Коммуникативные ситуации на уроках развития речи по теме: "…и оживают картины природы". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Для полного овладения русским языком
необходимо общение с природой.

К.Паустовский

…Коснёшься рукою листа,
И оживают картины природы…

Цель урока:

  1. Обучающая: научить использовать описание в коммуникативных ситуациях.
  2. Прививать навыки проектной деятельности.
  3. Развивающая: развивать речь учащихся через творчество.

Задачи урока:

  1. Нарисовать словесную картину после прослушивания музыки.
  2. Презентовать рисунок.
  3. Проанализировать литературные образцы пейзажных зарисовок.
  4. Через творческий практикум подготовиться к участию в творческом проекте.
  5. При создании творческого проекта использовать информационные технологии.

Оборудование:

  • Запись отрывков из музыкальной пьесы для фортепиано П. И. Чайковского “Времена года”.
  • Рисунки учащихся на темы: “Любимое время года” и “Любимый уголок природы”.

Методы и приёмы:

  • Словесное рисование.
  • Наблюдение.
  • Сравнение работ учащихся.
  • Анализ текста.
  • Творческий практикум.

Время урока – 45 мин.

Ход урока

1. (3 мин.)Организационный момент: учитель называет тему, цель урока, читает эпиграфы и комментирует их.

- К сегодняшнему уроку я взяла два эпиграфа: слова К. Паустовского, который считает природу самым главным источником появления языка, и придуманные мною строки, в которых говорится о том, что природа вдохновляет человека на творчество. Так ли это? Работа на уроке должна нам дать ответ.

Затем учитель назначает помощников из числа учащихся (3 человека).

2. (7 мин.)Учитель. Ребята, сейчас прозвучат отрывки из муз. пьесы, я назову её, т. к. не все из вас посещают муз. школу. Это “Времена года” П.И. Чайковского. Но какое время года, я не назову: это должны сделать вы.

Звучат отрывки из пьес “Февраль” и “Апрель”.

Беседа по вопросам:

- Какое время года изображает 1-я пьеса?

- А 2-я?

- Услышали ли вы разницу в звучании? в чём она?

Примерный ответ ученика.

- В первом отрывке мы слышим ветер, будто кружит позёмка. Кажется, что барашки бегут по снежной дороге. Скорее всего, это описание зимы.

Во втором отрывке много нежности, мечтательности, слышно, как распускаются листочки на деревьях, чувствуется какая-то тайна. Обычно такое состояние бывает у людей весной. Вероятнее всего, это весна.

Учитель. Ребята ответили правильно. А смогли ли они убедить нас? Нашли или нет такие слова?

Слово представляется экспертам.

- Ребята использовали сравнения (“будто кружит позёмка”, “словно какая-то тайна”), которые помогли нам представить картины зимы и весны.

Учитель. Давайте сделаем вывод. Какая картина интересней и вам более понятна, музыкальная или словесная?

Примерный ответ ученика.

Интересны и музыкальные, и словесные картины, но понятны описания словами, так как каждый из нас думает и рисует, прежде всего, при помощи слов.

3. (10 мин.)Учитель. А теперь посмотрите на свои рисунки. Вы изобразили природу при помощи красок, карандашей. Давайте выберем лучшие рисунки. Слово экспертам.

- Наиболее яркие, интересные рисунки у…(называют троих).

Учитель. Глядя на рисунки, мы видим конкретные предметы: деревья, цветы, облака и т.д. Каждый понимает рисунок своего одноклассника по-своему, но всегда интересно знать, а что автор хотел передать через свою картину, свой рисунок? какие чувства, мысли?

Итак, презентация лучших рисунков.

План презентации:

- Какова тема рисунка;

- Назвать причину выбора темы;

- Обратить внимание на особые детали в изображении предмета;

- Дать словесное описание изображаемому;

- Особое внимание уделять необычным качествам предмета.

Примерная презентация одного из учеников.

- Я нарисовал любимый уголок природы: край леса, поляну и две берёзы. Сюда мы приезжаем с семьёй отдыхать. Когда я сажусь около берёзок и начинаю всматриваться вдаль, моим глазам открывается чудная картина: зеленая поляна покрыта шёлковой травой, за лесом - поле, будто море, всё колышется от ветра, над головой шепчут между собой листья берёз, а над всем этим огромное бездонное небо… В голове нет тревожных мыслей. Испытываешь чувство лёгкости, тихой радости от всего увиденного.

Именно это я хотел передать своим рисунком, поделиться с вами своим счастьем.

Вопрос учащегося.

- Ты с удовольствием выполнял домашнее задание, ведь на это ушло много времени?

Ответ.

- Я рисовал три вечера. Сначала делал уроки, а затем рисовал. Кстати, с нетерпением ждал каждый раз, когда же начну работать.

Краткий комментарий экспертов. Отмечаются удачно найденные языковые средства изображения:

- Эпитеты “чудная”, “бездонное”, сравнение “будто море”, метафора “шёлковой”, олицетворение “шепчут между собой листья”.

