Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Упражнения в склонении имен существительных, распознавание падежей"

Разделы: Русский язык


Цели: Способствовать развитию умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе, знакомство с приемами распознавания падежей, развитию орфографической зоркости, речи, умения мыслить, делать выводы, воспитывать чувство прекрасного через художественное слово, любовь к природе, русскому языку.

Введение в урок.

1. Минутки чтения (звучит спокойная музыка), называние орфограмм, встретившихся в тексте.

2. Работа в тетрадях.

Минутки каллиграфии.

а) Запись числа

Ии Рр Дд Вв Тт Пп

Запись под диктовку:

Инженер, рябина, дорога, ворона, трактор, погода

(проверка)

- Что общего? Ответы.

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Ответы.

- Сегодня начинаем изучать большую тему, которая имеет очень важное значение в курсе русского языка “Склонение имен существительных”. Вы уже знакомы со склонением имен существительных и падежами, но это было первое знакомство. Теперь мы будем очень подробно изучать особенности падежных окончаний существительных. Ведь без этих знаний вы не сможете грамотно писать. Сегодня будем упражняться в распознании падежей.

- Начнем с повторения.

- Задайте друг другу вопросы по теме “Имя существительное”.

Примерные вопросы детей.

1. Что такое имя существительное?

2. Что обозначают имена существительные?

3. На какие вопросы отвечают?

4. Какой род имеют?

5. Как изменяются?

6. Как узнать род имени существительного?

7. Сколько падежей в русском языке?

- Послушаем стихи о падежах (чтение стихов – 6 человек).

Вывод учащихся: чтобы определить в каком падеже стоит имя существительное.

Вопрос Почемучки стр.61 (Русский язык Т.Г.Рамзаева)

- Что называется склонением?

Ответы:

- Давайте просклоняем слова, а какие вы узнаете, разгадав ребусы

Письменное комментирование существительных:

- Легко просклонять существительные по вопросам? Почему? (высказывание учащихся). Какая часть слова изменялась?

- А если существительное уже стоит в форме какого-либо падежа в предложении, как будете определять падеж? (высказывания детей)

- Поработаем с памяткой стр.63.

- Задайте друг другу вопрос по прочитанному (работа в парах).

- Сделайте вывод. Высказывания детей.

- Итак… Чтобы узнать падеж имени существительного, нужно хорошо знать падежные вопросы, предлоги, уметь находить слово в предложении от которого зависит существительное. Это слово “командир”.

Работа в группах.

Задание (устно): Составить из слов предложения, указать падеж, выделить существительное.

Доска.

1. Медленно, тучи, по, ползут, небу.

2. Небе, журавли2, в, кричат, тревожно.

3. Срывает, с, листья, ветер, деревьев, последние4.

- Как определить осень в предложениях?

Высказывания учащихся.

- Физкультминутка.

- А теперь осень глазами поэтов

Доска.

1.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе. (Н.Некрасов)

2.

По лесам гуляет осень
Краше этой нет поры. (А.Болонский)

Прочитайте.

Назовите основу предложений.

Найдите слово “командир”.

Определите падеж.

1. Переставь слова в предложении.

2. Подчеркнутое слово замени другим словом.

1, 2 задания вырабатывают умения слушать друг друга.

- Как определяем падеж? Ответы.

- Спишите красиво одно из понравившихся отрывков.

- Какую осень изобразили поэты? Высказывания.

- Красоту осени трудно переоценить.

Доска.

Только осенью можно оценить красоту деревьев.

Рябина вся в красных бусах.

Домашнее задание.

Дописать 2-3 предложения, озаглавить текст.

Проверка знаний. Учащиеся указывают только падеж.

1. Осыпались с осины.

2. Подарила рябинке.

3. Пролетел над деревом.

4. Желтеют на березе.

5. Стояла у реки.

6. Упал на плечо.

Проверка.

1 – Р.п.; 2 – Д.п.; 3 – Т.п.; 4 – П.п.; 5 – Р.п.; 6 – В.п.

Оценивание в парах.

Итого урока: Чем сегодня занимались. Что нового узнали? Как определить падеж имени существительного?

Оценивание за урок.

Кто считает, что работали на “5”, встаньте, на “4”. Молодцы!

Спасибо за работу!

Домашнее задание.

1. Дописать 2-3 предложения (Тв.р. по выбору).

2. Просклонять слова