Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа 21 века" с применением здоровьесберегающих технологий «Повелительное наклонение глагола»

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: наклонение глагола, УМК «Школа 21 века»


Цель урока: дать сведения о повелительном наклонение глагола.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторить знания учащихся о наклонениях глагола;
  • проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий:
  • значение, образование и изменение глаголов в повелительном наклонении;
  • учить различать наклонения глагола;
  • развивать умение употреблять глаголы в повелительном наклонении в речи.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;

Развивающая:

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  • обогащать словарный запас школьников.

Формирование УУД:

Личностные действия:

  • воспитание интереса и любви к русскому языку,
  • сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности,
  • нравственных качеств

Регулятивные действия:

  • высказывать предположения на основе наблюдений;
  • формулировать цель, задачу урока;
  • искать пути решения проблемы;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • соотносить цели и результаты своей деятельности;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные действия:

  • анализировать, классифицировать, обобщать;
  • задавать вопросы на основе извлеченной из учебного текста информации;
  • анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения;
  • классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать;
  • владеть приемами отбора и систематизации материала;
  • анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие.

Коммуникативные действия:

  • овладение всеми видами речевой деятельности;
  • осуществлять нормативное употребление форм слов различных частей речи;
  • слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Тип урока: урок объяснения, изучения нового материала.

План урока

I. Оргмомент

1 слайд

Приветствие. Улыбнитесь гостям, партнеру по лицу, по плечу.

Запись числа, «Классная работа». 2 слайд 1 мин. 30 сек.

II. Актуализация усвоенного ранее

Загадка: 3 слайд

Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто что делает, расскажет
Вяжет, пишет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться
Растолкует все……Кто? (глагол)
ГЛАГОЛ 4 слайд

Сегодня мы продолжим разговор о глаголе.

Модель фрейер

Сейчас вспомним все, что знаем о глаголе.

Возьмите листы бумаги и напишите:

Определение; (часть речи, действие, что делает? ….)

Характеристики; (спр, вид, время, лицо, число, род, наклонение)

Пример; (глаголы) по 30 сек

Противоположный пример. (все кроме глагола)

Ответы детей внимательно слушаем и добавляем.

- Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол - это самая сложная часть речи русского языка. На последних уроках мы познакомились еще с одним морфологическим признаком глагола. Наклонением - изъявительным и условным.

III. Усвоение новых знаний и формирование новых умений

1) Тему и цели урока мы сможем определить тогда, когда выполните задание.

2) Работа с текстом. 2 мин.

У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст.

Захотелось Юрику что-нибудь хорошее сделать.

Вот сел он и стал думать: «Если бы моя сестренка утонула, я бы ее спас!»

А сестренка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка, отошла.

А Юра стал дальше думать: «Если бы на няню волки напали, я бы ее спас!»

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка!

- Убери сама - мне некогда!

Покачала головой няня.

Подошел Юра к маме:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

- . . . . . . . . . .

3) Постановка проблемы (работа в парах): партнер по плечу. 4-5 мин.

Что ответила мама, выясним позднее. А пока задание.

Работая в парах, разделите выделенные в тексте глаголы на группы. Каждую группу запишите столбиком в тетради).

Сел

утонула бы

погуляй

Обиделась

спас бы

уходи

Отошла

напали бы

не мешай

Покачала

убери

Подошел

Погладила

  1. Сколько групп глаголов получилось? (3) 2 мин.
  2. Назовите глаголы первой группы (5 слайд). По какому признаку вы объединили глаголы? Глаголы изъявительного наклонения.
  3. Назовите глаголы второй группы (5 слайд). Глаголы условного наклонении.
  4. Назовите глаголы третьей группы (5 слайд). Как можно назвать третью группу глаголов?

IV. Работа по учебнику

Где, по-вашему, мы сможем найти научное определение третьей группы глаголов? (В учебнике) стр.27 правило (закладки)

Как называются глаголы третьей группы? (Глаголы в повелительного наклонения)

- Итак, какова тема сегодняшнего урока? 6 слайд

Задачи урока:

1. Учиться образовывать форму повелительного наклонения.

2. Учиться различать глаголы по данному признаку.

3. Учиться употреблять данные глаголы в речи.

Модель Микс Пэа Шэа Сейчас мы немного подвигаемся под музыку. Когда музыка закончится, вам нужно образовать пару. (Если б не было зимы …) 7 слайд

А пока вы двигаетесь, послушайте, какие глаголы были употреблены в песне.

