Что надо сделать, чтобы научить писать грамотно? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели!
Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила понимаются только в процессе практической деятельности.
Мои классы сильными не назовёшь, но среди учеников есть талантливые, трудолюбивые дети. И, чтобы каждый ученик “поглощал знания с аппетитом”, использую на уроках разноуровневый подход. Мною созданы специальные карточки с тренировочными упражнениями по темам.
На современном этапе разработано множество вариантов проведения уроков, дидактических материалов, пособий для учителей. И надо не стесняться использовать в своей практике опыт коллег. Тогда обязательно “создастся” своё, индивидуальное видение урока.
Надо помнить, что грамотное письмо закладывается не правилами-формулировками, а правилами-формулами. Написание слов и знаки препинания надо вычислять. При подготовке к урокам рекомендую использовать формулы-таблицы Бройде М.Г., каждая из которых представляет собой лаконичную логическую схему условий правописания внутри отдельной проблемы. На уроках в старших классах я с успехом использую данные таблицы для систематизации разрозненных и нетвёрдых знаний навыков в области практической грамотности.
Из опыта работы делаю вывод, что залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров является ассоциативная форма обучения. Для возникновения прочных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы. Отыскиваю мудрые мысли, группирую по темам. В качестве учебного дидактического материала рекомендую пособие Н.Л.Векшина “Русский язык в афоризмах”.
Разнообразить работу на уроке помогают приложения к сборнику упражнений по русскому языку Т.В.Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди ошибку”. Эти пособия для 5-9 классов позволяют значительно увеличить темп урока, не давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.
Важное место на уроке должны занимать словарные работы. Я провожу это так. В начале урока даю ученикам группу словарных слов (15 слов). На следующий урок – проверка слов под диктовку. Не перехожу к новым словам, пока не освоим эти. После трёх неудовлетворительных оценок, поставленных в тетрадь учителя, дети обычно запоминают заданное. После выученных пяти групп слов даю контрольный словарный диктант (выборочный). Количество слов в 8 классе 40 слов. Важный момент: домашнее задание включает составление с этими словами предложений (1 день), во второй день ученики придумывают текст на определённую тему, используя словарные слова.
Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на доске. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает не более 12 минут и важна тем, что развивает устную речь учащихся.
Не менее интересна работа с тренажёрами “Светофорчиками”. Занимая 5 минут драгоценного времени, работа помогает повторить изученные орфограммы, даёт возможность ученикам передохнуть от письма на уроке. В плане здоровьесбережения этот вид работы необходим. Тренажёр представляет собой картонную пластину, на которой написаны орфограммы, и цвета, соответствующие правилам, и диск, который великолепно крутится, закрывая ненужные цвета и открывая правильный цвет.
Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической зоркости) постоянно провожу предупредительные диктанты. Методика проста и известна всем: сначала ученики устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной (в зависимости от цели урока) Такой разбор может охватить все трудные в том или ином отношении написания, встречающиеся в данном тексте, или некоторые из них (имеется ввиду одно из нескольких правил, проходимых или повторяемых в данный момент). Очень люблю пособие для преподавателей русского языка “Сборник диктантов” М.Б. Коржиковой, цель которого – дать учителю материал для работы над повышением грамотности учащихся, а также для контроля усвоения правил после прохождения темы.
Повышению грамотности способствует правильное проведение работы над ошибками после написания диктантов. Эту работу я выполняю следующим образом.
- Вступительное слово учителя о сложности диктанта, орфограммах
- Итоги диктанта, оценки
- Раздача тетрадей
- Оформление работы над ошибками
Орфограмма |
Слово, в котором была допущена ошибка |
2 примера на данную орфограмму |
Безударная гласная, проверяемая ударением | разъединить | Лесной, преподаватель |
- Учащиеся составляют словарные диктанты (10 слов) на данную орфограмму
С пятого класса ученики ведут тетради-помощницы, куда записывают правила орфографии и пунктуации, трудные случаи написания. Владение справочными материалами позволяет “не теряться в океане правил.”
