Форма урока: урок-путешествие в страну Лингвинию.
Цель урока:
- повторить основные сведения из разделов русского языка, полученные учащимися в начальной школе;
- закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию интереса к предмету;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: сигнальные карточки, светофорчики, раздаточный материал, карта “Страна Лингвиния”.
Ученики выступают в роли астролога, экскурсовода, губернатора, пиратов.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие.
Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну Лингвинию. Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.
II. Игра-путешествие.
1. Словарная работа.
- Нам во время путешествия понадобятся вот эти слова (слова записаны на доске с пропущенными орфограммами). Вспомним их написание.
Путешествие, маршрут, велосипед, корабль, пассажиры, билет, касса, орфограмма, морфема.
С заданием справились и можем смело отправляться в путь.
2. Лингвистический прогноз астролога. /ученик/
- Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут опасности? Может лучше не рисковать и остаться дома? Не хотите?
Так давайте я предскажу вам по звездам, каким будет путешествие.
Козерогам, Водолеям и Рыбам надо опасаться перелета через океан Знаний, так как могут подвести нетвердые знания.
Овны и Тельцы в области Словообразование должны оказать уважение всем частям слова.
Близнецы, Раки, Львы и Девы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.
Весам, Скорпионам и Стрельцам нужно беречь силы для прохождения области Орфография, где их может поразить орфографический вирус.
В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся.
3. Орфографическая минутка.
- Значит, опасности будут, но мы их преодолеем!
Ребята, через океан мы полетим на самолете. И чтобы полет был успешным, нам надо отредактировать приветственное обращение авиакомпании /текст на доске/.
Уважаемые п_ ссаж_ры!
Вы находитесь (на) б рту ск_рос_ного лайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время (по)лета.
Сч_с_ливого пути и мя_кой п_са_ки!
/учащиеся вставляют пропущенные орфограммы, потом работа проверяется /
4. Путешествие по области Словообразование.
Итак, перелет завершен, и нас встречает очаровательный экскурсовод области Словообразование.
Ученица в роли экскурсовода.
- Самолет произвел посадку в городе Частисловске – столице области Словообразование. Жители области – Части слова. Они живут в разных районах: Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний, Основ. Ежемесячно в столице происходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где Части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слово не закралась ошибка.
Законы в штате очень строгие: за ошибку в корне – штраф, за ошибку в приставке и суффиксе – арест, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни рыбы, ни дичи, ни ягод, ни грибов.
Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам... не надо? Вы их знаете?
А мы сейчас проверим.
а) Индивидуальное задание. / Ученик работает у доски самостоятельно /
- На доске задание: вставить орфограммы в корне, подобрать и записать проверочное слово, поставить ударение.
Уд_вительный (диво) день, скр_пучий (скрип) снег, укр_тить(кроткий, кротость) – покорный, смирный зверя, сож_леть(жаль) о потере, заст_клить (стекла) рамы, п_лезный (польза) урок, объед_нить(един) людей, пл_мбировать(пломба) зуб.
б) Работа с сигнальными карточками.
Вопросы классу.
1. Вспомним орфограмму “Разделительные Ъ и Ь знаки” /правило /
2. В каких морфемах встречается эта орфограмма? / в приставке и в корне /
/ учитель называет слова – ученики сигналят, ошибки объясняются /
Подъем, съем, вьют, объявление, соловьи, вьюга, разучить, серьезная, пьете, съедобный, сэкономить, разуверить.
в) Игра “Светофор”. Работаем с орфограммой “Буквы Е и И в окончаниях имен существительных”.
Вопросы классу:
1.Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного? /склонение и падеж /
2. Вспомним орфограмму. /правило /
/учитель диктует СС – ученики сигналят; орфограмма проговаривается с указанием падежа и склонения /
Едешь на машине (1, п.п), отдыхает у березки (1, р.п), шагаешь по дороге (1, п.п), пишет в тетради (3,п.п), сидишь около кроватки (1, р.п.), пошли к деревне (1,д.п.), о счастливой жизни (3, п.п)
Проверка задания на доске.
