Повторение и обобщение по теме: "Словообразование". Использование словообразовательных средств в изобразительных целях. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


I. Повторение по теме “Словообразование”

1.Устный опрос по теме “Словообразование”.

Опрос проводят дети, задавая вопросы с места (если дети не привыкли к такой форме работы, то они могут воспользоваться контрольными вопросами и заданиями из учебника) . Один ученик у доски отвечает на вопросы.

2.Выполнение заданий (задания заранее написаны на доске или распечатаны для каждого ребенка) .

1) Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

(На) вершине, верхний, сверху, вершинами

- Каково грамматическое значение окончания в различных формах слова “вершина”?

- Выделите окончание и основу в однокоренных словах.

- Какое слово не имеет окончания и почему?

- В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?

А каждого конкретного слова?

2) Выделите суффиксы в словах.

Красноватый, грибок, принесли, писатель

- Какое слово лишнее и почему? (Суффикс -л- не словообразовательный.)

- Каково значение суффиксов в остальных словах?

3) Определите значение суффиксов в словах, найдите лишнее слово (лишнее – “стульчик”, в нем уменьшительно-ласкательный суффикс)

Летчик, стульчик, барабанщик, переписчик

4) Выделите приставки в словах, найдите лишнее слово.

Подъезд, подберезовик, подсвечник, подушка

- Почему подберезовик (подсвечник, подушка) так называется? (У приставки ПОД- в этих словах значение синонимично значению предлога ПОД.)

- А каково значение приставки в слове “подъезд”?

- Вспомните другие слова с приставкой ПОД-, имеющей значение приближения (подошел, подкрался, подбежал) .

Итак, с этими заданиями вы справились.

- Так какие морфемы – словообразующие?

Предлагаю вам еще несколько “задачек”.

5) Разберите слово пирожок по составу. (Дети, скорее всего, выделят корень “пирож”.)

- А если я вам скажу, что в общеславянском языке был суффикс -ог-, вы догадаетесь, от какого слова “образован” пирог? (пир) . Сравним со словом творог от творити (буквально – сделанное твердым молоко) .

- Но вернемся к “пирогу”! Если я открою вам еще один секрет и скажу, что в общеславянском языке был и суффикс -р-, вы догадаетесь, от чего “произошло” слово пир? А какое слово образовалось от жити? А от дати?

6) Сравните три слова:

Дух, смех, успех

- Может быть, вы скажете, одинаковым ли способом они образовались? И какой же древний суффикс вами выявлен? ( -х-)

7) Представьте себе, что в пустыне Наска при раскопках были найдены древние письмена. Ученые работают над их расшифровкой и многие слова уже сумели перевести на русский язык. Вот эти слова и их перевод на наш язык, только русские слова даны в другой последовательности. Определите, какому древнему слову соответствует каждое русское слово (ученики могут работать командами или парами) .

Nava, navusi, navti, seta, setusi, makinusi.

Горный, звездочка, горочка, река, гора, реченька.

П. Наблюдение над использованием морфемного повтора в изобразительных целях

Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Казалось бы, корень – и две словообразующие морфемы. Но эти морфемы работают и работают! Ученые-лингвисты подсчитали, что 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 слов из 10! Ведь приставки и суффиксы могут объединяться.

Безграничными возможностями словообразования пользуются писатели, поэты.

1.Послушайте стихотворение В. Иванова “О пане Злодиевском”.

В чудном городе Хищенске,
В тихой улочке Крадевской
Жил один злодей известный –
Пан Злодислав Злодиевский.
И супруга – Злодеюга,
И дочурка – Злодеюрка,
И сыночек – Злодеечек,
И собачка – Злодеячка.
А котенок? И котенок,
По прозванью Злодеенок.
Есть еще и канарейка,
Презабавная злодейка!

- Какие однокоренные слова использует автор?

- Какое общее лексическое значение заключено в корне?

- Есть ли такие слова в русском языке?

- Какие известные вам суффиксы использованы для их образования?

- С какой целью всем героям даны однокоренные имена?

- Что же это за город, о котором рассказал автор?

- Согласны ли вы с тем, что это стихотворение просто шуточное, или в нем не только шутка?

Скопление однокоренных слов заставляет вдуматься в их смысл, понять причину их сопоставления.

2. Какие однокоренные слова лежат в основе стихотворения С. Маршака?

Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.
Рад продать ее бесчестный,
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

(Стихотворение анализируется аналогично первому.)

3. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета “Осенняя роза”.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

- Как вы понимаете выражения “сад обнажил свое чело”, “георгины дыханьем ночи обожгло”?

- Какой прием использован поэтом?

- В каком значении употреблено слово “ночь”?

- Ваши наблюдения над использованием автором однокоренных слов?

Как много “дыхания” в стихотворении! Но это – дыхание осени, и звучание у него – осеннее.

- Как это “дыхание осени” передано фонетически? (Звукопись, передающая шелест опадающей листвы.)

Повтор в художественной речи – очень выразительное средство: повтор слов (лексический) , повтор звуков (звукопись) , повтор морфем (однокоренные слова) .

- Какой повтор вы нашли в стихотворении Есенина “С добрым утром!” (Стихотворение читалось дома. Анализируется роль повторяющейся приставки за-, определяется значение, которое она придает словам; отмечаются другие выразительные средства.)

Ш. Чтение и анализ стихотворения С.Есенина “Лебедушка” (отрывок)

Из-за леса, леса темного
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
В это время вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.

- Какие произведения напомнило вам это стихотворение? Чем?

- Что придает ему неповторимый русский колорит? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы.)

Отметим также постоянные эпитеты, инверсию, отсутствие рифмы.

- Каким чувством переполнено стихотворение?

Нежность такова, что Есенину не хватает имеющихся в языке слов, и он образует свое слово (неологизм) .

- Какое это слово?

- Как вы думаете, чем закончится стихотворение?

- Откуда появляется ощущение тревоги? (Лес “темный”, “огоньки-лучи” - багровые!)

Подводятся итоги наблюдений.

В заключение можно прочитать стихотворение “Лебедушка” до конца.

В 6 классе работа по наблюдению над морфемным повтором будет продолжена на специальном курсе “Выразительные средства русского языка”.