Тема: Развитие речи. Письмо.
Цели:
- познакомить учащихся с эпистолярным жанром;
- увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс, развивать связную речь учащихся
Оборудование:
- словарь Ожегова; словарь иностранных слов;
- ИКТ;
- тексты рассказа А.П.Чехова “Ванька”;
- А.К.Дойль “Пляшущие человечки”
Ход урока
1. Орг.момент
2. Слово учителя: Каждому человеку в жизни приходится получать и отправлять письма. Цель урока: познакомиться с эпистолярным жанром, а помогут нам в этом экскурсия в историю, литературные персонажи и герои известного вам мультфильма.
3. ИКТ. Фрагмент мультфильма “Трое из Простоквашино”.
Учитель: Ребята, какие послания приносят почтальоны?
Учащиеся: Газеты, журналы, телеграммы, извещения, письма.
4. Слово учителя: Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом самая умная книга “Словарь”. Найдите , пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.
ИКТ. Словарная работа. Словарь иностранных слов.
Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole < epistello посылаю,отправляю).Письмо, послание
Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).
5. ИКТ. Знаете ли Вы
Из чего изготовляли первые письма?
- из глины
- ракушек
- из верёвок различной длины
- из бересты
- позже появились пиктографические письма
6. ИКТ. История письма
За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах, на каменных плитах, вырезали на костях, чертили на глиняных дощечках. А позже на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде – на бересте. Примерно 5 тыс.лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага – одно их величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в V веке в Китае, затем в XII-XIII вв. в государствах Европы.
ИКТ. “Пляшущие человечки”. На уроках литературы вы будете знакомиться с произведениями мастера английского детектива - Артура Конан Дойля, у которого есть рассказ “Пляшущие человечки”, где пиктограмма помогает раскрыть преступление.
- Вспомните, ребята, ведь в мультфильме Шарик Матроскину тоже писал пиктографическое письмо на печке.
- Сегодня, ребята, мы будем с вами учиться писать письма, правильно подписывать конверты, чтобы они попадали своему адресату.
- Скажите, герой какого рассказа отправил письмо на деревню дедушке Константину Макаровичу?
- Кто автор этого рассказа?
- Какие ошибки допустил Ванька Жуков в своём письме?
7. Работа с текстом. Зачитывается письмо Ваньки Жукова (хорошо читающим учеником).
ИКТ. Учитель: Ребята, обратите внимание на то, как Ванька подписывает письмо. Как вы думаете, получит ли его дедушка?
Почему? (отвечают)
Учитель: Правильно, не получит, потому что деревень в России много, а фамилия адресата не указана.
Учитель: А кто такой “адресат”?
ИКТ. Словарная работа. Учащиеся находят в словаре Ожегова лексическое значение слова “адресат”, записывают в тетради.
1. Адресат, -а, м – Тот, кто получает извещения, телеграммы, письма.
Словарь С.И.Ожегова
2. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель
3. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель
Словарь Иностранных слов Крысина
ИКТ. Учитель: Но чтобы вам никогда не делать таких ошибок, давайте посмотрим, как правильно подписывается конверт.
В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
- А теперь ответьте на вопрос: для чего нужны письма?
Правильно в них сообщают о каких-то событиях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами. Давайте посмотрим, что пишут наши герои.
ИКТ. Фрагмент мультфильма, где дядя Фёдор пишет письмо родителям “Дорогие мои, мама и папа…”
Учитель: Каждое письмо, ребята, начинается с приветствия и с обращения к адресату, которое всегда на письме выделяется запятыми. Затем следует та информация, которой вы хотите поделиться.
- Ребята, вы, наверное, видели по телевизору, как перед Новым годом к Деду Морозу в Великий Устюг, где находится его резиденция, приходят письма ребят со всей России. Давайте же и мы попробуем написать, расскажем о себе, о своих увлечениях, о своём крае. Но перед этим подведем итоги:
- Как называется жанр письма?
- Как начинается каждое письмо?
- Кто такой “адресат”?
- Что такое “обращение”?
- Как выделяются обращения на письме?
- О чём пишут в письмах?
- Чем заканчивается письмо?
8. ИКТ. Творческая работа: “Письмо Деду Морозу”.
9. ИКТ. Домашнее задание: Купить конверт, правильно его подписать, в почтовом отделении узнать индекс города Великий Устюг и отправить письмо.