Педагогические инновации. Модульная технология на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Тип урока: систематизация и обобщение.

Технология: модульная.

Урок - завершающий этап в изучении данной темы. Интегрирующей целью урока является обобщение, систематизация и углубление знаний, отработка навыка грамотного письма и развития устной речи с использованием конструкций обособленных определений и приложений, а также тематическое содержание урока (“Патриотизм”) способствует развитию интереса к общественной жизни страны и гражданским понятиям “патриотизм”, “патриот”. На данном уроке развиваются коммуникативные навыки, ответственность за результат своего труда и труда товарища, умение работать в коллективе.

При подготовке урока были использованы техника творческих заданий: на начальном этапе изучения темы учащиеся получили задания:

  • составить вопросы по теме;
  • сконструировать или найти в различных литературных, публицистических или научных изданиях предложения с обособленными определениями и приложениями по теме: “Патриотизм”.

Результат творческой деятельности детей был использован учителем как материал урока. Некоторые учащиеся расширили выполнение задания, составив вопросы по тематическому содержанию.

В данном уроке учителем использована техника уровневой дифференциации, которая позволяет учащимся выбрать задание, соответствующее уровню ЗУН каждого, что дает возможность слабо мотивированным к учебе, восполнить знания, ликвидировать пробелы. Учащимся, с высокой мотивацией, углубить и расширить ЗУН, тем самым, активизируя интерес к предмету.

В УЭ-1,2,3,4,5 использована техника организации работы в диалоговом режиме: работа в парах, взаимопроверка, позволяющая учащимся проявить умение выслушивать говорящего и корректно конструировать собственные ответы, адекватно оценивать ответ товарища.

Тема урока узкая, и поэтому за основу построения учителем была взята линейная техника программированных заданий: задания нормированы по объему (по 10 предложений) с прописанной четкой инструкцией. Учащийся при использовании такой техники работает полностью в режиме “само”, что позволяет ему перейти от контроля к самоконтролю.

Класс среднего уровня умственного развития с повышенной эмоциональной возбудимостью. Отношения между детьми добропорядочные, бесконфликтные. Большая часть учащихся мотивирована к учебе: дети любознательны, трудоспособны. Доминирующее психическое состояние - эмоциональности, активности, что учитывалось при планировании уроков и выборе техник.

Тип урока: Систематизация и обобщение.

Технология: модульная.

Интегрирующая цель.

В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны:

Знать

  • Все случаи обособления определений и приложений.

Уметь

  • Грамотно формулировать правила, опираясь на примеры. Определять нужный элемент правила, для того чтобы быстро применять его на практике.
  • Использовать данные конструкции в устной и письменной речи.

Развивать

  • Навыки грамотного письма, выразительной устной речи.
  • Интерес к общественной жизни страны, понятиям “патриот”, “патриотизм”.

Воспитывать

  • Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища; умение работать в коллективе; уважение к мнению и знаниям своих товарищей; умение слушать; культуру речи и общения; гражданские чувства (отношение к родине, место в обществе, обязанности и права).

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЯ

УЭ-0

Постановка цели урока.

УЭ-2

Обобщить и систематизировать теоретические знания, полученные по данной теме.

Выработать навыки устного общения: умение выслушивать говорящего; объективно оценивать знания своего товарища.

УЭ-3, УЭ-4, УЭ-5, УЭ-6

Применить на практике знания по теме: уметь определять пунктограмму, обосновывать свое решение, опираясь на изученные правила; видеть структуру предложения, используя для этого графическое объяснение, схему. Уметь проверять как свою работу, так и работу своего товарища.

УЭ 7

Обобщить и систематизировать ЗУН, полученные по данной теме.

УЭ-8

Проверить умение применять на практике полученные знания.

Карта учащегося

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме: “Обособление определений и приложений”.

Патриотизм – это любовь к родине.

Мой дорогой друг!

Сегодня учить себя ты будешь сам. Сам оценишь свои достижения в изученной теме. Обрати внимание на выделенные слова на полях слева:

Уровень 1-базовый.

Уровень 2 - повышенный

Решай сам, каков уровень твоих знаний. Если тебе не трудно, при выполнении заданий, помеченных фразой “работа в паре”, помоги товарищу, сидящему рядом, или обратись к нему за помощью. Делай это тихо, не мешай классу: сегодня все работают самостоятельно. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно ли ты прочитал пояснения к заданию? Не торопись, думай… Мы уверены, что все в этой работе тебе по силам.

Учебный элемент - 0

Цели урока:

На этом уроке ты обобщишь и систематизируешь знания, умения, навыки, полученные по данной теме. В конце этого урока ты должен:

- знать способы выражения обособленных определений и приложений;

- различать согласованные и несогласованные определения и приложения;

- знать все случаи обособления определений и приложений;

- уметь применять полученные навыки в устной и письменной речи. Конструировать предложения, используя различные типы обособлений.

