Цели педагогической деятельности:
- развивающие: развивать речь и мыслительную деятельность обучающихся;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету способность продуктивно работать в парах;
- образовательные: расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными разрядами обстоятельств и способами их определения.
Задачи:
- расширить представления учащихся об обстоятельстве,
- развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
- обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.
Межпредметные связи: литература, информатика.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, умение сопоставлять и сравнивать.
Формирование УУД: способность понимать текст, уметь конспектировать, готовность к общению, развитие навыков публичного выступления.
Форма урока: урок открытия нового знания.
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.
Используемые педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные,
- технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
Оборудование:
- учебник Русский язык. 8 кл.: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019. - 270, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. - (Российский учебник).
- компьютер;
- проектор.
- Раздаточный материал: карточки для работы в парах.
Структура урока:
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Постановка учебной задачи (выявление места затруднения)
- Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
- Первичное закрепление с комментированием
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (исследовательская деятельность в парах).
- Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Рефлексия
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Эпиграф (на слайде 2)
Русский язык - хранитель целого пласта
мировых достижений
и живое пространство
многомиллионного русского мира
В.В.Путин
Беседа по эпиграфу
Как вы понимаете эти слова?
А теперь ответьте на такие вопросы:
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос "Что есть такое?"
- Член предложения, отвечающий на вопрос "Какой?"
- Какое слово отвечает на вопрос "Кто? Что?"
- Назовите слова, являющиеся дополнениями. Как вы это определили?
- Давайте проверим правильность ваших ответов. (Слайд 3).
- А какого члена предложения здесь нет? (Обстоятельства).
Правильно.
2. Актуализация знаний
Работа с текстом (Слайд 4).
Хороши летом тума(нн)ые дни в Мещёрском краю.
Мы направляемся (к) озеру порыбачить. Кругом очень тихо.
Птица выл…тев у вас из-под ног и…чезает во мгле. Всё проснулось и, несмотря на это, всё молчит. При старании можно различить оч…ртания предметов. Солнечный луч (…) проб…вается из-за тумана. Воздух свеж (…) и чист. Всюду туман.
Прочитайте текст. Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты заданий:
- Озаглавить текст, определить тему текста;
- Объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте (проверка по слайду 5);
- Выделить основу предложений;
- Сделать синтаксический разбор одного предложения.
Идет выполнение выбранных заданий (на доске и в тетрадях).
Введение в тему:
- Назовите все слова, которые отвечают на вопросы обстоятельств.
- Распределите эти слова на группы (основание определите сами).
Заслушиваем ответы (по вопросам, по разрядам обстоятельств).
Далее (слайд 6) вариант учителя, он включает все разряды (и те, которые ещё не изучали).
Обстоятельства |
Разряд обстоятельства |
В мещёрском краю, к озеру, кругом, всюду |
Места |
Вылетев у вас из- под ног |
Образа действия |
При старании |
Условия |
Несмотря на это |
Уступки |
Из-за тумана |
Причины |
Порыбачить |
Цели |
Летом |
Времени |
Очень |
Меры и степени |
3. Постановка учебной задачи
- В чём разница? Почему возникли затруднения?
- Чего мы ещё не знаем? Какие разряды обстоятельств ещё бывают?
- Чем они могут выражаться?
- Как можно назвать тему нашего урока?
Тема нашего урока Разряды обстоятельств (слайд 7).
Вопросы для целеполагания.
Давайте сформулируем цели нашего урока. Подсказка - опорные слова на доске: Уметь находить…, научиться определять… и т.д.
Открывается оставшаяся часть слайда 7 с целями урока.
4. Открытие нового знания
Давайте сравним, что мы знали, а что для нас новое? Ответы учащихся (Не все разряды обстоятельств знали).
Обратимся к учебнику. Давайте рассмотрим таблицу разрядов обстоятельств на стр.71-72.
Сделайте вывод (Какие разряды обстоятельств бывают).
5. Первичное закрепление
Проговаривание определения (Слайды 8, 9 с определением, что такое обстоятельство).
Выполнение упр. 113, задание 1 (учебник стр.73). Ответ на вопрос - один ученик.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (слайд 10)
Карточки с предложениями (работа в парах). Заполнить вторую и третью колонки.
Предложения |
Разряд обстоятельства |
Способ выражения |
1.В саду шуршит трава. |
||
2. Сон у нас крепкий, несмотря на барабанящие ливни. |
||
3. При желании мы доберёмся до середины озера. |
||
4. Трава слегка седеет от первых заморозков. |
||
5. Осенью весь дом засыпан листьями. |
||
6. Мы вышли из дома освежиться. |
||
7. Из-за шума дождя ничего не слышно. |
||
8. До озера от нашего дома рукой подать. |
Проверка по слайду 10 (если у вас нет ошибок, ставим «5», 1-3 ошибки - «4», 4 и больше - «3»)
№ предложений |
Разряд обстоятельства |
Способ выражения |
1 |
Места |
Сущ. с предлогом |
2 |
Уступки |
Сущ. с предлогом |
3 |
Условия |
Сущ. с предлогом |
4 |
Меры и степени |
Наречие |
5 |
Времени |
Наречие |
6 |
Цели |
Неопределённая форма глагола |
7 |
Причины |
Сущ. с предлогом |
8 |
Образа действия |
Фразеологизм |
Промежуточная рефлексия
- Что вам помогло в работе?
- Какие трудности возникли?
- Сумели ли вы решить поставленную задачу?
- Что помогло безошибочно справиться с работой?
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Продолжите предложения, вставив обстоятельство: (Слайд 11).
- На уроке я чувствовал себя…
- Виды обстоятельств я запомнил…
- Урок прошёл…
- Сегодня мы работали…
Ребята зачитывают свои предложения
8. Рефлексия, итог урока
Что для вас было полезным на уроке?
Оценки, д.з.
Упр. 112 стр. 72-73 учебник.