Цели и задачи: а) формировать познавательные интересы учащихся; б) активизировать мыслительную деятельность школьников; в) развивать творческие способности детей, расширять их словарный запас; г) воспитывать навыки дружеского общения.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем не только писать, читать, отвечать, но и… путешествовать. Удивителен мир русской грамматики. Есть в нём много необычного, интересного. Через несколько минут мы отправимся с вами в Королевство, правит которым Лексика, а столицей является Словоград. Такого государства нет ни на одной карте, но мы всё это представим себе. Пройдём по улицам города, пересчём дороги, остановимся на площади, войдём в кинозал большого королевского дворца, побываем в гостях у жителей Королевства. Встретимся со многими знакомыми незнакомцами.
Итак, мы отправляемся в путь.
Звучит таинственная волшебная музыка.появляется хозяйка сказочного Королевства – Лексика.
Учитель. Ребята, королева Лексика не пустит нас в свои владения, пока мы не вспомним, кто она такая. Кто даст определение Лескики.
Ребята дают определение Лексики.
Лексика. Я очень щедра на подарки. Каждый, кто будет сегодня давать правильные и точные ответы, получит от меня вот такие загадочные жетоны, с которыми сможет благополучно добраться до конца нашего путешествия.
2. Лексическая разминка.
Учитель диктует слова, ребята дают лексическое значение их. Лексика раздаёт жетоны тем, кто отвечает точнее, правильнее.
3. Жили-были три брата.
Учитель. Мы продолжаем наше путешествие по Словограду. Но что это? Посмотрите внимательно, к нам навстречу идут три брата. Слышите музыку? Сейчас я открою часть доски, и мы услышим, о чём они говорят.
На доске написано то, что произносят братья.
Первый брат. Я иду из кинотеатра, где смотрел фильм “За Родину, Отчизну, за Отечество!”
Второй брат. А я взял в библиотеке книги: “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Толстый и тонкий”, “Живые и мёртвые”.
Третий брат. Ну а я иду с песчаной косы, где видел девочку с длинной косой.
Лексика. Как видите, ребята, имён своих они не называют, но нам обязательно надо вспомнить, кто они такие, иначе мы не сможем идти дальше. Что же это за братья, как их зовут?
Дети дают определение синонимов, антонимов, омонимов.
Учитель. Молодцы, ребята. Мы как раз подошли с вами к замку королевы Лексики. Войдём внутрь. Замок королевы Лексики густо населён. Кого здесь только нет! Жители занимают отдельные квартиры. У каждой семьи своя “фамилия”. Постучимся вот в эту дверь.
Открывается следующая часть доски, на ней текст.
Родные слова
А. Яшин
Родные, знакомые с детства слова уходят из обихода:
В полях – поляши – тетерева, летятина – дичь,
Пересмешки – молва, заплавок – подобье комода.
Лексика. Ребята, какие слова могут жить здесь?
Дети угадывают и дают определение диалектных слов.
Учитель. Постучимся теперь вот в эту “квартиру”. О, да здесь предлагают нам приятно провести время – поиграть.
Открывается следующая часть доски. Перед ребятами запись:
Верстак, стамеска, клавиатура.
Рецепт, тираж, компресс.
Ноты, бакен, форватер.
Рубанок, наборщик, рукопись.
Аспирин, мелодия, смычок.
Деканат, экзамен, скальпель.
Проводится игра “третий лишний”.
Ребята дают определение профессиональных слов.
Учитель. В Словограде происходят постоянные чудеса. Одни жители приезжают, другие уезжают. Одни живут здесь очень долго, другие привыкают с трудом. Посмотрите, перед вами два предложения. Найдите в них слова, о которых идёт речь.
Надвинут на чело шелом, и гибкий стан покрыт щитом.
Луноход вместе с космонавтами удачно прилунился на поверхность спутника Земли.
Учащиеся дают определение устаревших и новых слов (неологизмов) и приводят свои примеры.
Лексика. А вот ещё одна семья. Но не всё в ней благополучно. Некоторые её члены живут дружно, другие никак не могут привыкнуть. Поэтому и остались при своём мнении. Запишите небольшой текст и скажите, что это за жители.
Текст содержит иноязычные, заимствованные слова.
Учитель. Стоит подняться этажом выше, как попадём мы с вами в большой концертный зал королевства Лексики. Интересно, что предлагает нам афиша сегодня? Понятно, выступление хорошо знакомых нам артистов. Кто же они? Давайте откроем дверь и…
Звучит “Урок Радионяни” “Лишние слова”.
Лексика. Ну, вот, отдохнули, продолжим наш путь. Выйдем на воздух. Посмотрите вокруг, в городе чисто, уютно, всё на своём месте. Внимание, к нам навстречу идёт кто-то. Кто это, ребята? Важный, устойчивый, ничем его не заменишь, а красивый-то какой! Всё говорит что-то, целыми фразами, одно слово не произносит. Слышите: “спустя рукава”, “как белка в колесе”, “за двумя зайцами”, “бить баклуши”, “негде яблоку упасть”.
Шестиклассники узнают фразеологические обороты, дают их определение, приводят свои примеры.
Учитель. Ребята, фразеологический оборот предлагает вам игру. Замените общеупотребительное слово фразеологическим оборотом.
Лексика. А теперь он хочет проверить, как вы умеете разбирать предложения, в котором он есть.
Видал он виды всякие, изъездил всю губернию вдоль и поперёк.
Танки действовали славно, шли сапёры молодцом, артиллерия подавно не ударит в грязь лицом.
Учитель. А сейчас Фразеологический оборот приглашает вас в кинозал посмотреть диафильм “Почему не иначе?”
Лексика. Вот и закончилось наше путешествие в королевство Лексики. Осталось подвести итоги. У кого из вас, ребята, оказалось больше всего жетонов, получит сегодня отличную оценку. Понравилось ли вам путешествие? Все сегодня молодцы, все работали активно, увлечённо.
Задание на дом. Разработать проект “Энциклопедия одного слова” по заданному алгоритму.
“Энциклопедия одного слова”.
1. Слово… и его лексическое(ие) значение(я).
2. Этимология слова…
3. Слово… и “слова-родственники” (однокоренные).
4. Слово… и его синонимы.
5. Слово… и его антонимы.
6. Слово-омоним (если есть).
7. Слово… во фразеологических оборотах.
8. Слово… и слова (сочетания)- рифмы.
9. Слово… в русском фольклоре;
в пословицах и поговорках;
в загадках;
в скороговорках;
в притчах, легендах, приметах, обычаях;
в народных играх;
в хороводах;
в русских народных песнях;
в народных сказках.
10. Соответствие слова… в пословицах и поговорках народов мира.
11. Слово… в названиях произведений классической и современной литературы (поэз0ия, проза).
12. Слово… в текстах художественной литературы.
13. Слово… в названиях картин художников.
14. Слово… в названиях художественных и документальных фильмов.
15. Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений.
16. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).
17. Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся. (Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связнный с этим словом.)