Цели урока:
- Повторить и систематизировать понятие о главных и второстепенных членах предложения.
- Закрепить умения и навыки, полученные при изучении темы «Главные и второстепенные члены предложения».
- Расширение словарного запаса учащихся и воспитание внимательного отношения к предложениям.
Ход урока
Приветствие
Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Юрьевна. И сегодня я проведу необычный урок.
Мотивация к учебной деятельности. Вступительное слово:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку ….?
(Дети хором «Пять»)
- Ребята, какое у вас настроение? Хорошее? Надеюсь, что ваше настроение не изменится в течение урока.
Слайд 1
Домик. (Целеполагание)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что там изображено? (Дом.)
- Внимательно посмотрите и скажите, а кто же живет в домике на 1-м этаже, а кто на 2-м этаже? (1) Подлежащее и сказуемое; 2) определение, обстоятельство и дополнение).
(Мы будем говорить о «Главных и второстепенных членах предложения».)
- А какие члены предложения называются главными? (Подлежащее и сказуемое.)
- А какие члены предложения называются второстепенными? (Дополнение, обстоятельство, определение.)
Слайд 2
- Ребята, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (Да.)
- Давайте подумаем и сформулируем тему урока: («Главные и второстепенные члены предложения».)
Так положено, что у каждого урока есть цель.
- Какова же цель нашего урока? (Закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения.)
Слайд 3
- А закреплять эти знания и проявлять эрудицию будем несколько необычно.
- Ребята, вы любите играть? (Да.)
- А соревноваться? (Да.)
- Конечно, кто же не любит. Поэтому, я вам и предлагаю игру-соревнование. Согласны поиграть? (Да.)
- Вот у нас три ряда - это три команды.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима). А какие зимние месяцы вы знаете (декабрь, январь, февраль)-вот,это и будут названия наших команд.
(ПОСТАВИТЬ ТАБЛИЧКИ). У каждой команды должен быть капитан. (Выбирают.)
Дети, обратите внимание, у вас на столах файлы с заданиями, снежинки - баллы (ПОКАЗАТЬ).
Отвечайте на вопросы, выполняйте задания, получайте баллы в виде снежинок. Чем больше вы заработаете баллов, тем лучше для команды. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, станет ПОБЕДИТЕЛЕМ!!! Работать должны все!!!
Слайд 4
Будем мы сейчас играть,
Запрещается молчать.
Ну-ка, дружно отвечаем
И друг-другу помогаем!
- Начнем УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС.
Слайд 5
- А чтобы мы не заблудились, нам понадобится Маршрутный лист.
- Посмотрите, сколько интересных заданий вас ожидает?
=- Прежде чем начать любую игру, необходимо, что сделать? Правильно….. размяться….
Слайд 6
- Начнем же наше путешествие. (Да.)
- Первая станция «Разминка». Лист с заданием №1.
Задание. Команды внимание! Вы должны вставить пропущенные буквы. На выполнение работы отводится 1 минута.
рук…вич?ки
шу…ка
лыж…
варе…ка
сн…ж…нка
- А подведем итоги 1 задания при помощи взаимопроверки по командам. (Обмен листами.)
Слайд 7. (Проверка)
- Дети, внимание на слайд и проверяем.
рукАвички
шуБка
лыжИ
вареЖка
снЕжИнка
- Та команда, которая не сделала ошибок (или допустила наименьшее количество ошибок) получает снежинки - баллы.
- Вы молодцы, хорошо справились с заданием.
- В этом задании есть возможность заработать дополнительный балл.
- Ребята, а какой частью речи являются эти слова? И каким членом предложения могут быть? (Существительными, подлежащими).
- Теперь вы размялись. (Да.)
- Двигаемся дальше. И следующая станция:
Слайд 8. «Ледяная дорожка»
- Наша дорожка, необычная.
- Послушайте внимательно задание.
Задание. Вы должны составить предложение из слов, которые начинаются на одну букву. Разрешается менять окончание.
- Чем больше слов вы используете, тем выше вероятность заработать балл-снежинку.
- Вот примерные слова, которые вам помогут при составлении предложения. - На выполнение работы у вас 1 минута.
Зима, заяц, замёрзший, звери, заметались, заснули, забавный, зяблик, звонко, звуки, звучат, забегал, загадки, звонок, золотые, заморозки, звезда, задрожали…
Примерные предложения:
Зимой звонко звучат звуки
Замёрзшие звери зимой загадывали загадки.
Запоздалый заяц-забияка забегался.
- Итак, какие же у нас предложения получились (команды зачитывают, подсчитывают количество слов).
Молодцы, вы постарались. Баллы - снежинки.
- Скажите, а какие предложения у вас получились - распространенные или нераспространенные? (Распространенные.)
- Идем дальше. И следующая станция…
Слайд 9. «Снежинки». Блиц-опрос. (Задание для тех, кто не отвечал, команда может подсказывать отвечающему.)
Задание. На небольшом сугробе лежат снежинки. На снежинках вопросы. Я буду очереди подходить к каждой команде, вы будите доставать снежинку, зачитывать громко, четко вопрос и сразу давать ответ. За каждый правильный ответ - снежинка.
Вопросы:
- Как называется подлежащее и сказуемое? (Основа)
- Как называется второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (Дополнение)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы: О ком, о чем говорится в предложении? (Подлежащее)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое).
