Цели педагогической деятельности:
- развивающие: развивать речь и мыслительную деятельность обучающихся;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету способность продуктивно работать в парах;
- образовательные: расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными разрядами обстоятельств и способами их определения.
Задачи:
- расширить представления учащихся об обстоятельстве,
- развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
- обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.
Межпредметные связи: литература, информатика.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, умение сопоставлять и сравнивать.
Формирование УУД: способность понимать текст, уметь конспектировать, готовность к общению, развитие навыков публичного выступления.
Форма урока: урок открытия нового знания.
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.
Используемые педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные,
- технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
Оборудование:
- учебник Русский язык. 8 кл.: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019. - 270, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. - (Российский учебник).
- компьютер;
- проектор.
- Раздаточный материал: карточки для работы в парах.
Структура урока:
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Постановка учебной задачи (выявление места затруднения)
- Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
- Первичное закрепление с комментированием
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (исследовательская деятельность в парах).
- Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Рефлексия
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Эпиграф (на слайде 2)
Русский язык - хранитель целого пласта
мировых достижений
и живое пространство
многомиллионного русского мира
В.В.Путин
Беседа по эпиграфу
Как вы понимаете эти слова?
А теперь ответьте на такие вопросы:
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос "Что есть такое?"
- Член предложения, отвечающий на вопрос "Какой?"
- Какое слово отвечает на вопрос "Кто? Что?"
- Назовите слова, являющиеся дополнениями. Как вы это определили?
- Давайте проверим правильность ваших ответов. (Слайд 3).
- А какого члена предложения здесь нет? (Обстоятельства).
Правильно.
2. Актуализация знаний
Работа с текстом (Слайд 4).
Хороши летом тума(нн)ые дни в Мещёрском краю.
Мы направляемся (к) озеру порыбачить. Кругом очень тихо.
Птица выл…тев у вас из-под ног и…чезает во мгле. Всё проснулось и, несмотря на это, всё молчит. При старании можно различить оч…ртания предметов. Солнечный луч (…) проб…вается из-за тумана. Воздух свеж (…) и чист. Всюду туман.
Прочитайте текст. Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты заданий:
- Озаглавить текст, определить тему текста;
- Объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте (проверка по слайду 5);
- Выделить основу предложений;
- Сделать синтаксический разбор одного предложения.
Идет выполнение выбранных заданий (на доске и в тетрадях).
Введение в тему:
- Назовите все слова, которые отвечают на вопросы обстоятельств.
- Распределите эти слова на группы (основание определите сами).
Заслушиваем ответы (по вопросам, по разрядам обстоятельств).
Далее (слайд 6) вариант учителя, он включает все разряды (и те, которые ещё не изучали).
| Обстоятельства |
Разряд обстоятельства |
|
В мещёрском краю, к озеру, кругом, всюду |
Места |
|
Вылетев у вас из- под ног |
Образа действия |
|
При старании |
Условия |
|
Несмотря на это |
Уступки |
|
Из-за тумана |
Причины |
|
Порыбачить |
Цели |
|
Летом |
Времени |
|
Очень |
Меры и степени |
3. Постановка учебной задачи
- В чём разница? Почему возникли затруднения?
- Чего мы ещё не знаем? Какие разряды обстоятельств ещё бывают?
- Чем они могут выражаться?
- Как можно назвать тему нашего урока?
Тема нашего урока Разряды обстоятельств (слайд 7).
Вопросы для целеполагания.
Давайте сформулируем цели нашего урока. Подсказка - опорные слова на доске: Уметь находить…, научиться определять… и т.д.
Открывается оставшаяся часть слайда 7 с целями урока.
4. Открытие нового знания
Давайте сравним, что мы знали, а что для нас новое? Ответы учащихся (Не все разряды обстоятельств знали).
Обратимся к учебнику. Давайте рассмотрим таблицу разрядов обстоятельств на стр.71-72.
Сделайте вывод (Какие разряды обстоятельств бывают).
5. Первичное закрепление
Проговаривание определения (Слайды 8, 9 с определением, что такое обстоятельство).
Выполнение упр. 113, задание 1 (учебник стр.73). Ответ на вопрос - один ученик.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (слайд 10)
Карточки с предложениями (работа в парах). Заполнить вторую и третью колонки.
| Предложения |
Разряд обстоятельства |
Способ выражения |
|
1.В саду шуршит трава. |
||
|
2. Сон у нас крепкий, несмотря на барабанящие ливни. |
||
|
3. При желании мы доберёмся до середины озера. |
||
|
4. Трава слегка седеет от первых заморозков. |
||
|
5. Осенью весь дом засыпан листьями. |
||
|
6. Мы вышли из дома освежиться. |
||
|
7. Из-за шума дождя ничего не слышно. |
||
|
8. До озера от нашего дома рукой подать. |
Проверка по слайду 10 (если у вас нет ошибок, ставим «5», 1-3 ошибки - «4», 4 и больше - «3»)
| № предложений |
Разряд обстоятельства |
Способ выражения |
|
1 |
Места |
Сущ. с предлогом |
|
2 |
Уступки |
Сущ. с предлогом |
|
3 |
Условия |
Сущ. с предлогом |
|
4 |
Меры и степени |
Наречие |
|
5 |
Времени |
Наречие |
|
6 |
Цели |
Неопределённая форма глагола |
|
7 |
Причины |
Сущ. с предлогом |
|
8 |
Образа действия |
Фразеологизм |
Промежуточная рефлексия
- Что вам помогло в работе?
- Какие трудности возникли?
- Сумели ли вы решить поставленную задачу?
- Что помогло безошибочно справиться с работой?
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Продолжите предложения, вставив обстоятельство: (Слайд 11).
- На уроке я чувствовал себя…
- Виды обстоятельств я запомнил…
- Урок прошёл…
- Сегодня мы работали…
Ребята зачитывают свои предложения
8. Рефлексия, итог урока
Что для вас было полезным на уроке?
Оценки, д.з.
Упр. 112 стр. 72-73 учебник.