Цели:
- Образовательная: дать понятие об определении, формировать навыки нахождения определений в тексте.
- Развивающая: развивать устную и письменную связную речь.
- Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о второстепенных членах предложения и познакомимся с определением, научимся находить определения в тексте и составлять с ними предложения. Урок наш будет не совсем обычной: мы начнём создавать фильм о родном крае, о том уголке, где нам посчастливилось родиться. Это наш посёлок, окрестные деревни – наша малая Родина. Для этого вам придётся представить себя на съёмочной площадке. Звучит команда: "Мотор!" Мы приступаем к работе.
II. Подготовка к изучению новой темы.
У.: Чтобы фильм получился достоверным, начнём с
истории нашего края. Вы, наверное, знаете, что
раньше церковь была центром поселения. Вот и в
нашей местности был свой центр – церковь
Рождества Богородицы в селе Рудне-Никитское.
Погост Рудня находился в составе Гуслицкой
волости Владимирского удела. Название своё
деревня получила от протекающей за околицей
речки Руденки, притока реки Волна (Вольная).
Церковь была выстроена в 1782 году, она считается
древнейшей церковью в Орехово-Зуевском районе.
С чего же начинается любой фильм? Конечно, со
сценария. Сценарий уже готов, и не один. Сейчас вы
режиссёры, вам нужно выбрать лучший сценарий.
Откройте сценарий № 1. Прочитаем текст.
Храм – здание. Его окружают берёзы и ели. Колокольня устремляется прямо в небо.
Днём блики играют на куполе церкви. В праздник далеко разносится её звон.
– Оператор по этому сценарию снял несколько кадров.
– Откройте сценарий № 2. Прочитаем текст.
Сельский храм – это скромное деревянное здание.
Его окружают развесистые берёзы и могучие ели. Высокая колокольня устремляется прямо в синее небо.
Ясным днём солнечные блики играют на золотом куполе церкви. В праздник далеко разносится её колокольный звон.
– А вот что получилось на этот раз у оператора.
– Какое изображение вам понравилось больше? Почему? (Это изображение красочное, яркое; предметы предстают как настоящие; кажется, что ты находишься перед храмом.)
– Значит, мы выбираем сценарий № 2. Давайте
поработаем с этим сценарием.
Сейчас вы будете редакторами, вам необходимо
править текст.
Объясните подчёркнутые буквы. Объясните
постановку тире в первом предложении. Выделите
основы в предложениях.
III. Изучение нового материала
– Почему вы выбрали именно этот текст? Чем
отличаются два текста? (Появились новые слова.)
ш– Слова какой части речи появились в этом
тексте? (Имена прилагательные.)
– Что добавили прилагательные в этот текст, как
они его изменили? (Точнее рисуют картину,
передают краски, помогают лучше представить
предмет.)
– На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?)
– Что они обозначают? (Признак предмета.)
– Это, ребята, определение. Сделайте вывод.
Определение – это ... (Второстепенный член
предложения, который отвечает на вопросы какой?,
чей? и обозначает признак предмета.
Определения обычно выражены прилагательными.)
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?, чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными. В предложении определение подчёркивайте так: Белым ковром покрылась земля. |
– Подчеркните определения в тексте.
IV. Разбор по составу; словарная работа (подбор синонимов)
– Посмотрите, ребята, сценарист некоторые слова взял крупным планом. Давайте подберём синонимы к этим словам:
Скромное (здание) – простое, неяркое.
Ясный (день) – солнечный, погожий. СЛОВАРЬ!
– А слово деревянное разберём по составу:
Деревянное – дерево, древесный, деревце, деревяшка.
V. Физкультминутка
– Мы возвращаемся к съёмкам нашего фильма. В первой серии мы рассказали об историческом центре края. Деревня Рудня, где расположена церковь, находится в двух километрах от нашего посёлка. Чтобы добраться до неё, нужно идти через лес. Отправляемся на съёмки в зимний лес. Слайд № 4.
