Компьютер как инструмент для работы с информацией и контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения в условиях вечерней школы

Разделы: Русский язык, Информатика


Рост компьютеризации школ дает учителю возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что, с одной стороны, способствует повышению учебной мотивации учащихся, формированию надпредметных навыков и ИКТ-компетентности, а с другой — организует работу учащегося и учителя.

Учащиеся должны использовать компьютер не только на уроках информатики, но и в других сферах учебной деятельности. Тогда будет интерес, мотивация, навык, грамотность в использовании ПК не только как объекта изучения, но и как хорошего инструмента в жизни и деятельности человека.

Но, к сожалению, часто основным и единственным учителем в школе, умеющим пользоваться компьютером и знающим, как его использовать, является учитель информатики. Поскольку все компьютеры сосредоточены в компьютерном кабинете, то используются они только на уроках информатики.

Решением данной проблемы может быть проведение интегрированных уроков по различным школьным предметам, на которых компьютер выступает как инструментальное средство для работы с информацией по данному предмету, а также применяется для текущего контроля знаний, что способствует формированию информационных и коммуникативных компетенций учащихся.

В течение 3 лет мы проводим интегрированные уроки русского языка и информатики.

На таких уроках реализуется деятельностный подход в организации работы учащихся. В результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, формируется интерес к предмету, развивается личность учащегося.

Нельзя не отметить тот положительный момент, что учащиеся получают на таких уроках комплексную оценку: по русскому языку за словарную работу, за работу над упражнениями по теме урока и по информатике. Причем оценки имеют разные источники, например, это не только учитель, но и компьютерные программы. Оценки компьютера воспринимаются детьми менее болезненно, так как у них создается иллюзия ее объективности (компьютер — бездушный предмет и субъективное отношение к ученику исключено).

Отметим, что такие уроки особенно эффективны в классах компенсирующего обучения, так как формируют оценочную самостоятельность, способствуют формированию волевых качеств и культуры учебного труда.

В данной статье в качестве примера приводится интегрированный урок (2 спаренных урока) русского языка и информатики в 8 классе компенсирующего обучения Муниципального общеобразовательного учреждения Вечерней (сменной) общеобразовательной школы №2 г. Мончегорска, Мурманской области. Задания, которые предложены для выполнения, составлены с учётом индивидуальных особенностей учащихся, уровня их знаний. Предложен разноуровневый итоговый тест.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Образовательные цели:

  1. Продолжить усвоение понятия о простом предложении, о главных и второстепенных членах.
  2. Повторить правописание чередующихся гласных в корне слова, совершенствовать орфографическую зоркость.
  3. Повторить следующие понятия: носитель информации, документ, файл, шаблон, текстовый редактор, текстовый процессор, форматирование и редактирование текста.

Образовательные задачи:

  1. Обеспечить в ходе урока обобщение следующих понятий: простое предложение; главные и второстепенные члены; подлежащее; сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
  2. Провести диагностику сформированности ЗУНов на основе использования интерактивных тестов.
  3. Использовать прикладные программы “Блокнот”, “Microsoft Word” и программы тестирования “Тест!” для выполнения учебных заданий по русскому языку: ввод, редактирование и форматирование текста, создание документов на основе подготовленных шаблонов, сохранение файлов на разные носители, распечатка документов, выполнение компьютерных тестов.
  4. Закрепить умение организовать личное информационное пространство в файловой структуре ПК.

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать воспитанию у учащихся волевых качеств, культуры учебного труда.
  2. Способствовать формированию у учащихся отношения к ПК не как к объекту изучения, а как к инструментальному средству для работы с информацией.

Оборудование:

  1. Компьютер с установленными программами: “Блокнот”, “Microsoft Word” и программой тестирования “Тест!” (Программа распространяется бесплатно. Автор: Башлаков А.С., http://www.klyaksa.net/ - портал для учителя информатики в средней школе).
  2. Подготовленные текстовые файлы и шаблоны с заданиями в виде электронных форм.
  3. Файлы компьютерных тестов.
  4. Сигнальные карточки.
  5. Гибкие диски.
  6. Листы с распечатками заданий.
  7. Принтер.
  8. Учебник русского языка: Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. — М.: Просвещение, 2002.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока и его задач.

