Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
- развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;
- развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);
- развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
- воспитание интереса к изучению русского языка, к истории родного края (на основе краеведческого материала).
Оборудование: рабочие тетради, учебники, таблицы, схемы, компьютерная техника.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Повторение по теме “Правописание причастий”.
1. Индивидуальные задания (два ученика работают у доски):
– Решите лингвистическую задачу. Подготовьте развернутый ответ по схеме (см. ПРИЛОЖЕНИЕ. Задание 1.)
– Дополните таблицу (таблица-плакат – на доске). Подберите к ней примеры.
Действительные причастия ___________ время |
Страдательные причастия ___________ время |
|
От глаголов _____ спряжения | -ущ- (-___-) | -ем- (-ом-) |
От глаголов _____ спряжения | -___- (-ящ-) | -____- |
2. Задания для класса.
- Решите лингвистические задачи (устная работа, задачи на карточках):
1) огнедышащий – колеблющийся
(правописание действительных причастий настоящего времени)
2) собирающий, собиравший, собираемый, собранный
- Найдите “четвертое лишнее”. Ответ обоснуйте.
3) будущий – следующий
(образование действительных причастий настоящего времени)
3. Проверка заданий:
1) развернутый ответ по схеме “Причастие как часть речи”;
2) проверка заполнения таблицы “Правописание действительных и страдательных причастий настоящего времени”.
4. Работа с предложением. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ. Задание 2)
Д_лина р_ки Битюг подвергавш_яся частым н_бегам кочевников в XVII веке (не)имела п_стоянных п_с_лений.
- Вставьте пропущенные орфограммы.
- Графически объясните знаки препинания.
- Выпишите действительное причастие и выполните его морфемный разбор.
5. – Прочитайте предложение (См. ПРИЛОЖЕНИЕ. Задание 3)
Но изобилие зверей, обитающих в лесных чащобах, множество рыбы в реке и мёд, собираемый дикими пчёлами, привлекали в эти места смельчаков, и они брали в откуп земли, называемые ухожьями или юртами.
- Найдите причастия. Объясните их правописание. Объясните расстановку знаков препинания.
6. – Прочитайте ещё раз эти предложения. Что их объединяет? (ТЕМА)
Историческая справка
В январе 1677 года воронежец Никита Полозов с группой крестьян подавал челобитную, в которой просил разрешить ему выехать на реку Битюг, в Бобровый юрт, для рыбной ловли.
В 1684 году угодья по Битюгу попали на 10 лет во владение Троицкого монастыря города Козлова (ныне г. Мичуринск). К этому времени долина реки разделялась на 12 юртов, которые монастырь сдавал откупщикам. Бобровый, или Бобровский, юрт в числе их оказывался девятым по счету, если следовать вниз по реке.
В 1686 году на Битюге начали селиться люди, которым не досталось земли в пределах Белгородской черты. Некоторые из них имели на руках бумаги, или “крепи”, на землю, а некоторые занимали участки на свой страх и риск. Из документов 1698 года видно, что тогда в Бобровском юрту уже была слободка в 18 дворов. Здесь жили Карп Болдырев, Никифор Долматов, Фетис Куркин, Михаил Лихачев, Евсей Найденов, Иван и Осип Поповы, Карп Путинцев, Степан Пчелинцев, Петр Скоморохов, Еремей Слепченков, Варлам Струков, Павел Турищев, Григорий Холяпин. Интересно отметить, что все эти фамилии существуют в Боброве и в наши дни.
Первым жителям не повезло. Царь Петр решил превратить Прибитюжье в дворцовое владение и распорядился разогнать всех людей, живущих на Битюге, а дома их спалить. С людьми расправились летом 1699 года.
Но некоторые из 18 семей после ухода карателей вернулись на старые места и снова построили дома… И вот 17 ноября 1699 года ПетрI издает новый указ, согласно которому на реке Битюг селят дворцовых крестьян. Со старых мест людей стронуть было трудно, и поэтому указ долго не выполнялся. Только в !701 году поступила 1021 семья из Ростовского, Ярославского, Костромского и Пошехонского уездов. Всего – 4919 человек. А когда в 1703 году сделали перепись, то оказалось, что во всех Битюцких селах осталось 159 семей с 369 жителями. За два года умерло 3409 человек, сбежало – 1141. Но правительство вновь переселило сюда 999 семей из Балахонского, Костромского, Суздальского, Владимирского уездов. Этим людям повезло больше, и они закрепились на Битюге.
Существуют разноречивые указания о том, когда Бобров был объявлен городом. Обычно называют две даты. И они не исключают друг друга. Бобров дважды за всю историю возводился “в ранг” города. Первый раз это произошло в 1711 году. После неудачного Прутского похода царь Петр был вынужден отдать туркам Азов. Часть людей, вывезенных из Азова, поселили в Боброве. Предполагалось, что Бобров приобретет военное значение. И он был объявлен городом. Но военное значение вскоре свелось к нулю. И в ревизских сказках 1745 года мы уже встречаем не город Бобров, а слободу Бобровскую.
Вторично Бобров был объявлен городом в 1799 году в связи с тем, что он стал центром вновь созданного Бобровского уезда. А в следующем, 1780 году, в связи с проводившимся генеральным межеванием земель было сделано Перове подробное описание Боброва…
- Более подробное описание истории нашего краю вы найдете в книге В.А.Прохорова “Города Воронежской области” и в “Сказе о земле Бобровской” (составители – Н.И. Капустина, Л.В.Кригер, А.Ю.Соколов, Е.Д.Степанова).
7. Словарный диктант.
Не присутствовавшие на лекции, кованый сундук, неподкованная лошадь, негодующий взгляд, замешенное тесто, не замешанный в преступлении, кипяченое молоко, некипяченая вода, жаренный на масле картофель, неасфальтированная площадка, никем не исследованная местность, здание не достроено, невиданный успех, незваный гость, раненный в бою солдат.
8. Самопроверка с использованием “подсказок” (на экране – схемы-алгоритмы).
- Если вам трудно, воспользуйтесь памятками-подсказками.
(См. ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблицы 1,2,3)
9. Работа с предложением. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ. Задание 4)
- Прочитайте предложение. Вставьте и объясните пропущенные знаки препинания.
Последние листочки колеблемые легким ветерком грустно шелестят будто стараются наговорится напоследок но вот уже они схваченные воздушным потоком исполняют свой последний танец и опускаются на землю.
- Письмо по памяти (с последующей самопроверкой)
IV. Домашнее задание.
- Продолжите текст (5 – 6 предложений). В каждом предложении должно быть причастие. Одно причасти разберите по составу и как часть речи (морфемный и морфологические разборы).
V. Итог урока.