Русский язык
-
Урок русского языка по теме «Родительный падеж существительных множественного числа” 2020
Цель урока: создание условий для формирования умения правильно писать окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа и умения правильно употреблять существительные в Р.п. мн. числа в устной и письменной речи.
-
Комплексный анализ текста как средство подготовки к ГИА. Дидактические материалы к урокам русского языка. 5–9-е классы 2020
Комплексный анализ текста как средство развития речи и изучения грамматики на уроках русского языка является логическим завершением изучения любого раздела языкознания с 5 по 9 класс. Интерес к комплексному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить учащихся к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах. Путь к выпускным экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ начинается с комплексного анализа текста. Работа над формированием умений проводить комплексную (многоаспектную) работу с текстом ориентирует учащихся на успешное выполнение заданий Единого государственного экзамена по русскому языку.
-
Применение сингапурских структур обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативных компетенций учащихся" 2020
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению, неумение сотрудничать, слушать собеседника, излагать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации. Одним из путей усовершенствования образования является внедрение сингапурской методики образования. Основной формой работы в этой методике являются командные формы работы, т.к. они способствуют развитию навыков работы в коллективе, группового общения, совместной работы со сверстниками.
-
«Методы и приемы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как условие для успешного развития интеллектуальной, творчески одаренной и способной к общению личности» 2020
Для работы по формированию речевой компетенции учителю необходимо развитие всех навыков, что бы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить детей. Выбор технологии зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся. В статье приводится использовании технологии проблемного обучения.
-
Современные методические приемы написания экзаменационного сочинения-рассуждения как средство развития связной письменной речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка 2020
В статье рассматривается сочинение-рассуждение как одна из актуальных проблем современной лингвистики и первостепенная задача учителя русского языка и литературы при подготовке обучающихся к творческой части итоговой экзаменационной работы. Делается попытка проследить тенденции формирования текста сочинения как средства развития связной письменной речи обучающихся.
-
Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами" 2020
Закрепляются знания учащихся об однородных членах предложения, знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него. Проводится устный и письменный синтаксический разбор предложения с однородными членами; построение схемы предложений.
-
Эффективные формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2020
Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна постоянная тренировка. Автор делится опытом работы по подготовке учащихися к ЕГЭ с использованием дистанционных технологий.
-
Влияние диалога на активизацию взаимодействия учащихся по русскому языку 2020
Для достижения лучших результатов ученик должен почувствовать себя полноправным участником процесса обучения. Решить данную задачу можно, если обратиться к новым подходам в обучении, в частности, диалоговому обучению. В статье представлены процесс и результаты исследования. В ходе исследования проводилось наблюдение за тремя учениками, которые являются представителями типичных групп класса.
-
Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников 2020
Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднен? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Задача урока – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.
-
Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения, как один из способов снижения учебной нагрузки 2020
От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника. Лексическая работа включает в себя работу со словарными словами; толкование конкретной лексемы; этимологический анализ слова; синонимические связи; антонимические связи; фразеологические отношения. В статье описывается методика работы по каждому из названных направлений.
-
Развитие мышления, познавательной деятельности и коммуникативной компетентности при применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы 2020
Автор делится опытом работы по апробации новых технологий в преподавании предмета и рассказывает о пользе применения их в процессе усвоения материала учащимися. Обозначаются основные направления, в которых используются компьютерные технологии на уроках.
-
Конспект урока литературы в 6-м классе "Легко ли быть…. (Человеком)" (по рассказу В.И.Белова «Мальчики») 2020
Цель урока: развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного текста, ее интерпретация; анализ содержания, оценка поступков героев; понимание авторского замысла.
-
Конспект урока русского языка по теме "Обращение. Знаки препинания при обращении". 5-й класс (связь с юбилеем романа-эпопеи "Война и мир") 2020
Цели урока: овладеть основными понятиями темы; знать правила постановки знаков препинания при обращении; знать определение обращения; наблюдать за ролью обращений в художественных текстах; использовать их в собственной речи.
-
К вопросу о формировании у школьников умений работы с текстом 2020
Cтрадающие функциональной неграмотностью узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нём художественный смысл или техническую пользу. В школе для формирования личности функционально грамотного человека прежде всего нужно обратить внимание на предметы гуманитарного цикла. Именно на уроках по этим предметам и происходит сложный процесс – постижение учащимися способов и приёмов декодирования языка, когда звуки и/или буквы превращаются в мысли, образы, чувства.
-
Развитие оценочной самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы 2020
Реализуя новые стандарты, каждый учитель, без сомнения, усвоил главный лозунг: «Учить учиться!». Учащиеся не просто исполнители, а творцы и инициаторы; результат их обучения в школе не определённый багаж знаний, а способность к самообразованию, самообучению, саморазвитию. Это прописные истины ФГОС. На деле же возникает много вопросов.