Особую роль играют домашние задания. Это важный этап любого урока. Нужно стремиться увлечь детей, искать творческие задания. Сейчас издаётся серия книг “Готовые домашние задания”, и чтобы бороться с бездумным списыванием работ, нужно вносить в задания коррективы, Мои дети любят писать миниатюры (6-10 предложений), отрабатывая при этом определенное правило орфографии или пунктуации. Сочинения-миниатюры хороши и как элемент урока-закрепления.
И конечно, первое правило успешной работы – это отработанный алгоритм объяснения и закрепления темы.
Второе правило – диагностика успешности обучения. Провожу опросы при помощи системы карточек. Группа карточек охватывает вопросы по целой теме и включает задания, тесты. Ученик должен подготовить ответы на уровне, выбранном им. Работа с карточками требует системности
Любая работа, направленная на повышение грамотности, должна проводиться не время от времени, а систематически.
Для наглядности я представляю урок русского языка в 7-м классе.
Тема: Буквы О, А на конце наречий с приставками из, до, с, за, на, в (объяснение нового материала)
Цель: закрепить знания о наречии, познакомить ученикоа с новой орфограммой, тренироваться писать грамотно наречия с приставками из, до, с, за, на, в.
Оборудование: плакат – таблица о наречии, правило окна, работают стенды “Словарь”, “Запомни”, тренажёры “Светофорчик”, тексты для анализа
ХОД УРОКА
1. Сегодня мы будем работать быстро,
ловко, умело, внимательно, чётко, старательно. Вы
уже прекрасно разбираетесь в частях речи и
сможете легко ответить на любой мой вопрос. И
чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а
главное – скучно, мы будем стараться всё
выполнять дружно, весело.
На доске написаны наречия: быстро, ловко, умело,
внимательно, чётко, старательно, скучно, грустно,
тоскливо, печально, дружно, весело. Какая часть
речи употреблена мной более всего? Давайте
найдём наречия – синонимы и наречия – антонимы
(ловко – умело, скучно – грустно, тоскливо –
печально, скучно – весело)
А что же такое наречие?
а) наречие как часть речи (Что обозначает, на какие вопросы отвечает, неизменяемость наречий, синтаксическая роль в предложении)
б) смысловые группы наречий (наречия могут обозначать образ действия, время, место, причину, цель, меру)
в) степени сравнения (сравнительная – две формы: простая и составная, превосходная – имеет, как правило, составную форму)
– Мы вспомнили, что такое наречие как часть речи, Что такое синонимы и антонимы. А теперь давайте вспомним правописание наречий. Мы с вами изучили, когда в наречиях пишется НН, когда Н. И сейчас мы, чтобы показать на практике наше умение грамотно писать наречия, поработаем с тренажёром “Светофорчик”.
2. Работа с тренажером “Светофорчик”
Вздрогнуть испуганно, идти уверенно, привести насильно, бежать стремительно, медленно писать, непременно вместе, сильно изранено, выглядеть могущественно, говорить взволнованно, величественно шагать.
Обратим внимание на слово изранено. Какая это часть речи? Давайте разберём по составу это слово и слово испуганно. Чем различаются эти слова. Почему у наречия на конце суффикс?
– Молодцы. Мы отлично поработали, показали знания правописания не только наречий, но и кратких страдательных причастий.
Теперь мы двинемся дальше и попробуем найти наречия в тексте.
3. Выпиши наречия и укажи смысловые группы (листы с текстами на каждой парте)
Пешеход – один из основных участников дорожного движения. Нарушая правила дорожного движения, человек подвергает опасности себя и остальных участников движения. Шалости и игры на проезжей части и рядом с ней могут привести к беде. Надо помнить, что автомобиль мгновенно остановить невозможно. Двигаясь по инерции, машина при включённых тормозах может наехать на перебегающего дорогу пешехода. (Мгновенно, невозможно, рядом)
Последнее предложение записано без знаков препинания на доске и предлагается для синтаксического разбора (выполняет один ученик на доске, все остальные записывают в тетрадь)
– Теперь, поскольку мы ничего не забыли из ранее пройденного материала, умеем расставлять знаки препинания, выделяя на письме деепричастные обороты, и выполнять синтаксический разбор предложения, перейдём к новому материалу.
