действии: они частенько не могут понять, к какому же слову нужно подобрать проверку, не видят и не слышат слов с безударными гласными. Чтобы найти их в тексте, нужен СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ. Посмотрим, кто из вас таковым обладает!
СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ
Кто больше всех найдет в тексте слов с безударными гласными, проверяемыми ударением? Подчеркните эти слова.
(примечание: на карточках, которые мы раздаем ребятам, слова не подчеркнуты)
Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне, но отдаленные горы были ясно видны. Около горы извивалась широкая дорога, осененная деревьями. Запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени. (18)
Посмотрим, кто справился с заданием быстрее и правильнее всех и принес еще один балл-флажок своему ряду?
Не только педагоги, но и дети знают: чтобы ученики прочнее усвоили правило, нужно выполнить как можно больше упражнений, проработать как можно больше примеров на правило. Как это сделать, не утомившись и потратив как можно меньше драгоценного времени? Найти и проверить орфограмму в десятках слов за считанные минуты поможет нам БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ.
БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ
Я диктую группу из пяти слов, а вы записываете только безударную гласную из корня каждого следующего слова.
1. возрождение, долина, наслаждаться, обстоятельство, определение | ооаое |
2. остановиться, поглощать, преподавать, распространять, сокращение | аоааа |
3.снаряжение, воплощение, просвещение, напряжение, обнажение | яоеяа |
4. раздражение, посвяти мне стихи, развеваются волосы на ветру, раскалить железо докрасна, не кляните судьбу | аяеая |
5. неувядающий талант, удивительный рассказ, потрясающее впечатление, пленительный образ, увлекательное путешествие | яияее |
У кого ошибки в первой группе слов? Во второй?.. В пятой? Давайте поможем тем, кто ошибся, подобрать проверки к словам, вызвавшим у них затруднение! А заодно определим, какой ряд оказался самым грамотным и заработал очередной балл.
Видите, какие мы с вами молодцы: за 5 минут проверили написание 25 слов! Не устали? Ну, если устали, можем немного отдохнуть и поиграть.
ХЛОПУШКИ
Давайте поделим наш воображаемый класс на две команды (одна команда – безударная гласная А в корне, а другая – безударная гласная О в корне). Я буду называть слова. Если в слове А, хлопает в ладоши первая команда, если О – вторая. Тот, кто ошибется, объясняет правописание слова. Вариант: не делимся на команды, а на букву А хлопаем в ладоши, на букву О – кладем ладошки на стол. Какая команда сделает меньше ошибок? Слушаем внимательно:
Расхрабрился | наполнять | уронить |
Скопившийся | строжайший | повалился |
Доказательство | распластаться | умолкать |
Продолжение | сплошной | новизна |
Таинственно | борьба | осаждать |
Подведем итоги. В этой игре победил ... ряд! Очередной флажок уходит к нему.
На наших ладонях находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за наше эмоциональное состояние, и сейчас, хлопая в ладоши, мы не только повторили правописание двух десятков слов, но и отдохнули и улучшили свое настроение, поэтому теперь можем переходить к серьезному упражнению... Что, не хочется? Тогда снова будем играть!
ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ
Условия этой игры очень просты: вы должны записать под диктовку только три слова из четырех предложенных (вариант: записать только одно слово – лишнее).
Увядающие листья Удивительный рассказ Обаятельный собеседник Просвещенный монарх осветительная ракета даровитый писатель Тяжелеть от воды оживленный разговор дрожащий на ветру Потрясающее впечатление соединительная линия неподражаемый танцор
Пленительный образ Росистый луг Переплетенные ветви Ослепительный луч прожектора провозглашенный указ лекарственный сбор Увлекательное путешествие предусмотрительная хозяйка потянувший ветерок очаровательная девушка прифронтовой лес развевающиеся флаги
Кто правильно выписал все шесть словосочетаний? У кого возникли вопросы? Задайте их, пожалуйста. Давайте вместе прокомментируем правильное решение. А теперь посмотрим, какой ряд допустил наименьшее количество ошибок. Он и победил в этой игре!
А теперь задание для самых эрудированных! Объявляется аукцион!
АУКЦИОН
Победит тот, кто последним назовет слово с двумя безударными гласными О в корне и назовет две проверки к этому слову, например:
Рокотать – рокот, рокочет.
Проголодался | говорить | огонек |
Клокотать | приспособление | облокотился |
Молотить | грохотание | торговать |
Сопровождать | хлопотать | хохотать |
Итак, победил... (фамилия ученика), и победный балл достается .... ряду.
ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА
Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известного вам стихотворения А.Барто “Идет бычок, качается...” - в нем достаточно много безударных гласных. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце каждого слова все хлопают руками над головой, на знак препинания – топают правой ногой, в конце строчки – привстают с места. Итак, сядьте поудобнее. Начинаем!
Я думаю, что за время нашего урока все вы стали немного ближе друг другу, что и показала предыдущая игра. Мы с вами продемонстрировали стопроцентную готовность работать в группе. Значит, будем работать в группах! Снова нам предстоит соревнование между рядами – соревнование в ловкости, скорости, сообразительности, потому что нас ждет ЭСТАФЕТА!
КТО БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ
На доске записано три столбика слов с пропущенными буквами. По одному человеку от ряда подходят к доске и по команде вставляют пропущенные буквы. Затем тот, кто справился первым, объясняет написание слов и диктует эти слова классу.
