I. Повторение по теме “Словообразование”
1.Устный опрос по теме “Словообразование”.
Опрос проводят дети, задавая вопросы с места (если дети не привыкли к такой форме работы, то они могут воспользоваться контрольными вопросами и заданиями из учебника) . Один ученик у доски отвечает на вопросы.
2.Выполнение заданий (задания заранее написаны на доске или распечатаны для каждого ребенка) .
1) Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
(На) вершине, верхний, сверху, вершинами
- Каково грамматическое значение окончания в различных формах слова “вершина”?
- Выделите окончание и основу в однокоренных словах.
- Какое слово не имеет окончания и почему?
- В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?
А каждого конкретного слова?
2) Выделите суффиксы в словах.
Красноватый, грибок, принесли, писатель
- Какое слово лишнее и почему? (Суффикс -л- не словообразовательный.)
- Каково значение суффиксов в остальных словах?
3) Определите значение суффиксов в словах, найдите лишнее слово (лишнее – “стульчик”, в нем уменьшительно-ласкательный суффикс)
Летчик, стульчик, барабанщик, переписчик
4) Выделите приставки в словах, найдите лишнее слово.
Подъезд, подберезовик, подсвечник, подушка
- Почему подберезовик (подсвечник, подушка) так называется? (У приставки ПОД- в этих словах значение синонимично значению предлога ПОД.)
- А каково значение приставки в слове “подъезд”?
- Вспомните другие слова с приставкой ПОД-, имеющей значение приближения (подошел, подкрался, подбежал) .
Итак, с этими заданиями вы справились.
- Так какие морфемы – словообразующие?
Предлагаю вам еще несколько “задачек”.
5) Разберите слово пирожок по составу. (Дети, скорее всего, выделят корень “пирож”.)
- А если я вам скажу, что в общеславянском языке был суффикс -ог-, вы догадаетесь, от какого слова “образован” пирог? (пир) . Сравним со словом творог от творити (буквально – сделанное твердым молоко) .
- Но вернемся к “пирогу”! Если я открою вам еще один секрет и скажу, что в общеславянском языке был и суффикс -р-, вы догадаетесь, от чего “произошло” слово пир? А какое слово образовалось от жити? А от дати?
6) Сравните три слова:
Дух, смех, успех
- Может быть, вы скажете, одинаковым ли способом они образовались? И какой же древний суффикс вами выявлен? ( -х-)
7) Представьте себе, что в пустыне Наска при раскопках были найдены древние письмена. Ученые работают над их расшифровкой и многие слова уже сумели перевести на русский язык. Вот эти слова и их перевод на наш язык, только русские слова даны в другой последовательности. Определите, какому древнему слову соответствует каждое русское слово (ученики могут работать командами или парами) .
Nava, navusi, navti, seta, setusi, makinusi.
Горный, звездочка, горочка, река, гора, реченька.
П. Наблюдение над использованием морфемного повтора в изобразительных целях
Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Казалось бы, корень – и две словообразующие морфемы. Но эти морфемы работают и работают! Ученые-лингвисты подсчитали, что 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 слов из 10! Ведь приставки и суффиксы могут объединяться.
Безграничными возможностями словообразования пользуются писатели, поэты.
1.Послушайте стихотворение В. Иванова “О пане Злодиевском”.
В чудном городе Хищенске,
В тихой улочке Крадевской
Жил один злодей известный –
Пан Злодислав Злодиевский.
И супруга – Злодеюга,
И дочурка – Злодеюрка,
И сыночек – Злодеечек,
И собачка – Злодеячка.
А котенок? И котенок,
По прозванью Злодеенок.
Есть еще и канарейка,
Презабавная злодейка!
- Какие однокоренные слова использует автор?
- Какое общее лексическое значение заключено в корне?
- Есть ли такие слова в русском языке?
- Какие известные вам суффиксы использованы для их образования?
- С какой целью всем героям даны однокоренные имена?
- Что же это за город, о котором рассказал автор?
- Согласны ли вы с тем, что это стихотворение просто шуточное, или в нем не только шутка?
Скопление однокоренных слов заставляет вдуматься в их смысл, понять причину их сопоставления.
2. Какие однокоренные слова лежат в основе стихотворения С. Маршака?
Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.
Рад продать ее бесчестный,
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.
(Стихотворение анализируется аналогично первому.)
3. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета “Осенняя роза”.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
- Как вы понимаете выражения “сад обнажил свое чело”, “георгины дыханьем ночи обожгло”?
- Какой прием использован поэтом?
- В каком значении употреблено слово “ночь”?
- Ваши наблюдения над использованием автором однокоренных слов?
Как много “дыхания” в стихотворении! Но это – дыхание осени, и звучание у него – осеннее.
- Как это “дыхание осени” передано фонетически? (Звукопись, передающая шелест опадающей листвы.)
Повтор в художественной речи – очень выразительное средство: повтор слов (лексический) , повтор звуков (звукопись) , повтор морфем (однокоренные слова) .
- Какой повтор вы нашли в стихотворении Есенина “С добрым утром!” (Стихотворение читалось дома. Анализируется роль повторяющейся приставки за-, определяется значение, которое она придает словам; отмечаются другие выразительные средства.)
Ш. Чтение и анализ стихотворения С.Есенина “Лебедушка” (отрывок)
Из-за леса, леса темного
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
В это время вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
- Какие произведения напомнило вам это стихотворение? Чем?
- Что придает ему неповторимый русский колорит? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
Отметим также постоянные эпитеты, инверсию, отсутствие рифмы.
- Каким чувством переполнено стихотворение?
Нежность такова, что Есенину не хватает имеющихся в языке слов, и он образует свое слово (неологизм) .
- Какое это слово?
- Как вы думаете, чем закончится стихотворение?
- Откуда появляется ощущение тревоги? (Лес “темный”, “огоньки-лучи” - багровые!)
Подводятся итоги наблюдений.
В заключение можно прочитать стихотворение “Лебедушка” до конца.
В 6 классе работа по наблюдению над морфемным повтором будет продолжена на специальном курсе “Выразительные средства русского языка”.