-
Слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? 2020
Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного направлен на дальнейшее овладение языком, совершенствование умений ставить вопросы, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля в группах, умение договариваться о ролях лидера и исполнителя.
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сценарий урока «Забыть нельзя помнить!» 2020
Данная методическая разработка – попытка привести учащихся к пониманию необходимости сохранять память о страшных событиях Великой Отечественной войны. Учащиеся размышляют на тему: «Нужно ли сохранять историческую память, нужно ли помнить историю»?
-
Особенности подготовки обучающихся к сдаче ГИА в форме ГВЭ по русскому языку. 2020
В 9-м классе обучающимся предстоит сдача ГИА по русскому языку. По решению ПМПК учащиеся с ОВЗ проходят государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ. Независимо от формы проведения экзамена, обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
-
Урок развития речи в 7 клаасе "Описание внешности человека" 2020
Урок комплексного применения знаний в 7-м классе должен закрепить понятия «описание» и «портрет», навыки применения орфографических и пунктуационных правил по различным темам курса русского языка, продолжать воспитывать любовь к родному языку.
-
Дидактический материал по русскому языку на тему "Формирование орфографической зоркости в процессе изучения состава слова” 2020
В статье приведены конкретные виды работ и словообразовательные упражнения, которые можно использовать во 2-м классе. Обращаясь к этим материалам, учащиеся развивают орфографическую зоркость, навыки работы с предложением, запоминают образы слов.
-
Влияние мемов в социальных сетях на развитие орфографической зоркости школьников 2020
В последнее время количество мемов с орфографическими ошибками, с намеренным искаженным написанием слов значительно увеличилось. Речь идет не о безграмотности авторов, а об их особой игре при создании нового языка Интернета. Игра заключается в экспериментировании над языком, в созданий новояза (например, олбанскава йазыка, который был распространен в начале 2000-х), нарушении существующих норм, за счет чего и достигается комический эффект. Появление такого комического новояза говорит о способности пользователей Сети к словотворчеству, языковым экспериментам, однако это касается только взрослых, образованных людей, а на школьника чтение таких наполненных ошибками текстов может оказать пагубное влияние. Учащийся, не имеющий опыта критического отношения к тексту и не владеющий правилами правописания, может, во-первых, запомнить неверное написание слов, во-вторых, и вовсе увериться в ненужности правил орфографии.
-
Система работы педагогического коллектива МБОУ «Великомихайловская СОШ им. Г.Т.Ильченко» по предотвращению случаев буллинга и и созданию доброжелательной среды в образовательной организации 2020
Всем известно, что атмосфера в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т.п. Удовлетворенность обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие «пренебрегаемых», «изгоев» – прямой показатель успешности воспитательных усилий педагогического коллектива.
-
Работа педагогического коллектива по использованию и применению инновационных здоровьесозидающих технологий в общеобразовательной школе 2020
Статья посвящена описанию системы работы педагогического коллектива школы по применению инновационных здоровьесозидающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. В статье раскрывается связь физического и психологического здоровья человека, а также роль учителя, педагога-психолога в организации работы в данном направлении.
-
План-конспект урока русского языка на тему "Понятие о бессоюзном сложном предложении" 2020
План-конспект урока в 9-м классе призван дать представление о том, что такое бессоюзное сложное предложение, научить отличать его от других типов сложных предложений, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Конспект использовался на дистанционных уроках при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
-
Эффективные виды работ над ошибками в словарных словах 2020
В статье предлагаются упражнения на отработку навыков по теме урока, тщательное выполнение которых может способствовать расширению словарного запаса учащихся, усвоению грамматических форм слов и закреплению навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Прилагается памятка «Работа над ошибками».
-
Примерная инструкция по русскому языку для дистанционного обучения 2020
Предлагаются варианты инструкции по русскому языку с подробным разбором заданий и тщательным объяснением тем, сложных для понимания учащихся.
-
Основные этапы работы над предложением в школе для неслышащих детей 2020
В статье раскрыты этапы работы над предложением в школе глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Определены задачи обучения, раскрыто основное содержание работы над предложением, определены особенности владения неслышащими обучающимися структурой предложения.
-
Вводные слова и вводные предложения 2020
Урок в 8-м классе направлен на развитие умений опознавать вводные слова и предложения, различать группы вводных слов по значению, формировать пунктуационные умения и навыки, отличать вводные слова от омонимичных форм.
-
Сценарий урока развития читательской грамотности в 5-м классе "Торжество музыки и мужества" 2020
Цель урока: формирование у учащихся 5-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией; повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом. Цель учителя: научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей. Учебной ситуацией на уроке является текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач.
-
Русский язык. Части речи 2020
Урок направлен на отработку навыков: распознавать части речи по вопросам и общему значению; соотносить слова – названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Урок сопровождается презентацией.