Вывод: (Например) Алёша умеет рисовать не только красками, но и словами.

Алёше удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений.

4. (5 мин.)Учитель. Ребята, до этого момента мы пытались рисовать словами при помощи музыки, рисунков. Эксперты дали положительную оценку работе, называя профессиональным языком наши достижения (указывая на удачно найденные сравнения, эпитеты, олицетворения). А на верном ли мы пути? Как изображали природу великие мастера слова? Откройте учебник на стр. 71, упр. 83. Найдите пейзажные зарисовки М. Пришвина “Зимнее утро” и “Рубиновый глаз”. Выразительно прочитаем их.

Зимнее утро.

Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далёком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний остался забытый.

Рубиновый глаз.

Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.

Беседа по упр.:

- Назовите определение к слову лес (неодетый);

- Почему оно уместно? (на деревьях нет листвы);

- Какие сравнения помогают ярче представить картину? (леса с человеком, солнца – с рубиновым глазом);

- Какие синонимы употреблены в описании солнца? (рубиновый и красный);

- Для чего они употреблены? (красный – просто название цвета, а рубиновый показывает на характер солнца: блестит, сверкает зимой).

Учитель. Солнце мы видим каждый день. Но почему у М. Пришвина это образ, картина?

Примерный ответ ученика.

Писатель увидел в обычном явлении необычное, смог найти особые слова (эпитеты, сравнения, метафоры). В результате получилась замечательная картина.

Вопрос к экспертам. Ребята на верном пути?

-Да. Они стараются быть наблюдательными, находить необычные определения, сравнения, по возможности рисовать красивые картины.

5. (2мин.) Перед ответственным заданием - физкультпауза.

6. (7 мин.) Учитель. Итак, вы получили опыт устного словесного рисования, основанного на ассоциациях (слушали музыку), описали словами свой рисунок, а теперь предстоит самое интересное – написать сочинение-миниатюру на одну из выбранных тем. На это даётся 5 минут.

Темы сочинений (написаны заранее на доске):

- Любимый цветок.

- Ночное небо.

- Мой сад.

- В беседке.

- Зимние узоры на стекле.

- Утром на рыбалке.

- Закат.

Во время работы тихо звучит музыка П.И. Чайковского.

7. (5 мин.) После того, как работы написаны, желающие читают их. Аплодисментами ребята отмечают понравившиеся работы..

Примеры миниатюр.

Любимый цветок - ромашка.

Кому-то нравятся пышные яркие розы, а мне – скромная ромашка, которая растёт на лугу. Она нежная, такая белая голова на тоненькой ножке. А на самой маковке у ромашки – маленькая жёлтая шапочка, похожая на тюбетейку. Когда смотришь на неё, думаешь о том, как всё в природе красиво.

Закат.

Вы не видели заката солнца? Нет? А я видел. Ярко-малиновый шар медленно уходит за горизонт. А от этого шара во все стороны разлетаются малиновые брызги. Вот пятнистый дом, с горящими глазами-окнами, вот рябое дерево, будто мозаика, а вот красивая малиновая дорога на Волге…

Ночное небо.

Особенно прекрасно ночное небо в деревне. Оно тёмное, бархатное, всё в золотых звёздах. Напоминает карнавальное новогоднее платье загадочной феи. В деревне оно кажется близким, поэтому хочется протянуть руку и потрогать хотя бы маленькую звёздочку.

8. (4 мин.) Итоги урока:

Подготовленный ученик читает стихотворение Н. Рыленкова “Всё в тающей дымке…”

Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Учитель. Ребята, в каких словах раскрывается способность человека оживлять картины природы?

- “Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться…

- Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно…”

9. (2 мин.)Учитель всех благодарит за работу, отмечает, что все сегодня постарались “всмотреться” и “вслушаться”, как могли “отразили… прелесть русской природы”; коммуникативные ситуации были проработаны хорошо. Цель урока достигнута.

Эксперты определяют активных учеников и ставят отличные оценки.

Домашнее задание:

Оформите свои миниатюры как первую страницу книжки-малышки.

Это будет первый шаг в создании проекта, посвящённого 2007 году, который объявлен годом русского языка.

(Ученики знают, что оформлять можно рукописно и с привлечением компьютера, в том числе в качестве иллюстраций – компьютерную графику).

Лучшие рисунки будут сканированы и тоже использованы в качестве иллюстраций.

См. приложение.

Список использованной литературы.

1. Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002.

2. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. К учебному пособию “Русская речь. 5-7 кл. ”. 6 кл.- М.: Дрофа, 2000.

3. Методические рекомендации к учебному комплексу “Русский язык. Теория”, “Русский язык. Практика”, “Русская речь”. 6 кл. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова и др.; Под ред. С. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2002.

4. Русский язык. 6 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой / Авт.-сост. Н. О. Крамаренко – Волгоград: Учитель, 2005.