II. Актуализация знаний, контроль.

  1. Обобщение, закрепление материала по теме “Чередование гласных в корне”

а) Обобщает учитель.

б) Закрепление в форме устной словарной работы с использованием сигнальных карточек (учащиеся сигнальными карточками определяют букву, которую нужно вставить в предложенном слове).

выж…чь

выж…гать

выр…с

выт…рать

выт…реть

г…релка

проб…раться

отр…сль

заг…релый

зам…реть

зап…реть

зап…рать

заст…лать

зат…рать

к…сательная

к…саться

подр…сти

предл…жить

предл…жение

предпол…гать

прик…сновение

прил…гательное

р…стение

р…сток

распол…жить

распол…гать

ст…рать

ст…лить

проб…русь

возл…гать

к…снуться

оз…рять

в) Контроль (интерактивный тест). В компьютерном тесте предлагаются слова на орфограмму “Правописание чередующихся гласных в корне слова”.

2. Обобщение и закрепление материала по теме “Простое предложение. Члены предложения”.

а) Обобщение в форме беседы.

б) Контроль с использованием опор (таблица “Главные и второстепенные члены предложения”). Работа с текстами в текстовом процессоре Microsoft Word. Файлы текстов и шаблонов с заданиями заранее подготовлены и находятся в отдельной папке “Урок русского языка” на Рабочем столе компьютеров учащихся:

Задание 1.

Для выполнения задания должен быть подготовлен в текстовом процессоре Word следующий файл документа c именем Приложение1.doc:

Ребята, разберите предложения по членам. Подчеркивание осуществите путем форматирования текста.

а) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день.

б) Видом моря любоваться собралась толпа гостей.

в) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены.

г) Он, думая о своем, попросил нас зайти.

Полученный документ с выполненным заданием “сохранить как” на дискету и распечатать на локальном принтере.

Выполнив и распечатав задание, ученики комментируют его выполнение.

Задание 2. “Деформированный текст”.

Для выполнения задания должен быть подготовлен в текстовом процессоре Word следующий шаблон в виде электронной формы с именем Приложение2.dot:

Внимание! По активным полям перемещаемся клавишейTab.

Фамилия , имя , класс .

Ребята, отредактируйте предложения, поставив слова из скобок в нужной форме.

Дисциплина - это привычка к (порядок), привычка к (упорство), к (твердость) в учении и в труде. (Недисциплинированный), (неорганизованный) человеку никогда народ не поручит (ответственный) и (важный) дела. Дисциплина - это упорство, умение не бояться никаких (трудность). Без (дисциплина) человек не сможет добиться (успех) ни в (один) деле.

Сохраните полученный документ на дискету, распечатайте на принтере, разберите текст на полученном бумажном носителе по членам предложения. Сдайте работу учителю.

Задание 3.

Для выполнения задания должен быть подготовлен в текстовом процессоре Word следующий файл документа с именем Приложение3.doc:

Фамилия:

Имя:

В каждой паре предложений одни и те же слова являются различными членами предложения. Правильно определите их роль в каждом случае, соответственно подчеркнув. (Подчеркивание осуществить путем форматирования текста).

1. Был свежий осенний день без дождя. - Растения погибнут без дождя.

2. Он дичился отца. — Ему помог совет отца.

3. У нее были косички кольцами. — Циркач ловко жонглировал кольцами.

4. Старик Потапов был механиком. – Коллектив гордился своим механиком.

5. Была без радостей любовь, разлука будет без печали. — Жить без радостей и без печали неинтересно.

Полученный документ сохраните на дискету, распечатайте на принтере.

После выполнения задания учащиеся вместе с учителем обсуждают результаты.

