Урок развития речи в 5-м классе по картине А.А. Пластова "Летом"

Разделы: Русский язык


Проблема использования произведений живописи на уроках русского языка привлекала и привлекает внимание многих методистов, педагогов и психологов.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывали многие психологи. Т.П. Головина писала: “Сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема и работа с ней в какой-то мере помогает решить задачу организации проблемного обучения в школе”.

Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии детей, а при знакомстве ребенка с изображением предмета на картине пространственные отношения выступают в новой системе знаний.

В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Итак, произведения живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания мыслей школьниками. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей, рассматривая произведение живописи, учащиеся знакомятся с новыми предметами, событиями, изображенными на нем, а значит, с новыми понятиями, при этом дети подбирают новые слова, выражения, чтобы перевести содержание картины на язык слова. Подготовку к сочинению на конкретную тему организую таким образом, чтобы сам процесс этой работы оказал влияние на речевое развитие учащихся, на формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы ученик умел высказываться на любую тему, заданную ему.

Чтобы правильно организовать подготовку к сочинению, учитель должен видеть связь этой работы с единой системой развития речи учащихся, начиная с начальной школы. В основе этой системы лежат знания о тексте, стилях и типах речи. Эти знания и помогают формировать умения и навыки, необходимые для написания сочинения.

Важнейшая часть работы по подготовке к сочинению – это обогащение словаря учащихся, этот процесс происходит в течение всей нашей жизни и существенно влияет на то, как мы умеем правильно и красиво писать и говорить, понимать и объяснять то, о чем ты читаешь или слышишь.

Большую роль в совершенствовании речи учащихся играет словарная работа, организованная по тематическому принципу.

Чтобы дети правильно и уместно использовали эти слова в своих работах, они должны не только правильно писать эти слова, но и знать их значение, сферу их употребления. Опыт этот накапливается постепенно в процессе работы над упражнениями по развитию связной речи учащихся во всех классах.

Поэтому при отборе материала стараюсь подобрать такой материал, в котором есть повторяемость заданий, обращаю внимание учащихся на особенности употребления того или другого слова в разных текстах. Анализ употребления слов- важный этап работы на уроках по развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса слов.

Как организовать такую работу? В начале учебного года учащиеся 5-х классов продолжают работу по описанию картин художников. Для работы по заданной теме и средствами ее выражения использую картину, которая посвящена летней тематике, какой и является репродукция картины А.А. Пластова “Летом”.

Работаем с картиной, повторяя имя прилагательное, нужно организовать все так, чтобы дети видели художественные достоинства этого полотна, можно их познакомить с такими понятиями, как холодные и теплые цвета, тон, колорит, свет, композиция, передний и задний план картины, учитель говорит о том, что цвета имеют большое значение в раскрытии замысла художника.

Картины А.А. Пластова всегда радуют нас своими красками и теплыми тонами, которые он использует при работе, изображая людей и родную природу.

Тема урока: Описание картины А.А. Пластова “Летом”.

Цели:

  • развитие речи учащихся;
  • научить полному описанию, изображенному на картине;
  • активизировать лексику учащихся по данной теме;
  • расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова.

Оборудование: репродукция картины А.А.Пластова “Летом”.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Коротко рассказываю о художнике и его картинах, называю те работы, которые принадлежат его кисти – это “Витя-подпасок”, “Первый снег” и др. В ходе беседы указываю, что художника особенно привлекает лето- время года, когда вся природа находится в расцвете сил. В картине “Летом” (1954 г.) художник показал все богатство и щедрость русской земли, отдых людей, уставших от сбора грибов и ягод.

II. Беседа по картине

Чтобы повысить эмоциональность восприятия картины, пробудить активность учащихся, начинаю урок с беседы о лете.

Вопросы:

– Любите ли вы лето? (Да , очень!)

Один из ребят написал четверостишие, посвященное лету:

Здравствуй, лето теплое,
Речка и лесок,
Море светло-синее,
Берег и песок!

– Ходите ли вы в лес?

– Собираете ли в лесу грибы и ягоды?

Выслушиваю ответы детей, и я предлагаю им обратиться к картине художника. Начинается коллективная работа с репродукцией в учебнике:

– Что привлекает ваше внимание в картине? (Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина и т.д.)

– Рассмотрим картину более внимательно. Кто изображен на картине? Опишите каждого более подробно. (На картине я вижу мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, она очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой.)

– Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, сильные, натруженные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.)

– Давайте опишем девочку. (Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка.)

– Что можете сказать о лице девочки и ее наряде? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь.)

– Что можете сказать о собаке? (Собака дремлет, положив голову на лапы, ей очень жарко, она очень привязана к хозяевам.)

– Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? (Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы).

– Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

Говорю учащимся о том, что цвет в картине имеет большое значение.

Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они наполнены теплом и помогают автору передать радостное , хорошее настроение. Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные мотивы.

– Какие же цвета использовал А.А. Пластов? (Теплые – т.к. художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)

– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)

Учитель может дополнить ответы учащихся:

– В картине художник использует теплые и холодные тона, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.

– Сочетание даже контрастных цветов придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

III. Лексическая работа

Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленыйизумрудный, яркийослепительный. (Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)

Можно записать целые предложения, которые составили учащиеся.

IV. Работа над составлением плана

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.

3. Мое впечатление от картины

V. Устная работа по плану

Учитель говорит, что описать изображенное на картине можно и в другой последовательности.

VI. Написание сочинения

Приведу в пример одно из таких сочинений:

“Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне, например, “Витя-подпасок”, “Первый снег”, “Летом” и другие.
На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.
На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление , что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве, цветам и всему тому, чего так мало у нас на Крайнем Севере, а все это живет на картине Пластова.”