4. Объяснение нового материала.
– Мы продолжаем работать над правописанием наречий, и сегодня мы узнаем, какой суффикс пишется в наречиях с приставками ЗА, НА, В, ИЗ, ДО, С. (Указываю на тему урока.)
Записываем в тетрадь-помощницу тему урока.
– Чтобы не ошибиться в суффиксах наречий с
данными приставками, надо знать и применять
ПРАВИЛО ОКНА.
Например: Влево, справа, издавна, затемно
НО правилу окна подчиняются только наречия,
образованные от прилагательных, в которых
приставок не было. Если приставки были заранее,
на конце таких наречий пишем О.
Например:
Изменчивый – изменчиво,
Доступный – доступно,
Доходчивый – доходчиво.
– Давайте потренируемся работать над орфограммой, сначала вместе, а потом самостоятельно.
5. Тренировочные упражнения.
Объяснительный диктант – выписать наречия, объяснить правописание О, А на конце.
Работаем мы в отборочной комиссии. Отбираем наречия, подходящие под Правило Окна. Встаём засветл... и работаем дотемн..., только изредк... на обед и отвлекаемся. Досыт... не наедаемся: надолг... никак не уйдёшь — столько работы! Ходим слев... направ..., а потом справ... налев... — кандидатов рассматриваем. Прямо как в модельном агентстве! Только всех отсмотришь — снов... кандидаты пришли, уже другие. Начинай сначал...!
Подходить к ним нужно достаточн.. . избирательн... и объяснять доходчив..., почему Великое Окно принять их не может. Некоторые не понимают — занов... приходят. Смотреть нужно внимательно: запрост…ошибиться можно! Устаём изрядн… Но доля наша издавн… такова — служить Великому Окну, отбирать для него наречия!
Первую часть разбираем устно, наречия из второй части записываем самостоятельно, используя правило. Озвучиваем наречия.
– Вы отлично работаете, и, кажется, что тема для вас нетрудна. Давайте докажем это с помощью наших тренажёров.
На доске написаны наречия, в которые нужно вставить буквы (СВЕТОФОРЧИКИ)
Запрост…, дотемн…, досрочн…, засветл…, созвучн…, влев…, вправ…, изредк…, достаточн…, направ…, надолг…, слев…, избирательн…, издавн…, изрядн…, доходчив…, дословн…
– Но это ещё не всё. Ребята, я вам предлагаю
показать, что вы не только умеете правильно
писать наречия на О и А, но и использовать их в
своей речи.
Поскольку уже не за горой зимние каникулы, вы,
вероятно, будете много времени проводить на
улице, наслаждаясь зимними забавами. Надо не
забывать ни на минуту, что через наш посёлок
проходит трасса, и, как мы читали в первом нашем
тексте, машинам очень трудно сразу остановиться,
потому что тормозной путь зимой увеличивается.
Вам, друзья, надо будет сочинить небольшой
рассказ по картинке на тему “Добрая дорогая
детства”, используя в нем подходящие наречия из
записанных мною на доске.
6. Развитие речи. Составить рассказ с наречиями.
– Прочитаем несколько работ.
Вывод. Мы работали на уроке быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно. Дали характеристику наречию как части речи, вспомнили , что такое антонимы и синонимы (это немаловажно для создания красивого, выразительного текста), выполняли синтаксический разбор предложения и разбор слова по составу. Вспомнили ранее изученный материал: продемонстрировали своё умение писать НН и Н в наречиях и кратких страдательных причастиях, правильно расставлять запятые в предложениях с деепричастными оборотами. Мы усвоили новое правило правописания наречий. Что немаловажно, на уроке мы даже повторили необходимые правила дорожного движения. Самое главное, вы показали умение использовать в речи наречия, занимаясь своим любимым занятием – сочинительством. И, думаю, нам с вами не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно: мы всё выполняли дружно и весело.
7. Подведение итогов (оценки)
– Наш урок был достаточно плотным. Но нам не удалось поработать с учебником. Для закрепления нового материала дома вы будете выполнять упражнение из учебника №___, словарные слова надо будет вклеить в помощницу и выучить.