При подготовке к ОГЭ И ЕГЭ подростки часто сталкиваются с трудностями усвоения материала.
Как помочь ребёнку учиться, развиваться как личность?
Ребёнок должен использовать свой внутренний потенциал: ресурсы здоровья, памяти, мышления.
Все дети разные по способам восприятия и переработки информации. Речь идет о модальных типах. Обычно люди используют все три метода восприятия информации, но один из них является ведущим.
Так, ребёнка - визуала бесполезно заставлять повторять по несколько раз одну и туже информацию. Так не проще ли развивать ребёнка его естественным путём.
Работая совместно с психологом, стараюсь исключить трудности в обучении, установив соответствие модального типа с методом обучения. Строю свои уроки так, чтобы детям было интересно.
Речь визуала живая, отличается образностью. Голос высокий. Обычно у таких детей опрятный внешний вид.
У кинестетиков речь медленная, ярко выражена мимика, они при написании тестовых заданий по ОГЭ часто вертят ручку в руках, порой гладят страницы книги или себя по руке. С ними всё непросто. Долго сидеть на одном месте кинестетики не могут, им бы походить, побегать, поэтому на уроке провожу 3-х минутные паузы: строим из рук кружочки и ракушки. (для аудиалов -классическая музыка, для визуалов - «Падающие листья» как сеансы релаксации).Традиционные формы обученмия для них кинестетиков скучны. По-настоящему увлекаются они на практических занятиях. Поэтому регулярно практикую, начиная с 5 класса, и встречи с писателями, и открытые мероприятия в библиотеке (квесты, брейн-ринги и др.), пытаясь превратить учёбу в увлекательную игру.
При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ нужно помнить, что у каждого ребёнка своя доминирующая модель получения информации:
- визуалы хорошо воспринимают текст худож. произведения, если посмотрят фильм, яркие картинки;
- аудиалам нужны дискуссии, обсуждения, виды пересказа текста, тут аудиокниги, потому что лучше слушать, чем смотреть;
- кинестетикам лучше разыграть сцену их литературного произведения в лицах, в костюмах, передающих колорит эпохи. Его нужно часто вызывать к доске - построить схему предложения.
В традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении преобладает догматический тип учения, который предполагает репродуктивный способ и уровень усвоения учебного содержания. Основные усилия учеников при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и воспроизведении. Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как правило, не старается найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных задач. Если вспомнить не удается, ученик чаще всего оставляет задачу нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения. [2, с. 52].
Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция учителя в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину. Обратимся к видам нетрадиционных уроков.
Исследованием «морфологии» текста, особенностей его содержания, строения и речевого оформления школьники занимаются на уроках литературы, русского языка и развития речи. Однако в урочное время текстовые аналитические задания предлагаются как типовые: озаглавить текст, определить его тему и основную мысль, стиль и функциональный тип речи, указать средства связи. Эти задания в большинстве случаев выполняются автоматически, без особого интереса ребят. Творческие упражнения тоже часто сводятся к написанию изложений и сочинений привычных жанров.
Отрадно, что методика организации творческой деятельности пересматривает свои ориентиры: в центре внимания оказывается не столько текст (в разнообразии стилей, типов и жанров), сколько ребенок - со всеми его впечатлениями, с потребностью в образном мышлении, с внутренними критериями нормативности речи, среди которых важным для учителя и ученика оказывается критерий свободного выбора и неповторяемости языковых средств и композиции создаваемого речевого произведения[1, с. 25].
Еще недавно в рамках нормативного обучения учитель выстраивал уроки развития речи так, чтобы в результате подготовительной работы у каждого школьника получился некий усредненный вариант творческой работы, ориентированный на текст-образец. Такие «запрограммированные» произведения легко было оценить по давно сложившимся нормам. Теперь же опытные учителя всячески поощряют речевую импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств, стремление ребят к собственному, узнаваемому стилю[1, с. 25].
Все сказанное можно назвать изменением психолого-педагогических установок обучения, что нашло отражение и в изменении содержательного компонента образования: не бесконечное раздувание учебного материала в целях его безграничного «совершенствования», а многоаспектный, объемный анализ языковых и речевых явлений, когда они включаются в общественно-практическую деятельность людей, в том числе и текстовую.
Действие принципов избирательности, научной углубленности, практической направленности, занимательности, органичного сочетания коллективной, индивидуальной, групповой учебной деятельности позволяет отобрать не столь часто используемые методы (исследовательский, эвристический, коммуникативный) и приемы обучения (конструирование окказионализмов и текстов на «глоком» языке, производимом по образцу известной фразы Л.В.Щербы «Глокая куздра…»; реконструкция словообразовательных цепочек; сопоставительный анализ словарных статей; стилизация; перевод с русского языка на … русский; «путешествие в Кунсткамеру словообразования» и т.п.)[1, с. 26].