- Как называется второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (Обстоятельство)
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: Какой? Чей? Который? (Определение)
Сейчас мы должны немного отдохнуть и набраться сил, перед следующими испытаниями. И следующая остановка - станция…
Слайд 10. Физкультминутка
Попрошу всех встать…
Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперёд смотри - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать - это «пять». Опустили, а теперь
Всем ребятам надо сесть - это «шесть».
Слайд 11
«Поэтическая». (Работа с текстом. Восстановить текст стихотворения).
- Ребята, вы наизусть стихи учите? (Да.)
- Попробуйте подобрать подходящие слова и вставить их на место пропусков, соблюдая рифму.
- Это стихотворение вы уже учили, поэтому, все должны справиться с заданием. На выполнение задания 1 минута.
Например:
……. картина,
Как ты мне мила;
……. равнина,
……. луна,
Свет небес ….. ,
И ……. снег,
И саней ……
…… бег. (А.Фет)
Слова для справок: Чудная, белая, полная, высоких, блестящий, далеких, одинокий.
Сначала представители каждой команды зачитывают полученный вариант, громко и четко, затем сравнивают его с текстом на слайде (самопроверка).
Слайд 12
(Чудная) картина,
Как ты мне мила;
(Белая) равнина,
(Полная) луна,
Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,
И саней (далеких)
(Одинокий) бег. (А.Фет)
Выразительно читает команда-победитель (нет или меньшее количество ошибок).
- Ребята, а слова какой части речи вы использовали втексте и чем они являются в предложении? (Прилагательные). (Определением).
- А в литературе такие образные, устойчивые определения как называются? (Эпитеты).
Молодцы, вы очень постарались. За правильные ответы - снежинки.
И вот мы подошли к следующей станции, которая называется…
Слайд 13.
«В каких словах растет ЕЛЬ?»
Придумать слова, в состав которых входит слово ель. (Ель может расти в любой части слова).
Например: карамель
Кто придумает больше слов, та команда и победит.
На выполнение задания 1 минута.
Слова для справок. Карамель, кисель, писатель, учитель, мебель, капель, портфель, мель, понедельник, картофель, метель.
- Какие молодцы, хорошо справились с заданием. Баллы-снежинки.
- Ребята, вы когда-нибудь играли в «Города»? (Да).
Следующая станция…
Слайд 14
«Цепочка»
В задание условия такие же. Только, надо составь цепочку из имен существительных по теме «Зима».
Пример. Невинномысск - Кисловодск - Казань - …
Слова для справок: Зимушка-зима, цепочка, луна, Новый год, ангел, Дед Мороз, заяц, апельсин.
Цепочка: Заяц - цепочка - ангел - луна - апельсин - Новый год - Дед Мороз - Зимушка-зима.
- Подсчитываем количество слов в цепочке.
Слайд 15
Подведение итогов
- Пришло время подвести итоги. Команды, сколько вы набрали баллов. Даже если кто-то устно не выступил, постеснялся, я видела, что работали все.
- Аплодисменты команде победителя. Давайте вместе порадуемся за команду.
А сейчас переходим к выставлению оценок.
Командиры команд оценивают работу каждого участника. Я согласна или нет.
- Но так как урок наш необычный, оставим мы только хорошие оценки.
На этом наш урок не заканчивается.
А кто мне скажет, какой праздник приближается. (НОВЫЙ ГОД!).
Это сказочное время, когда должны исполняться желания.
Кто исполняет наши мечты и желания?
Слайд 16
«Письмо Деду Морозу»
Ребята, Вы хоть раз писали на уроке письмо ДЕДУ МОРОЗУ. (……)
В преддверии Нового года я предлагаю вам написать письмо Деду Морозу.
На выполнение работы у вас 1 минута.
Слайд 17
- Возьмите письма-конверты, напишите свои пожелания.
- Обратите внимание на знаки препинания при обращениях и вводных словах.
- Чтобы ваши письма были без ошибок, чтобы Дед Мороз увидел, какие вы грамотные.
- А все, что мы сегодня с вами повторили, пригодится вам в жизни и на экзаменах в старших классах.
А есть у меня вот такой волшебный сундучок, в который мы сложим ваши письма и отправим ДЕДУ МОРОЗУ по почте.
Стук в дверь.
А кто стучит к нам в дверь? Учитель отрывает дверь…… Ребята, то пришел к нам в гости? (Все: ДМ!)
ДМ.: Здравствуйте, дети! А я вот проезжал мимо и мои помощники мне сообщили, что в первой школе дети мне письма пишут, и по почте отправить собираются. Дай, думаю, заеду и сам их заберу, да прочитаю. (Вручаем сундук с письмами.)
Ну, и как вы себя вели в этом году? (Хорошо!..)
Слушались родителей, учителей, помогали взрослым? (Да…)
Какие молодцы! Тогда я все ваши письма прочитаю и постараюсь ваши пожелания исполнить!
Как у вас тут здорово, и уезжать не хочется. Но у меня столько дел, столько дел. Надо успеть, все сделать.
До свидания, ребята! С наступающим НГ!!!
- Ребята, что мы должны сказать ДМ?
(СПАСИБО, ДМ!!! И ВАМ СЧАСТЛИВОГО НГ!)
Ребята, кто является символами праздника? (ДМ и СЕГУРОЧКА)
Ребята, а еще, что является символом НГ? - …..ёлка!
Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Надеюсь, он останется у вас в памяти.
Так как урок у нас был необычный, мне хотелось бы, чтобы вы выразили свое мнение, но не словами…
(Поставить ёлку)
Давайте её украсим все вместе……
Какая у нас красивая ёлка, я рада, что на ней много красных шариков, это значит, что урок вам понравился….