Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Как образуются формы слова с помощью окончания" с использованием компьютерной презентации

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;
  • развивать умение выделять окончание, в том числе нулевое, и основу слова;
  • формирование умения определять лексическое значение слова;
  • развивать умение определять межуровневые связи языка.

Ход урока

Организационный момент.

Презентация

- Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.

- Чтобы продуктивно построить сегодняшнее занятие, нам необходимо вспомнить материал предыдущего занятия. В этом нам поможет первый слайд презентации (слайд №1). Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: почему морфема - значимая часть слова?

- Повторив материал, перейдем к практике.

- Выполним следующее задание: используя карточки со словами, составьте с ними известные пословицы и поговорки. Далее на экране появляется слайд №2: какую морфему вам пришлось изменить? Почему? (постановка проблемного вопроса)

Раздаются карточки на парту заранее

Работа в парах

- Какая пара справится быстрее? Советую начать с сиреневой пословицы!

Карточки: Нос, не, комар, подточить. Что люди, то, пожелать, и, получишь, сам.

Тот, кто справился быстрее, оформляет ответы на доске с подзаданием - выделить все орфограммы.

Результат: Комар носу (а) не подточит.

Что людям пожелаешь, то и получишь сам.

- Так какую морфему мы изменили в данных словах? А для чего нам это понадобилось? (Изменили окончание для связи слов в предложении).

Беседа с классом

- А теперь внимательно посмотрите на составленные вами тексты. А могли ли мы догадаться о том, к какой части речи относятся слова только по окончаниям? На экране появляются окончания (слайд №3):

-у,-а-, -ит, -ям, -ешь, -ишь

(ответы)

А если внимательно посмотреть на экран и в ваши тетради, то про какие слова мы забыли? (Комар, сам). А разве в них окончание выделить нельзя?

- Как мы назовем такое окончание? (Нулевое)

- А для чего служит нулевое окончание? Какова тогда основа таких слов?

Вывод: в словах есть нулевое окончание, которое также обозначает грамматические признаки слова; основа слова - все слово.

- Но дело в том, что большинство слов, в которых мы можем выделить такое окончание, вы прекрасно знаете. Большинство из них, но не все - это слова на изученную ранее вами орфограмму. А какую, вы ответите мне ровно через 5 минут. Поиграем в ручеек.

Игра “Ручеек”

Задание (на экране появляется слайд №4):

  • записать в строчку слова, вставив пропущенные буквы
  • определить склонение;
  • выделить окончания и основы слов.

Слова для ручейка: туш(?), к(о,а)са, плющ (?), рощ(?), плащ (?), г(о,а)в(о,а)рил, прих(о,а)дил, грач(?).

Во время ручейка перевернутыми раздаются карты самоконтроля. Меняются тетрадями и анализируют и оценивают работы друг друга.

Выводы по упражнению (беседа):

- На какие орфограммы встретились вам слова в упражнении? как они называются?

- Слова каких частей речи встретились вам в ручейке? (Глаголы, существительные)

Сделайте сами вывод, в какие формы имен существительных и глаголов имеют нулевое окончание? (слайд №5). Таблицу можно занести в памятку.

- Докажите, что написание нулевого окончания возможно только в этих формах? Подставляем, н-р, рощ –роща; грач –грачи, грачом, грачей и т.д.

- С каким разделом лингвистики, как оказалось, тесно связана морфемика? (Морфология)

- Итак, теперь мы знаем, что именно в этих формах данных частей речи мы всегда отметим нулевое окончание. А может не нужно его выделять? О чем оно говорит? (Несет грамматическую информацию о слове)

- Знания об окончании, в том числе и нулевом, помогут нам выполнить следующее упражнение.

Индивидуальная работа

- Задание такое: разделите тетрадь на две колонки, как это представлено на слайде №6. Ваша задача – записать предложенные слова в столбик в первую колонку, выделить в них все известные морфемы. Каждый работает индивидуально!

- А какие морфемы нам известны? (Окончание, приставка, корень, суффикс)

- Что общего у всех слов? (Корень) Как называются такие слова? (Однокоренные).

- Одинаковы ли лексические оттенки слов? (Разные, но оба они связаны с лесом)

Проверка выделенных морфем с помощью слайда №7

- Поработаем со вторым столбиком. Измените слова первого столбика по указанным падежам и числам, выделив все известные морфемы (слайд №8).

Проверка выделенных морфем с помощью слайда №9

Если нужно помочь ученикам:

- Как изменилось лексическое значение слов при изменении их форм? (Осталось прежним). Что в словах осталось прежним, а что изменилось? (изменилось окончание, остался корень, суффикс).

- Всегда ли однокоренные слова являются близкими по лексическому значению? А изменилось ли оно при изменении его формы с помощью окончания?

Подведение итогов урока (работа со схемой), оценивание.

- В начале урока мы поставили перед собой задачу: определить, как образуются формы слова с помощью окончания. Для подведения я хочу воспользоваться следующей схемой (появляется на экране слайд №10).

- Дает ли она нам ответ на вопрос? Каким образом?

- А теперь соберем урожай!

На листочках поставьте отметку себе и моему уроку в виде вот такой физиономии (слайд №11).

Организация домашнего задания

1) карточки с изображением морфем русского языка (с их помощью дети на других уроках могут составлять различные слова), сочинить сказку о королеве Морфемике. Примерные темы мини – сочинений: “Как однажды поссорились две морфемы”, “Как лексика к морфологии в гости ходила” и др. Необходимо объяснить учащимся, что содержание сочинений должно отражать материал урока.