– На улице морозно, нам нужно одеться потеплее. Наденем тёплую шапку, застегнём все пуговки на шубке, обязательно натянем рукавички, покрепче зашнуруем ботинки, встали на лыжи – и вперёд!
VI. Закрепление изученного материала. Творческое (индивидуальное) задание
– Я вижу, что лыжная прогулка по зимнему лесу произвела на вас незабываемое впечатление. Сейчас вы будете одновременно и сценаристами, и художниками, и светотехниками. Прочитайте текст, укажите определения в тексте. Допишите 3–4 предложения, используя определения; подчеркните определения в ваших предложениях.
– Тихо зимой в лесу. Деревья покрыты снежными
кружевами, они как будто спят. Высокие вершины
елей украшены гирляндами шишек.
А вот на поляне красуются крохотные ёлочки. Их
совсем занесло.
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных
сосен.
На лесных полянах видны следы животных: лисицы,
зайца-беляка.
Индивидуальное задание (для слабых учеников):
Даны предложения, указать, в каких из них есть определения.
1. По опушкам леса ещё растут подосиновики.
2. После знойного лета наступила холодная осень.
3. По высокому синему небу плывут облака.
4. Листья летят отовсюду и падают на воду.
5. Ранним утром далеко слышен рёв старого лося.
6. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.
7. К далёкому пути готовятся дикие утки.
Проверка: чтение составленных предложений (3–4 ученика).
VII. Подведение итогов
– Итак, мы сегодня начали работу над созданием
фильма о нашей малой родине. В этом нам очень
помогло определение. Давайте вспомним, что же
такое определение? А какую роль оно играет в
тексте, для чего мы его используем? (Помогают
точнее и выразительнее нарисовать картину,
описать предмет)
– Наш фильм не закончен. Мы обязательно будем
возвращаться к нему. О чём ещё можно рассказать в
нашем фильме? (О природе родного края, о людях, о
жизни нашего посёлка, о школе и др.)
– В конце фильма обычно идут титры, в которых
указываются все его создатели. Сегодня хорошо
поработали: …
– Заканчивая урок, я хочу прочитать несколько строк из стихотворения ученицы нашей школы:
Купол деревянной церкви
Гордо возвышается над лесом,
Словно кто из прошлого за нами
Смотрит с неподдельным интересом.
Воздух по-особенному сладок,
Я его с младенчества впитала.
Бог хранит тебя, родной посёлок!
Ты – опора! Ты – моё начало!
VIII. Домашнее задание
– Ваши впечатления от сегодняшнего урока, от нашей летней экскурсии в лес мы оформим в виде сочинения. Поэтому дома вам предлагается придумать и записать 5–7 словосочетаний "прил.+сущ." на тему "Моя малая родина".
IX. Минутка поэзии
– К сегодняшнему уроку некоторые ребята, наши консультанты, члены поэтического кружка, подготовили стихи собственного сочинения. Послушаем их.
2–3 ученика читают свои стихи о родном крае (работы учеников нашей школы).
* * *
Где можно сладостно вздремнуть?
Где можно тихо отдохнуть,
Забыть про беды, огорченья,
Забыть про всякие мученья?
Лишь там, на берегу реки,
Где ловят рыбу рыбаки,
Где вьются синие стрекозы,
Пестреют жёлтые мимозы.
Такой любимый уголок…
Он так красив и одинок.
К себе он тянет и манит,
Он совершенством нас пленит.
Готова я петь тебе громкие оды!
Ты – самое лучшее место природы!
О, чудный и сказочный край,
Родной мой, живи, процветай!Урываева Лиза
* * *
Нет прекрасней края моего.
Там всегда уютно и светло,
Там воздух свеж и облака белы,
Кружатся и порхают ласточки.
Там солнце светит с неба голубого.
Нигде не встретишь края ты такого!Евментьев Иван
* * *
Я люблю мою деревню.
В ней очень много красоты.
Озёрце, пруд и небольшая речка,
Поля, леса и дивные цветы.
Гуляют кошки и собаки.
А люди славятся трудом.
Летают птицы в поднебесье,
И светит солнце в небе голубом.Курицин Максим