УЭ-1. Используя материалы учебника и словаря справочника, повтори изученный материал. Ответь на вопросы своему товарищу или подруге (не забудь: сегодня вы работаете в паре!), а также выслушай его или ее. Для опроса вы можете воспользоваться предложенными ниже вопросами.

- Как называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно?

- Какие обособленные члены предложения вы знаете?

- Назовите случаи, когда обособляются определения и приложения. приведите примеры.

- Что такое приложение? Как могут выделяться приложения?

- Как отличить согласованные определения и приложения от несогласованных?

- Когда приложения и определения не обособляются?

- Продолжите высказывание:

Определение обособляется, если определяемое слово стоит…

Если определение имеет добавочное обстоятельственное значение, то…

Если определяемое слово выражено личным местоимением, то определение и приложение …

Если определяемое слово “оторвано” от определения, то…

Ты можешь использовать при опросе свои вопросы.

УЭ-2

Уровень

2

Вставьте пропущенные буквы , расставьте знаки препинания.

1. Патриотизм (patre – родина) - обществе. . ый и нравстве. . ый принцип характеризующий отношение людей к своей стране.

2. Любовь к родине включающая заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее к самоп. . жертвованию и есть патриотизм.

3. Патриот делающий все ради своей Родины (не)должен пр. . небрежительно относит. . ся к любящим другие страны людям.

4. Патриот это человек для которого страна где он родился и вырос является уголком земли особенно дорогим сердцу.

5. Малая родина это место дорогое для каждого кто помнит об истории. . своего рода.

6. Русский богатырь вопл. . тивший в себе лучшие человеческие качества смелость честность верность бе…аветную любовь к родине Илья Муромец.

7. Истинные патриотические чувства можно проявить в деле в тяж. . лую годину испытаний выпавших на долю страны.

Работа в парах.

Расставить знаки препинания тебе поможет графическое объяснение!

Каким правилом ты пользовался, расставляя знаки препинания в данных предложениях?

Самопроверка.

Если возникли трудности, сверься с контрольным

листом учителя!

Уровень

1

1. Патриотизм про. . вляется в определе. . ом образе действий и сложном комплексе обществе…ых чувств обычно называемом любовью к стране.

2. Человека гордящегося социальными и культурными достижениями своей страны а также сочувствующего страданиям народа называют патриотом.

3. Чувства проявляющиеся в тяж…лое время для родины являются патриотическими.

4. Москва один из древних и самых красивых городов является моей малой родиной.

5. История страны складывается из историй каждой семьи переживающей все горести и радости вместе со страной в которой довелось родит…ся.

6. Одна из лучших русских былин о пахаре Микуле Селяниновиче наделе…ом чудесной богатырской силой и олицетворяющ…м трудовой русский народ.

7. Человек (не) принадлежащий своему отечеству не принадлежит человечеству.

Молодец! Ты справился! Дерзай дальше!

Используй для справок словарь-справочник.

Составь схемы трех предложений.

Смотри контрольный лист учителя.

Взаимопроверка.

УЭ-3

Уровень

2

Определите, какой частью речи выражены определяемые слова.

1. Открытый в 1912 году при Московском университете он (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) был задуман как общедоступный (художественно) образовательный и (учебно) воспитательный музей.

2. (Не)молодой и далеко (не)здоровый мужчина он услышав о наступлении. . немцев отправился на фронт.

3. Григорий Александрович Потемкин вернулся домой. Потрясе…ый случивш. . мся он замкнулся долгое время не выезжал из дома не принимал гостей полностью посвятив себя чтению книг по науке искусству вое…ому делу и истории.

4. Пр. . глашаемый на малые собрания состоящие из самых близких императрице особ он не отличался ни изящными манерами ни ловкостью, подобно той которую проявлял в кон. . ом строю.

5. Старший сын Бульбы Остап до конца сражался за свободу родной земли. Истерзан. . ый пытками он принимает смерть с гордо поднятой головой.

6.

…Я робкий торопливый
Входил в высокий кабинет
Где ждал меня спокойный и учтивый
Слегка седеющий поэт. (Н. Гумилев)

7. Побывав при дворе он представлен. . ый Екатерине Второй после долгого отсутствия вновь получает очередное воинское звание или как тогда говорили чин.

Работа в парах.

Используй графическое объяснение!

Не забудь вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания!

Самопроверка.

Если сомневаешься, обратись к контрольному листу.

Уровень

1

1. Он поклон. . ик всего русского отдал сына на учебу сельскому дьячку.

2. Она мать двух детей понимала любовь так, как понимают ее очень многие женщины.

3. Ранен. . ый пулей он не отступил.

4. Объезд. . вший весь мир он убедился в красоте русской природы.

5. Проведшие продуктивно день в историческом музее они уставшие и довольные вернулись домой.

Они выработавшие свой стиль (в)последствии. . достигли высочайшего мастерства постоянно повышая свой профес. . иональный уровень.

6. Они выработавшие свой стиль (в)последствии. . достигли высочайшего мастерства постоянно повышая свой профес. . иональный уровень.

