Раздел: Русский язык.
Класс: 5 (УМК под редакцией А.Д.Шмелёва).
Урок выстроен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре урока в контексте системно-деятельностного подхода.
Тип урока: урок «открытие нового знания».
Цель урока: Познакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя существительное.
- Формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи.
- Отработать практически изученный материал.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- определение морфологических признаков имени существительного;
- умение разбирать слово как часть речи.
2. Метапредметные:
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
- способность к самооценке на основе заданных критериев.
Коммуникативные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение умением работать в парах;
- планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками;
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения.
Познавательные:
- осуществление поиска нужной информации в учебнике;
- овладение приемами отбора и систематизации материала.
3. Личностные:
- формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим.
Формы работы: фронтальная, парная, коллективная.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки для самопроверки, раздаточный материал (признаки существительного).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент |
Приветственное слово учителя:
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности |
Синтаксическая минутка.
- Запишите предложение, выполните синтаксический разбор. Хорошая книга - неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями и знаниями. |
- Выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложения.
- Отвечают по разбору предложения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как вы понимаете смысл предложения?
- Какую часть речи изучаем? |
Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. | Слова фиксируются на доске. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Выпишите из предложения слова части речи, которую мы изучаем.
Книга
|
- Выписывают имена существительные. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Докажите, что это существительные. | Отвечают на вопрос. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Выявление места и причины затруднений |
- Вот уже на протяжении нескольких уроков мы говорим об имени существительном. Оцените свои знания по данной теме на начало урока («+» - хорошо знаю, «-» - не знаю, « » - знаю неточно).
- Расскажите про имена существительные, используя материал с листа самооценки. Во время рассказа об имени существительном обращается внимание на те признаки существительного, определение которых вызывает затруднение. |
Работают в листе самооценки
- Составляют ответ, перечисляя признаки имени существительного. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Целеполагание и планирование дальнейших действий |
- Мы с вами работали с листом самооценки, характеризовали имена существительные, встретившиеся в предложении, а как ещё можно назвать наши действия с именами существительными (перечисление признаков существительного, характеристика, разбор).
|
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформляют тетради
Определяют учебные задачи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации |
- На какие признаки делятся все морфологические признаки частей речи? (постоянные и непостоянные).
|
Отвечают на вопросы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону |
Оказывает помощь при необходимости. |
Работают в парах. Каждая пара получает расположенные в разнобой признаки имени существительного. Необходимо самостоятельно составить из карточек порядок разбора.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Реализация построенного проекта |
Организует проверку. |
Озвучивают свои схемы разбора имени существительного.
|
Схема выстраивается на доске. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
- А сейчас возьмите любое имя существительное из предложения, с которым мы работали в начале урока, и выполните морфологический разбор. |
Выполняют морфологический разбор. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Этап рефлексии деятельности на уроке |
- Вновь обратимся к нашим листочкам с проверкой своего знания.
|
Работают с карточкой «Проверь свои знания». («+» - хорошо знаю, «-» - не знаю, « » - знаю неточно).
Отвечают на вопросы учителя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Домашнее задание |
Дает дифференцированное домашнее задание.
Найти и записать 5 пословиц о книге или знаниях. Выполнить морфологический разбор 3-х существительных с разными морфологическими признаками.
|
|
|