- Вопрос: какое правило помогло справиться с заданием? /правило /
г) Игра “Собери слово”.
- Наше путешествие продолжается. Следующая область – Морфология. Туда мы поедем на велосипедах. Но, чтобы их получить, надо выполнить задание на внимание и смекалку. Задание: собери слово.
- Найти прилагательное, взять у него приставку: Это был беспокойный человек.
- Из глагола взять корень: Моряки не страшатся бурь.
- Добавить суффикс прилагательного прелестный
- Добавить окончание прилагательного: Огромный шар поднялся в воздух.
/ Бесстрашный /
Неплохо! Мы все уже на велосипедах. И движемся в указанном направлении.
Физкультминутка: изображаем езду на велосипеде.
5. Путешествие по области Морфология.
- Вот мы и добрались до места.
а) Вопросы классу:
1. Ребята, кто живет в области Морфология? /части речи /
2. Как определить часть речи? /по вопросу и значению /
3. Определите часть речи по следующим признакам:
а) относится к одному из трех родов, изменяется по числам и падежам;
б) изменяется по родам, числам, падежам;
в) спрягается.
4.Вопросы на сообразительность: Какие два местоимения мешают транспорту? /Я – МЫ /
Какие три местоимения самые чистые? /ВЫ-МЫ-ТЫ /
Посмотрите! Какая честь! Нас встречает губернатор области – господин Глагол.
Ученик в роли губернатора.
- Добро пожаловать в столицу области – город Морфобург! Мы приготовили для вас интересную программу. Надеюсь, что пребывание здесь будет для вас полезным и приятным. Удачи, друзья!
б) Загадки. /Повторение орфограмм в глаголах /
- Порадуем гостеприимного губернатора хорошими знаниями? Посмотрим, что здесь для нас приготовили? Загадки! / записаны на доске /
- Два братца друг на друга глядят(?)ся, а вместе (не) сойдут(?)ся. (Пол и потолок)
- Деревянные кони по снегу скачут, а в снег (не) проваливают(?)ся. (Лыжи)
- Сложишь – клин, развернешь – блин. (Зонт)
/ загадки отгадываются, орфограммы вставляются и объясняются /
в) Вопросы классу:
Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных
окончаний глаголов? / спряжение /
- Как определить спряжение глагола? / поставить глагол в н. ф. /
Какие глаголы относятся к 1-му спряжению; ко 2-му спряжению?
Назовите окончания глаголов 1-го спряжения; 2-го спряжения.
6. На пути в область Орфография.
- Хорошо здесь у вас, интересно. Но нам надо в Грамотград – столицу области Орфография. Впереди у нас трудный маршрут. Он лежит через море Грамотеев. А там всегда подстерегают опасности. Но мы их не боимся. Поэтому, друзья, не теряем времени. На корабль – и в путь! (Неожиданно открывается дверь и в класс вбегают “пираты” с криками: “Ага, попались!” )
Пираты.
Он в плену теперь у нас –
Целый класс! Этот класс!
Мы пираты – грамотеи,
Правильно писать умеем,
Наш послушайте приказ:
“Если грамотно сейчас
Спишите с доски слова
Да порядок наведете
В знаках препинания,
Вас отпустим мы тогда –
Получайте знания!”
Творческое задание. Из данных слов составить предложения.
Слушать, дельфины, музыка, любить. /1-й ряд /
2. Вода, дышать, в, жабры, рыбы. /2-й ряд /
(Пираты “разбойничают”, заглядывают в тетради)
/ предложения читаются учениками, объясняются орфограммы в окончаниях глаголов /
Пираты. Грамотные попались ученики. Придется их отпустить. /уходят /
III. Заключительное слово учителя.
- Вот мы и в Грамотграде! Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна Лингвиния еще не раз позовет нас пройти по своим дорогам.
IV. Подведение итогов урока. Оценки.
V. Домашнее задание. Тест № 5