7. Вторгшиеся в пр. . делы России они двинулись на Москву.

Работа в парах.

Взаимопроверка.

УЭ-4 У тебя получается все лучше!

Определите, нужно ли обособлять в данных случаях определения? Почему?

1. Екатерина Вторая знала прошлое России и безгранично полюбившая ее не могла не полюбить ее прошлое, не могла не гордит. . ся им.

2. В январе 1881 года генерал Михаил Дмитриевич Скобелев одержал свою последнюю победу взяв туркменскую крепость Геок-Тепе прозва…ый за свое пр. . страстие к белым лошадям и кителям “ белым генералом”.

3. Зенит его славы совпавший с переломным для России врем. . нем рубежа царствования Александра Второго и Александра Третьего пр. . шелся на один из самых напряже…ых моментов российской истории.

4. Партизаны строились поротно принаряже…ые веселые щеголеватые.

5. Русская литература сделала поистине гиган. . ский шаг вперед в первой половине XIX века озаре…ая гением Пушкина Лермонтова Гоголя блеском таланта Жуковского Крылова Грибоедова.

6. Всех людей можно назвать патриотами трудившихся во время войны на полях страны на фабриках и заводах.

7. Проза Н. Гумилева поэта и солдата написа…ая в лучших традициях русской классики, уд. . вительно чиста проста и гармонична.

Ты преодолел сложный этап!

Работа в парах.

Для справок пользуйся словарем-справочником.

Используй графическое объяснение!

Не забудь! В тексте пропущены буквы и знаки препинания.

Взаимопроверка

В трудных случаях смотри контрольный лист учителя.

УЭ-5 Определи вторую роль приложений и определений в данных предложениях.

1. Прославившийся победами на суше и море осознавший необходимость развития науки и просвещения Петр Первый для М. В. Ломоносова национальный герой и патриот.

2. Громившие стены крепости русские орудия не смолкали н. . на минуту.

3. Мужественно сражавшийся и ранен. . ый в тяж. . лом бою, солдат был награжден за отвагу.

4. Выигравшие на олимпиаде много наград спортсмены с триумфом вернулись на родину.

5. Покорившая космос наша страна в 1961 году вышла первой на новый уровень развития науки и техники.

6. Оглушен. . ый раздавшимся рядом взрывом солдат мужествен. . о устоял на ногах.

7. Отдающие все силы на победу в международных соревнованиях российские спортсмены являются гордостью страны.

Все отлично! Ты все вспомнил, повторил!

Осталось только проверить свои знания!

Работа в парах.

Используй графическое объяснение.

Составь схемы двух предложений. .

Расставь знаки препинания и вставь пропущенные буквы!

Взаимопроверка.

УЭ-6 Работа выполняется самостоятельно!

1. Отечестве…ая война и заграничный поход русской армии закончившийся полным разгромом великой французской армии Наполеона привели к тому что Россия стала ведущей мировой державой на несколько десятилетий оказывающей определяющее влияние не только на европейскую но и на мировую политику.

2. Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании. . особого типа русского человека по своему поведению резко отличавшегося от того что знала предшествующая русская история.

3. В будущ. . м сделавшийся основным изданием первого этапа декабристского движения именно здесь появился независимый патриотический журнал “Сын отечества”.

4. Любящие свое отечество люди могут полюбить весь мир.

5. Статус великой моровой державы был выстрадан и завоеван русским народом в кровопролитной Отечественной Войне 1812 года закончившейся полным разгромом считавшейся непобедимой армии Наполеона.

6. Главенствующее положение русский реализм сохранял в России до последнего десятилетия XIX века сложную переходную эпоху когда под напором разв. . вающегося капитализма рушились вековые устои крепостнической Руси.

7. Человек подобравший обертку брошенную на улице и выбросивший ее в мусорный бак гораздо более патриот чем тот кто стучит себя в грудь и кричит о любви к родине.

Ты справился с трудной работой! Молодец! Теперь вернись к УЭ-0.

Составь схемы двух предложений.

Тебе поможет графическое объяснение!

Самоконтроль!

УЭ-7 Подумай, достиг ли ты поставленных целей?

Если да, то смело переходи к самому ответственному этапу: экспертному контролю!

Если нет, еще раз обратись к уроку или проконсультируйся с учителем.

Рефлексия

(осознание)

УЭ-8 Сегодня в качестве экспертного контроля ты будешь писать творческую работу: сочинение по теме: “Как я понимаю, что такое патриотизм”

Для этого тебе необходимо ответить на следующие вопросы:

- Можно ли патриотизм назвать только любовью к родине?

- Согласен ли ты с высказыванием:

“Патриотизм- любовь, преданность и привязанность к Отечеству, к своему народу”?

“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”?

- Кого, по твоему мнению, можно назвать патриотами?

Ты обязательно справишься!

Успеха!

Экспертный контроль.

Ты можешь воспользоваться материалом урока и своими наработками по теме!