Вариант: эстафета по рядам, вместо эстафетной палочки – мелок; какой ряд быстрее и правильнее справится с заданием (слова в столбиках могут быть одинаковыми для всех команд – или разными, и тогда по окончании эстафеты просим детей проверить, насколько верно выполнили задание их соперники).
Зап...кать | п..тательный | закаб...лить |
Впеч...тлительный | зак...ренелый | опров...ргать |
Ок...паться | вл...деть | гр...дущий |
Пром...жуток | уд...вольствие | ст...снительный |
Повт...рение | др...бление | обосн...вание |
Покр...вительство | вопл...щать | прод...лжение |
Зам...чать | д...лина | раст...нулся |
Кр...кливо | кл...вать | оп...здать |
Возр...ждение | распор...диться | хв...стливый |
Пок...зательный | по...вился | вр...ждебный |
Итак, в эстафете победителем оказался ... ряд. Он и получает очередной флажок.
Браво! Вы были великолепны! А проигравшие пусть не расстраиваются, у них есть возможность выиграть в следующем конкурсе. Пусть вы оказались не самыми быстрыми, но, может, у вас самый большой словарный запас? Давайте проверим.
КТО БОЛЬШЕ?
Кто больше вспомнит и запишет слов с безударными гласными к проверочным словам:
- Водный – вода, водянистый, водяной...
- Час – часовщик, почасовая (оплата), часовой...
- Речка – речной, река, речушка...
- Даль – далеко, далекий, издалека...
Я засекаю ровно три минуты!
Скажите, пожалуйста, кто из вас сумел подобрать 3 однокоренных слова? 5 слов? Кто больше? Итак, победителем оказался...
Как и на любом уроке русского языка, на нашем уроке обязательно будут упражнения на развитие речи. И первое из них – соревнование с известным писателем.
СОРЕВНУЕМСЯ С ПИСАТЕЛЕМ
У известного писателя В.Солоухина в одном из произведений есть отрывок, содержащий достаточно много слов с безударными гласными в корне. Однако, читая этот текст, мы не воспринимаем его как учебный, потому что он создает прекрасный художественный образ. А сможете ли вы создать свой текст с теми же словами, которые использовал В.Солоухин? Кто составит самые интересные предложения с этими словами:
Конец, пожелтели,
верхушки, деревья,
село, зеленая,
ронять, пожелтевший,
листва, хватило,
запорошить.
Безударные гласные подчеркните.
А теперь сравним то, что получилось у вас, с тем, что получилось у В. Солоухина:
“Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев.
Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы”
Как вам кажется, чьи предложения были самыми интересными? Кто принес победный флажок своему ряду?
А теперь новое творческое задание.
НА ОДНО ПРАВИЛО
Составьте предложение, употребив в нем как можно больше слов с безударными гласными.
Великолепно! Ваши тексты заслуживают бурных аплодисментов. А теперь самое сложное задание сегодняшнего урока. Представьте себя учителями. Перед вами тетрадь нерадивого ученика, который до сих пор так и не научился проверять безударные гласные в корне! Найдите его ошибки.
(примечание: в текстах, которые мы раздаем ребятам, слова с ошибками не подчеркнуты и буквы не выделены)
НАЙДИТЕ ОШИБКИ
Поезд, состоявший из теплушек, двигался на восток и двигался не очень быстро, как и полагается поезду, везущему солдат не на фронт, а от фронта. Солдаты целыми днями сидели и стояли, тесно прижавшись друг к другу, у открытых дверей и наслОждались великим покоем, исходившим от широких серых полей. Стаи птиц улетали на юг. Золотые березки смИнялись зелеными елками, а то вдруг у колодца возникала красная мокрая рябина. Впрочем, деревья не так успокоительно и мирно действовали на солдат (солдаты досыта насмотрелись на разные деревья), как зрелище станций, семафоров, стрелок, пакгаузов – всей исправно действующей системы железных дорог. Привыкнув к пешим маршам или передвЕжениям на машинах, солдаты во время боев, хотя и пересекали не раз незаметно для себя пару рельсов, но почти забыли, что на свете есть железная дорога, по которой можно ездить.
(Э.Казакевич “Звезда”)
Кто первым справился с заданием и принес победный балл своему ряду? Молодцы!
Я обожаю всяческие тайны и книги о Шерлоке Холмсе, который умеет распутывать самые запутанные истории. А вы? Я рада, что наши увлечения схожи. Сегодня на уроке вы работали просто замечательно, поэтому вам в награду я предлагаю шифрованное послание.
ШИФРОВАННОЕ ПОСЛАНИЕ
Выделите из данного списка две группы слов – с безударными Е и с безударными А в корне.
Из первых букв одной группы слов у вас получится название рыбы, которая впадает в спячку летом, а из первых букв второй группы слов – предмет одежды, который запретил носить своим подданным русский император Павел I.
Что за слова у вас получились?
(налим, жилет)
(примечание: в карточках, которые мы раздаем ребятам, слова не подчеркнуты и ответы не написаны)
Навл...кать, защ...щать, ж...леющий, ор...шать,
ар...стант, соед...нить, л...ксикон, спл...шной,
испр...вление, прон...цательный, л...кированный,
оск...рбительно, изм...нился,зав..стливый, еп...рхиальный,
впр...гать, т...инственно, ум..лкать, м...дицинский
Кто первый справился с заданием? Подведем итоги последнего конкурса и всего урока в целом!