Вызывают интерес школьников и необычные названные, но по сути привычные виды работ: изложение-перевод, «сочинение-различение» (стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры, подражания и т.д.).
Главная проблема, которой предложено заниматься ребятам 5 и 9, а также 10 и 11 классов, - «В глубь текста». Тематика занятий (первого, двух, при необходимости - трех первых):
Что значит звук? Цвет и настроение звуков. Можно ли нарисовать стихотворение?
«Говорящие» морфемы. Зачем писатели и поэты создают новые слова? Окказионализмы. Детское словесное творчество. «Глокий» язык.
Тайны лексики: слова родные и пришельцы, старые и новые слова. «Чувствительные» слова. «Сиреневая идея яростно дремлет…», или хитрости связи слов. Омофоны и омографы. Омонимы и омоформы. Слово в тексте.
Умеем ли мы читать текст? Глобальное, детальное и критическое восприятие текстовой информации. Ключевые слова. Тема и микротема. Автобиография текста. Какие бывают тексты?
Стилистика - наука или искусство? Сколько лет стилистике? Знатное и почтенное семейство: функциональная стилистика, практическая стилистика, стилистика текста, фоностилистика. Стилистика и риторика.
В каком жанре сочинять изволите? Жанровая палитра функциональных стилей речи.
Речь - портрет человека, его визитная карточка. Индивидуальный речевой стиль.
Каждое занятие завершается творческой работой, которую каждый школьник выбирает из блока предложенных вариантов по собственному желанию. Объем также определяется ребенком самостоятельно. Созданные речевые произведения прочитываются автором на занятии и обсуждаются коллективно. Основной критерий - оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления.
Тренинг «Профилактика эмоциональной тревожности при подготовке к экзаменам»
Цель: способствовать снижению тревожности при психологической подготовки выпускников к экзамену.
Задачи:
- обучение приемам совладания с экзаменационной тревожностью.
- ознакомление учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
- повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.
- способствовать личностной мотивации учащегося к успеху, настойчивости.
Материал: мяч, чистые листы бумаги, карандаши цветные, фломастеры, ручки, солнышко.
Правила группы: правила проведения тренинга:
- конфиденциальность;
- «Здесь и теперь»;
- тактичность и доброжелательность;
- искренность и открытость;
- недопустимость оценочных суждений.
Упражнение «Ассоциации»
Участники получают инструкцию: «Ассоциации - это первое что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»
Упражнение «Самое трудное»
Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене - это …» и бросить мяч любому ученику.
Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»
Цель: расширить представление учащихся об уверенности.
Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая - скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры.
Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».
Упражнение «Мои ресурсы»
Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.
Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами.
Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена.
Кто желает озвучить результаты выполнения упражнения.
Упражнения для координации движений, усиления взаимодействия двух полушарий, что также благоприятно сказывается на умственной деятельности.
1. Положите руки на колени крест-накрест, по команде надо хлопнуть 2 раза в ладоши и поменять руки.
2. Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Затем другую руку и ногу.
3. Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
4. Взяться одной рукой за кончик носа, второй - за противоположное ухо. Быстро менять руки.
5. Двумя руками одновременно рисовать квадрат, цветок, буквы, будто руки «зеркалят» друг друга.
6. Нарисовать на бумаге по диагонали «крест» и прослеживать глазами траекторию написания этого знака (можно и на экзамене использовать).
Упражнение «Аутотренинг»
Цель: научить снимать эмоциональное напряжение.
Время: 5 минут.
Звучит музыка.
Психолог проговаривает слова: «Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя. Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один… Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца… Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен. Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез. 3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил».
Упражнение «Дорисуй и передай»
Цель: снятие психофизического напряжения.
Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?»
Анализ:
- Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением.
- Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.
Упражнение «Эксперимент»
Цель: дать возможность учащимся понять смысл и необходимость самообладания.
Каждому участнику раздаются карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать его.
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног.
Анализ:
- Сразу ли вы справились с заданием?
- Что понадобилось вам для его быстрого выполнения? (Абстрагироваться, т.е. отвлечься от внешних раздражителей в виде нестандартного шрифта написания текста)
- Какое качество помогло вам справиться с заданием? (Самообладание, не растерялись, искали способ решения поставленной перед вами задачи)
Самообладание - устойчивость в любой ситуации, способность принятия решения в экстремальных ситуациях, умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.
Упражнение «Ааааа»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Инструкция: «Сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения напряжения или усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли».
Анализ:
- Расскажите о вашем состоянии.
Упражнение «Пишем и рисуем на спине»
Участники становятся друг за другом прикладывают чистый лист бумаги к спине впереди стоящего, первый участник стоит лицом к доске. Начиная с последнего участника пишут на спине, тот кому пишут, чувствует, что ему написали и он пишет следующему.