8 слайд

Глаголы какого наклонения вы услышали в песне? Изъявительного.

1 вопрос

- Почему, на ваш взгляд, глаголы 3 группы названы глаголами в повелительном наклонении? Начинает тот, кто ниже ростом (по 30 сек)

Отвечает…

(Глаголы 3 группы - это глаголы в повелительном наклонении, потому что они обозначают действия, которые кто-то просит, повелевает выполнить)

2 вопрос

- Глаголы, в форме какого наклонения, помогают Юре мечтать?

Начинает тот, у кого волосы светлее.

Отвечает…

Глаголы в форме условного наклонения.

3 вопрос

А вы, ребята, любите помечтать? Поделитесь с нами своей мечтой, используя глаголы в условном наклонении.

Начинает тот, у кого размер ноги меньше.

Отвечает…

Пройдите на свои места. (Выключить проектор)

Вы обратили внимание на то, что текст, с которым мы работали, не закончен - в нем отсутствует реплика мамы. У вас появилась возможность стать на минуту мудрой мамой и дать совет Юре. Запишите в тетради ответ Юре.

Глаголы, в форме какого наклонения, вы используете? (Глаголы в повелительном наклонении) Зачитывается 5-6 советов.

Хотите узнать, какой совет дала мама Юре в авторском тексте? «Погуляй с сестренкой и помоги няне убрать посуду». Ваши советы тоже были очень мудрыми, я надеюсь, что вы станете хорошими родителями. Похлопаем сами себе за хорошие, мудрые советы.

V. Закрепление полученных знаний

На столах лежат конверты со словами. Составьте предложение.

Запишите его. Определите наклонение глагола.

Прочитайте полученные предложения.

VI. Подведение итогов урока

(включить проектор)

9 слайд 3 мин.

Открываются задачи урока.

- Итак, подведем итоги - достигнуты ли задачи урока? (Да, мы познакомились с новым морфологическим признаком глагола - наклонением, научились различать глаголы по наклонениям и употреблять их в речи)

- Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их. (Три)

- Какие задания учили вас употреблять глаголы в определенном наклонении в речи? (Когда мы говорили о своей мечте и давали совет Юре)

VII. Первичный контроль за усвоением знаний. 5 мин.

- Проверим, насколько каждый из вас усвоил материал урока и научился различать глаголы в формах разных наклонений.

Перед вами лежат контрольные листы с предложениями. Подпишите их. Вам нужно определить, в форме какого наклонения употреблен глагол в каждом предложении, и заполнить контрольный лист - около каждого номера предложения поставить значок в соответствующую графу.

1. Если бы растения не получали солнечных лучей, они бы не поглощали углерод и не насыщали бы воздух кислородом.

2. В случае затруднения в написании слов обращайся к орфографическому словарю.

3. Если бы исследователи оказались на Марсе, то они увидели бы под собой почву красно-бурого цвета.

4. Сонный туман на лугах серебрится…

5. Небо заволокли темные тучи.

Контрольный лист

ФИО ученика__________________

1. Если бы растения не получали солнечных лучей, они бы не поглощали углерод и не насыщали бы воздух кислородом.

2. В случае затруднения в написании слов обращайся к орфографическому словарю.

3. Если бы исследователи оказались на Марсе, то они увидели бы под собой почву красно-бурого цвета.

4. Сонный туман на лугах серебрится…

5. Небо заволокли темные тучи.

Номер предложения

Глагол в изъявительном наклонении

Глагол в условном наклонении

Глагол в повелительном наклонении

1

2

3

4

5

Количество правильных ответов - ___

Отметка -____

Поменяйтесь работой с партнером.

Взаимопроверка с опорой на контрольный лист (вывешивается на доске)

Контрольный лист 10 слайд

Номер предложения

Глагол в изъявительном наклонении

Глагол в условном наклонении

Глагол в повелительном наклонении

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

Правильных ответов -

  • 5, отметка - «5»,
  • 4 - «4»,
  • 3 - «3»,
  • менее 2 - «2».

- Поднимите руки те, кто получил «5», «4». Вы хорошо усвоили новый материал. Похлопайте себе. Листочки после уроков сдадите, и положительные отметки будут выставлены в журнал.

А тем, у кого «3», «2», при подготовке домашнего задания стоит внимательно изучить материал учебника.

VII. Рефлексия

Составление синквейна на тему «Глагол».

VIII. Объяснение домашнего задания. 1 мин.

Спасибо за урок, до свидания! 11 слайд