Покоренная вершина, или ЕГЭ на 100

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11


Вопрос о том, как сдать ЕГЭ на 100 баллов, начинает тревожить обучающихся задолго до экзаменов. Как правило, к 11 классу многие делают осознанный выбор, опираясь на условия поступления в вуз, и к профильному предмету готовятся с репетитором. Однако к такому предмету, как русский язык, будущие выпускники относятся легкомысленно. Считается, что если ты являешься носителем языка, то сдать русский язык не составит проблем. В своей практике я столкнулась с тем, что многие получают на экзамене 96-98 баллов. Это достаточно высокий результат. Почему же не 100? Причины есть и психологические, и педагогические. Что нужно сделать для того, чтобы получить максимум баллов?

Начнем с психологического состояния ребенка в процессе подготовки к экзаменам. Страх «а вдруг не сдам?» - это ночной кошмар многих успешных обучающихся. Чаще всего именно у ответственных школьников возникает психологический дискомфорт в течение многих месяцев перед экзаменами. Они сами или их родители ставят заранее завышенную планку, требуя большего, выбирают вуз не согласно способностям, а согласно амбициям, как ни печально, именно родительским. Стремление получить максимум на экзамене похвально, но стоит ли жертвовать здоровьем ребенка? Волнение близких, боязнь не оправдать их надежды, соперничество со сверстниками - вот что прежде всего является раздражителем. Родители и близкие люди не должны оказывать моральное давление на ребенка, нужно постараться выстраивать диалог таким образом, чтобы он понимал, насколько важно постараться сдать экзамен как можно лучше, но при этом не боялся того, что не получит 100 баллов.

Что касается состояния обучающегося непосредственно перед экзаменом: для того чтобы сознание выпускника было ясным, а мысли верными, родителям необходимо проследить за режимом накануне ЕГЭ. Во время стресса происходит обезвоживание организма - наладьте питьевой режим. Попробуйте вместе с ребенком выполнять дыхательную гимнастику. Эти упражнения дадут ему чувство близости родных и защищенности, а также мобилизуют сознание, активизируют работу мозга. И, что самое главное, - последние 12 часов перед экзаменом необходим отдых, этот период предназначен не для форсирования невыученного, а для подготовки организма к напряженной эмоциональной и умственной работе.

Перейдем к подводным камням при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Казалось бы, все мы говорим на русском языке, но экзамен включает в себя довольно специфические задания, справиться с которыми может только подготовленный ученик. В ЕГЭ по русскому языку входят тестовая часть, состоящая из заданий с выбором ответа, и написание сочинения-эссе на основе предложенного текста. Если обратиться к спецификации по предмету, мы увидим, что в тестовую часть предполагает информационно-аналитическую обработку текстов, а также сведения из курса лексики, грамматики, морфологии и синтаксиса.

Задания по форме достаточно разнообразны. В некоторых требуется выписать номер ответа цифрой, а в некоторых словом. И уже здесь присутствует возможность потерять баллы. Ребенок должен стараться писать цифры и буквы по образцу и отследить номер задания на бланке ответов. Необходимо контролировать, что и куда вы пишете!

Обратимся к заданиям тестовой части. Задания №1 и № 22 касаются содержания текстов. В задании №1 требуется найти варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. В отличие от этого задания, в №22 необходимо найти высказывания, которые соответствуют содержанию текста. Я обращаю внимание учеников на слово «главная» в задании №1, потому что главная информация может быть только одна, а в №22 предложенные варианты - это любая информация, содержащаяся в тексте. Таким образом, в №1 мы ищем два одинаковых ответа, а в №22 - сравниваем варианты ответа с предложениями текста, при этом особое внимание обращаем на частицу «не» и цифровую информацию. При этом ребенок часто забывает о том, что текст задания номер №1 небольшой по объему и нужно хорошо осознавать его структуру: первое предложение обычно содержит тезис, который обычно на примере раскрывается во втором предложении, а в третьем, как правило, подводится итог рассуждению. Следовательно, чтобы определить главную мысль текста, необходимо мысленно соединить содержание первого и последнего предложения, самостоятельно сформулировать основную мысль и соотнести ее с предлагаемыми вариантами ответов. Важно не забывать, что правильных ответов будет два, не больше и не меньше, и что в них будет содержаться одна и та же мысль. Обычно составители тестов используют прием инверсии, то есть обратный порядок слов, во втором правильном ответе. Эту подсказку важно знать и пользоваться ею в работе с первым заданием.

Блок заданий № 4 -7 подразумевает ответ в форме слова. При решении задания №5, касающегося паронимов, у многих обучающихся возникают сложности в различении лексического значения близких по написанию слов, особенно если речь идет о префиксальных паронимах. Для правильного выполнения задания паронимы нужно запоминать в словосочетании и при выполнении сравнивать с тем, что дано. Задание №6 касается лексических ошибок, таких как лексическая несочетаемость слов, неоправданное употребление стилистически окрашенных слов, тавтология или плеоназм. При выполнении этого задания чаще всего требуется словарь фразеологизмов и устойчивых сочетаний, что со временем сократит процесс выполнения №6.

