Методическая разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени существительного"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: имя существительное, морфологический разбор


Раздел: Русский язык.

Класс: 5 (УМК под редакцией А.Д.Шмелёва).

Урок выстроен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре урока в контексте системно-деятельностного подхода.

Тип урока: урок «открытие нового знания».

Цель урока: Познакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя существительное.
  • Формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи.
  • Отработать практически изученный материал.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • определение морфологических признаков имени существительного;
  • умение разбирать слово как часть речи.

2. Метапредметные:

Регулятивные:

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
  • способность к самооценке на основе заданных критериев.

Коммуникативные:

  • умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
  • овладение умением работать в парах;
  • планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками;
  • умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения.

Познавательные:

  • осуществление поиска нужной информации в учебнике;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала.

3. Личностные:

  • формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности;
  • формирование доброжелательного отношения к окружающим.

Формы работы: фронтальная, парная, коллективная.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки для самопроверки, раздаточный материал (признаки существительного).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Проверяем готовность к уроку. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
- Я надеюсь на вашу продуктивную работу. Сегодня на уроке нам с вами предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме и, конечно же, узнать новое.

2.Мотивация к учебной деятельности Синтаксическая минутка.
- Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.
Хорошая книга - неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями и знаниями.
- Выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложения.
- Отвечают по разбору предложения.
- Как вы понимаете смысл предложения?
- Какую часть речи изучаем?
Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Слова фиксируются на доске.

- Выпишите из предложения слова части речи, которую мы изучаем.

Книга
Сосуд
Мыслями
Знаниями

- Выписывают имена существительные.

- Докажите, что это существительные. Отвечают на вопрос.

3.Выявление места и причины затруднений

- Вот уже на протяжении нескольких уроков мы говорим об имени существительном. Оцените свои знания по данной теме на начало урока («+» - хорошо знаю, «-» - не знаю, « » - знаю неточно).
- Какие темы вызвали затруднение при оценивании?

- Расскажите про имена существительные, используя материал с листа самооценки.

Во время рассказа об имени существительном обращается внимание на те признаки существительного, определение которых вызывает затруднение.

Работают в листе самооценки

Начало урока

Конец урока

Вопросы имени существительного

Начальная форма имени существительного

Нарицательные и собственные существительные

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Род

Существительные общего рода

Склонение

Несклоняемые существительные

Разносклоняемые существительные

Падеж

Число

- Составляют ответ, перечисляя признаки имени существительного.

4. Целеполагание и планирование дальнейших действий

- Мы с вами работали с листом самооценки, характеризовали имена существительные, встретившиеся в предложении, а как ещё можно назвать наши действия с именами существительными (перечисление признаков существительного, характеристика, разбор).
- А как называется разбор слова как часть речи? (морфологический разбор).
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Морфологический разбор имени существительного.
- Какие учебные задачи поставим?
(вспомнить признаки имени существительного, познакомиться с порядком разбора, применить полученные знания на практике)

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Оформляют тетради

Определяют учебные задачи.

5.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

- На какие признаки делятся все морфологические признаки частей речи? (постоянные и непостоянные).
- Какие из перечисленных признаков имени существительного отнесём к постоянным? Почему?
- А к непостоянным? Почему?
- Как мы можем узнать порядок разбора?
(познакомиться с материалом параграфа, узнать в интернете и т.д.)
- Я предлагаю вам поработать в парах и составить схему разбора самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Оказывает помощь при необходимости.

Работают в парах. Каждая пара получает расположенные в разнобой признаки имени существительного. Необходимо самостоятельно составить из карточек порядок разбора.
Работают самостоятельно, при необходимости обращаясь за помощью к учителю.

7. Реализация построенного проекта

Организует проверку.

Озвучивают свои схемы разбора имени существительного.
Сравнивают получившуюся схему со схемой в учебнике.

Схема выстраивается на доске.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

- А сейчас возьмите любое имя существительное из предложения, с которым мы работали в начале урока, и выполните морфологический разбор.

Выполняют морфологический разбор.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

- Вновь обратимся к нашим листочкам с проверкой своего знания.
- Что изменилось?
- Что осталось сложным?
- Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
- Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?
- Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Работают с карточкой «Проверь свои знания». («+» - хорошо знаю, «-» - не знаю, « » - знаю неточно).

Отвечают на вопросы учителя

10. Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание.

Найти и записать 5 пословиц о книге или знаниях. Выполнить морфологический разбор 3-х существительных с разными морфологическими признаками.
Выполнить упражнение 139(1), стр.184.