III. Итоговое обобщение:

  1. Беседа учителя с классом о предложении, его главных и второстепенных членах.
  2. Выполнение итогового разноуровневого интерактивного теста (программа “Тест!”).(Приложение4.txt)

1. Выберите правильный ответ:

а) Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.

б) Обстоятельство отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО?

в) Дополнения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

г) Определение подчеркивается двойной линией.

2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:

а) Маленькая гостиная была неуютной.

б) Наше завтра будет прекрасно.

в) Мы с Аликом принялись за работу.

г) Прямо к станции летит тройка удалая.

3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

б) Стану сказывать я сказку.

в) Я буду учителем в вашей школе.

г) Я буду строить новый дом.

4. Выберите правильный ответ: Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:

а) ставится, если перед сказуемым стоят слова ЭТО, ЗНАЧИТ, ВОТ.

б) ставится, если перед сказуемым стоят слова БУДТО, СЛОВНО, КАК.

в) ставится, если перед сказуемым стоит частица НЕ.

г) ставится, если подлежащее - личное местоимение.

5. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Жизнь прекрасна и удивительна.

б) Жизнь как сон.

в) Сердце не камень.

г) Читать это не только узнавать факты.

6. Из перечисленных к главным членам относятся:

а) подлежащее

б) определение

в) обстоятельство

г) дополнение

7. Дополнение отвечает на вопросы:

а) когда?

б) где?

в) кого? чего?

г) какой? какая? какие? какое?

8. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Дом будет построен каменщиками.

б) Сирень начинает отцветать в начале лета.

в) Он казался всесторонне образованным человеком.

г) В путешествии мы узнали очень много интересного.

9. Найдите предложение, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) Знание это сила.

б) Эти равнины словно бескрайнее море.

в) Бедность не порок.

г) Я всем чужой.

10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.

а) КОНЕК режет лед.

б) ОТЕЦ подарил мне мяч.

в) Портной сшил КОСТЮМ.

г) ТУЧА закрыла полнеба.

11. Найдите предложение с несогласованным определением.

а) Березы подмосковные шумели вдалеке.

б) Стояла осень в солнце и туманах.

в) Чьи-то кони стояли у двора.

г) Пахнул в лицо мне воздух чистый.

12. Найдите предложение с обстоятельством цели.

а) Он был направлен в московский госпиталь на излечение.

б) Ученик по болезни освобожден от уроков физкультуры.

в) При старании вы можете добиться больших успехов.

г) Звонко кукушка вдали куковала.

13. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

а) Он был высокого роста.

б) Я хочу с вами поспорить.

в) Ребята искупаются в реке.

г) Лесник шагнул через порог.

14. Определение отвечает на вопросы:

а) когда?

б) где?

в) кого? чего?

г) какой? какая? какие? какое?

15. Обстоятельство подчеркивается

а) Волнистой линией.

б) Штриховой линией.

в) Штрихпунктирной линией.

г) Одинарной линией.

16. Обстоятельство отвечает на вопросы:

а) Кто? Что?

б) Что делал? Что сделал?

в) Какой? Какая? Какие? Какое?

г) Как? Когда? Зачем? Где? Куда?

17. Найдите предложение с обстоятельством времени.

а) Мы очень устали.

б) Кругом кричали коростели.

в) Вчера я приехал в Тамбов.

г) Он изменился до неузнаваемости.

18. Укажите предложение, в котором нет приложения.

а) Дорога шла вдоль Москва-реки.

б) Среди старых книг он нашел роман “Спартак”.

в) Ласточки-звезды катятся вниз.

г) Первое условие для дружеского сближения – искренность.

19. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Небольшой снегопад не помеха для охотника.

б) Гений русского народа велик.

в) Привычка вторая натура.

г) Дело писателя — противостоять страданию всеми силами.

IV. Подведение итогов урока.

Обсуждение и комментирование оценок. Рекомендации по совершенствованию ЗУНов.