Текст пишут такой: «Я СДАМ ОГЭ (ЕГЭ) на высший балл»
Упражнение «Самоактуализация»
Инструкция: Попытайтесь закончить предложения:
- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах...
- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам...
- Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
- Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...
- Откровенно говоря, когда я слышу об экзаменах...
- Откровенно говоря, когда я прихожу на консультации...
- Я хотел бы узнать, как в период подготовки к экзаменам...
- Я хотел бы узнать, как во время экзаменов...
«Крюки Деннисона»
Это упражнение помогает сосредоточиться, способствует совместной работе левого и правого полушария головного мозга, интегрирует все психические процессы в одно целое. Помогает настроиться на достижение цели.
Скрестить ноги, положив левую на правую.
Руки развернуть ладонями наружу и вытянуть перед собой.
Сцепить пальцы в замок так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.
Выполнить обратный замок, то есть вывернуть руки перед грудью «наизнанку» и положить их на грудь.
Перевести взгляд наверх. Обращаю ваше внимание, что при этом не нужно морщить лоб. Лоб расслаблен. Кончик языка касается неба возле зубов, замыкая общий меридиан тела.
Побыть в этом положении 1-2 минуты или до тех пор, пока появится глубокий мягкий вдох-выдох или начнется зевота. Может быть воздушная «отрыжка». Это показатель, что тело приняло энергию.
Выход из позы в обратном порядке. ЭТО ВАЖНО!!! То есть сначала опустить глаза вниз, затем вывернуть руки вперед, разомкнуть пальцы из замка и затем ноги принимают первоначальную позицию без скрещивания.
В этом упражнении очень хорошо «прозевывать» проблему. Зевота активизирует подачу кислорода к головному мозгу, снимает блокировку области челюстей, которая отвечает за сексуальную и творческую энергию.
Упражнение «Тренировка эмоциональной устойчивости»
Инструкция: Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом.
Ведущий: «Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле». После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется.
Ведущий: «Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие». После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера - рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так - несколько раз.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Перекрестные шаги - это перекрестно - латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем поднимающегося навстречу левого колена, а затем наоборот, то активизируются одновременно обширные зоны
обоих полушарий. Они способствуют сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Перекрестные Шаги выполняются медленно. В этом случае упражнение вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Это упражнение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли.
Для активизации кинестетических ощущений важно поочередно дотрагиваться ладонями до противоположных колен, движущихся навстречу рукам.
Выполняя это упражнение, почувствуйте, как «работают» мышцы живота. Если этого ощущения нет, значит, упражнение выполняется неправильно: либо слишком низко наклоняете локоть, либо слишком высоко поднимаете колено. «Встреча» должна происходить посередине. Продолжительность выполнения - по ощущению.
Варианты упражнения:
Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.
Прикасайтесь руками к противоположным ногам в разных направлениях.
Прикасайтесь руками к ступням «противоположных» ног за спиной.
Делайте перекрестный шаг медленно - противоположные руку и ногу ведите навстречу друг другу до полного соединения.
Делайте перекрестный шаг прыжками (или слегка подпрыгивая). Такой перекрестный шаг особенно способствует центрированию тела, а также снижает зрительный стресс.
Для улучшения навыков равновесия делайте перекрестные шаги с закрытыми глазами или представляя, что вы плаваете.
Делайте перекрестный шаг под разную музыку и разные ритмы.
Выполнение этих упражнений активизирует мозг для:
- улучшения пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;
- улучшения движения глаз слева направо;
- улучшения бинокулярного зрения.
Упражнение улучшает следующие учебные навыки:
- правописание и письмо;
- слушание и восприятие;
- чтение и понимание;
- творческие виды деятельности.
Упражнение «До следующей встречи»
Цель: получение обратной связи от участников, подведение итогов занятия.
Инструкция: «У меня в руках чудесное солнышко (мягкая игрушка или нарисованное на бумаге). Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это солнце и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания»
Концепция стилей обучения способствует индивидуальному подходу к каждому ученику и даёт свои результаты.
Ребята меньше нервничают, с удовольствием откликаются на внеклассные мероприятия.
На уроках я часто говорю ребятам: «Конечно, если хотите запомнить что-то, то находите в этом смысл. Нужно уметь всё совмещать: прочитать параграф, увидеть презентацию, прослушать лекцию, начертить схему предложения, проговорить её вслух».
Этому я и учу детей на своих уроках посредством применения инновационных технологий для развития полимодального восприятия, давая установку на успех: «Дорогу осилит идущий». «Я на уроке вижу, слышу, чувствую каждого из вас», - говорю я им. Это приучает ребёнка к усидчивости, ответственности, столь необходимое для формирования поликультурной личности, готовой к саморазвитию.
Библиография
1. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. - М., 1988. - С 20-30.
2. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1. - С. 25-26.