Цели урока:
- Дать учащимся первоначальное понятие об интонации; учить ставить знаки в конце предложений в зависимости от интонации;
- Развивать речь, мышление, воображение учащихся;
- Воспитывать любовь к природе, активность на уроке.
Оборудование:
- карточки со словами: интонация, тема, образ, П (предложение);
- карточки с буквами слова интонация;
- изображение джинна Фани, изображение интонации в виде портрета красивой сказочной девушки, нарисованные цветы для украшения доски, изображение бабочки, записи на доске, фонограмма спокойной приятной музыки.
Ход урока
I. Организационный момент (Доска оформлена в виде цветочной поляны)
II. Формулирование учащимися темы и целей урока
- Послушайте, что я вам прочитаю:
У нас гости.
- Что это? (Предложение)
- Докажите. (Ученики называют признаки предложений)
- Над какой большой темой мы работаем на уроках русского языка?
(Предложение)
- Что вы уже узнали о предложении?
(Дети отвечают, учитель открывает на доске карточки с записями)
- Какая еще карточка осталась не открытой?
- Что там написано, мы узнаем сегодня на уроке.
- Чтобы узнать, как звучит тема сегодняшнего урока, прочитайте заколдованную запись. (На доске набор букв)
ЯИЦАНОТНИ
- Какая тема нашего урока? (Интонация)
- Как вы догадались? (Нужно прочитать слово наоборот)
- Как звучит тема сегодняшнего урока? (Интонация)
На доске запись:
*узнать…
*учиться:
1) ?.!
2)
3)
4)
(Узнать, что такое интонация и для чего она нужна; учиться ставить знаки в конце предложений, конструировать предложения, составлять предложения из слов – связывать слова по смыслу, грамотно записывать предложения в тетрадь).
III. Минутка чистописания
- Сегодня на уроке мы окажемся с вами на летней полянке. А вы любите лето?
- Летом всегда много цветов, все они очень красивые. Посмотрите на наши цветы. Какая буква в них спряталась? (Буква О)
- С чего мы начнем урок? (С минутки чистописания)
- Запишите в тетрадях число, а на следующей строке – строчную письменную букву о, и превратите ее в цветок.
IV. Подготовка к восприятию нового материала
1) Игра “Фант”
- Какая самая любимая игра у героя нашего урока - Фани? (“Фант”)
- Что нам для игры необходимо? (Выбрать тему)
- А тему вы узнаете сами, если выполните со мной разминку.
Физкультминутка:
Спал цветок и вот проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
А потом вдруг полетел!
- Кто это? (Бабочка)
- Значит, какая тема игры? (Бабочка)
Учитель помещает изображение бабочки на один из цветов.
- И вот предложения полетели, как птицы, с ваших язычков…(Ученики называют свои предложения)
2) Конструирование предложения
- На какую тему вы составляли предложения?
- Действительно, летом на полянке вокруг цветов так и кружат разноцветные бабочки. А джинн Фаня вам тоже придумал предложение про лето. Вот оно.
(Предложение записано на доске)
Какие? Как? Растут цветы Где? Когда?
- Но Фаня так к вам торопился, что некоторые слова в предложении потерял. Зато он принес нам слова-помощники. Какова будет наша цель?
(Сконструировать предложение, или дополнить его)
Ученики по вопросам распространяют предложение. Учитель выслушивает только готовые предложения.
V. Изучение нового материала
1) Понятие об интонации
- Посмотрите внимательно на предложение Фани, чего в нем не хватает?
(Знака в конце)
- От чего зависит знак в конце предложения? Вы это знаете из уроков чтения.
(Знак зависит от интонации)
Релаксация:
- На нашей летней полянке тепло и уютно. Закройте глаза, представьте, что вы сидите на зеленой травке, на неё можно даже прилечь, ложитесь. (Дети ложатся на парты, закрывают глаза, учитель включает спокойную музыку и продолжает говорить.)
- Если слова – это ноты, то любое предложение чем-то похоже на песню, у него есть своя мелодия. А у этой мелодии есть название – гордое, длинное, музыкальное. Вот такое: интонация. Похоже на имя королевы или принцессы из какой-нибудь сказки. Фаня, услышав это слово, даже нарисовал портрет. Откройте глаза, посмотрите.
Учитель показывает изображение красивой сказочной девушки.
2) Чтение предложений с разной интонацией.
- Представьте, что вы очень обрадовались, увидев цветы на лугу. Прочитайте предложение. Какой знак вы поставите? (!)
- Представьте, что вам кто-то сказал о цветах, но вы не поверили. Прочитайте. Какой знак поставите? (?)
- Прочитайте предложение так, как будто вы просто кому-то говорите о цветах. Какой знак поставите в конце? (.)
- Значит, от чего зависят знаки в конце предложения? (От интонации)
- Посмотрите, у нас было одно предложение, а получилось целых три! И читаются они все по-разному!
- Запишите одно предложение в тетрадь, а я вам его прочитаю, чтобы вы могли поставить знак в конце.
Запись: Растут цветы!
Физкультминутка
- На нашей полянке поднялся легкий ветерок:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше!
4) Восстановление деформированного предложения.
_ Фаня нес вам еще одно предложение, но он так торопился, что предложение в его портфеле рассыпалось. Прочитайте, что осталось:
летом | хорошо | Как | ? | ! | . |
- Соберите, сами предложение, которое нес Фаня. Действуйте по шагам:
1. Составить мысленно предложение.
2. Записать в тетрадь.
3. Поставить знак в конце.
* Проверка по шагам, чтение с нужной интонацией.
- Кому было трудно выполнять 1-й (2-й, 3-й) шаг? Кому легко?
Почему еще остаются проблемы? (Мы впервые работаем над этой темой)
- Чему будем учиться на следующих уроках? (Читать предложения с нужной интонацией, ставить знаки в конце)
VI. Домашнее задание
- Дома вы прочитаете небольшие тексты из упражнения учебника и поставите карандашом знаки в конце предложений.
VII. Итог урока (Звучит музыка)
- Что нового вы узнали сегодня о предложении? Что спряталось за последней карточкой в предложении? (Возвращаемся к схеме начала урока)
- Зачем нужно знать об интонации? (Чтоб правильно ставить знаки в конце предложений)