Наибольшую трудность традиционно вызывает задание №8, в котором необходимо установить соответствие между грамматической ошибкой и предложением. При выполнении этого задания надо обратить внимание обучающихся на то, что номер ответа не повторяется (в одном предложении не может быть двух разных ошибок), всего дано пять грамматических ошибок и девять предложений. Соответственно, методом исключения выполнить задание невозможно. Следует учитывать, что среди этих предложений есть правильные, поэтому нельзя ориентироваться просто по тому, есть ли в предложении, например, причастный оборот. Рекомендую сначала прочитать предложения и попытаться самостоятельно установить тип ошибки, а уж потом сравнивать с ответами. При записи в бланк не забудьте, что в этом задании цифры записываем в строгом порядке! Не забудьте, что каждый тип ошибки имеет определенное правило, поэтому важно знать алгоритм работы по заявленной в задании ошибке. В качестве примера рассмотрим порядок работы с предложением, в котором присутствует ошибка на употребление существительного с предлогом «по», вызывающим у ребят определенную трудность. Дело в том, что многие учителя предлагают ученикам выучить наизусть наиболее часто употребляемые выражения с этим предлогом. На самом деле, ребятам нужно объяснить, что если предлог «по» употребляется в качестве предлога времени, то есть его можно заменить на предлог «после» и при этом смысл предложения сохранится, то после предлога «по» должно употребляться существительное в предложном падеже. Например: «По окончании школы буду поступать в университет. (Заменяем предлог «по» на предлог «после»: после окончания школы буду поступать в университет; смысл предложения сохранился, следовательно, после предлога «по» должно употребляться существительное в предложном падеже).

Такие же алгоритмы существуют по каждой заявленной в задании ошибке, поэтому задача учителя заключается не только в том, чтобы объяснить правило ученикам, но и сформировать навык работы по каждому из них, чтобы ребенок на экзамене не потерял баллы.

Блок заданий № 9-12 касается орфографии и предполагает от двух до четырех ответов, выраженных цифрами. Выполняя задание, необходимо записывать на черновике проверочные слова или элементы правил. При подготовке - каждый раз к каждому слову, каким бы простым оно ни казалось. Важно помнить о том, что одинаковые по написанию корни, могут отличаться по значению, а это определяет классификацию корня, а следовательно, и выбор правильного ответа. Рассмотрим в качестве примера слова: примерять платье, примирять друзей, замереть от испуга. Не зная лексического значения слов, ребенок не сможет отличить корень с чередованием от корня с безударной проверяемой гласной, поэтому так важно понимать значение корня, от которого зависит выбор правильного ответа. Из предложенных вариантов слов корнем с чередованием является слово «замереть». Поэтому на экзамене необходимо над каждым словом указывать правило, тем более над словами, которые вызывают сомнение.

Задания №13,14 предполагают в ответе выписанное слово. Рекомендую при выполнении, даже если вам кажется, что вариант уже найден, сделать задание до конца. Около каждого предложения записать правило, установить часть речи, вспомнить другие подобные примеры, написание которых не вызывает сомнения.

Задания № 15-21 проверяют знания по разделу «Синтаксис. Пунктуация». Для верной постановки знаков препинания необходимо всегда ставить скобки, выделять грамматическую основу, союзы. Специфика №21 заключается в том, что в этом задании может быть несколько рядов ответов, причем любой из них - правильный. То есть, если нам необходимо найти предложения, где запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации, то мы можем сгруппировать предложения следующим образом: предложения с причастным или деепричастным оборотом (отдельно!), уточнение, ССП, СПП, БСП. При этом в предложение может быть одновременно сложным и включать в себя деепричастный оборот. Это не должно смущать. Мы можем его выписать в ответ с деепричастным оборотом.

Последующие задания направлены на работу с текстом. Особое внимание необходимо уделить №25. Среди указанных в интервале предложений нужно найти такие, которые связаны с предыдущим при помощи наречий, местоимений, антонимов, синонимов, форм слова, однокоренных слов и др. Для выполнения задания ученик должен выучить разряды наречий, местоимений и частиц, понимать, чем различаются формы слова и однокоренные слова, ориентироваться в теме «Лексика». В ответе может быть не одно предложение, но каждое из них должно содержать перечисленные элементы предыдущего.

Последний этап работы - написание эссе по предложенному тексту. В сочинении должно быть не менее 150 слов. Для выполнения задания необходимо определить проблему текста. Сделать это порой бывает сложно, при этом желательно выделить именно центральную, так как именно к ней проще всего подобрать примеры-иллюстрации. Обыкновенно то, о чем вы задумались после чтения текста, и есть его проблема. Проще ее сформулировать в виде вопроса. Теперь ваша задача - проследить, чтобы микровыводы после примеров и позиция автора давали ответ на поставленный в начале сочинения вопрос. Обратите внимание на то, что иллюстрации мы берем только из текста. Они должны раскрывать проблему и подводить к позиции автора. Свое мнение формулируем отдельно. Здесь мы уточняем, в чем конкретно вы согласны или не согласны с автором, расширяем границы, надстраиваем информацию. По сравнению с иллюстрациями по тексту и позицией автора должна появиться новая информация. Это не могут быть ваши эмоции относительно прочитанного или повторение мысли автора предложенного текста. Не забудьте закончить сочинение выводом - обобщить все то, о чем писали. Переписывайте сочинение аккуратно, разборчивым почерком.

Я надеюсь, что мои рекомендации помогут выпускникам подготовиться к ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов!