Тип урока: урок ЦОС.
Цели: учить анализировать языковой материал; развивать умение классифицировать слова.
Задачи:
- Обучающая: Формировать навык правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне, умение правильного переноса слов в местах удвоенных согласных.
- Развивающая: Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; обогащать лексический запас.
- Воспитывающая: Воспитать аккуратность при работе в тетради, культуру поведения на уроке; формировать коммуникативную компетентность.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные
- формировать умения:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: карточки-задания, листы самооценки, планшеты и ноутбуки с выходом в интернет.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
II. Актуализация прежних знаний
Чистописание.
Зимоймашагуляетпоаллее.
Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?
(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)
Обменяйтесь тетрадями и проверьте предложение у соседей.
Прочитайте его.
Зимой Маша гуляет по аллее.
Какое слово выделяется в том предложении? Почему?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
- Попробуйте предположить, какая сегодня будет тема урока?
- Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?
1. Наблюдение над языковым материалом.
В фонетике русского языка есть особенность - мы произносим - [клас], [алея], [руский],
а пишем - класс, аллея, русский.
Есть правило: в некоторых словах пишут две согласные буквы.
Просмотр видеоурока на платформе РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5306/main/186026/
2. Работа по учебнику
Это, конечно, только часть таких слов.
- Может кто-нибудь из вас знает слова с удвоенными согласными? Назовите их.
- Когда в словах пишется удвоенная согласная в корне слова?
- Прочитайте, какие слова не пишутся с удвоенной согласной в корне слова? (ДЛИНА, ГАЛЕРЕЯ)
IV. Применение знаний, умений и навыков по теме
1. - Замените предложение, одним словом с удвоенной согласной и запишите в тетради. Работа в парах.
- Игра с клюшкой и шайбой на льду. (ХОККЕЙ)
- Большой продолговатый сосуд для купания и мытья. (ВАННА)
- Помещение для проведения денежных операций. (КАССА)
- 1000 кг (МАССА)
Проверка. Слайд № 2.
- В чём особенность этих слов?
- Произнесите эти слова вслушайтесь в звук на месте удвоенной согласной буквы. (Длинный, долгий)
- Какой звук дают удвоенные согласные? (Долгий)
- Какие слова с удвоенными согласными будут опасными? (Слова, в которых удвоенные согласные слышатся как один звук).
2. Работа по учебнику
- Прочитайте, какие слова не пишутся с удвоенной согласной в корне слова? (ДЛИНА, ГАЛЕРЕЯ)
Стр.18 упр.1.
Прочитайте задание.
На какие группы можно разбить предложенные слова (по удвоенной согласной)
- Запишите группы в тетрадь. (Выполняют самостоятельно в тетради, один человек работает у доски, проводится коллективная проверка).
ГРУППЫ
Бб - суббота
Нн - Инна, Анна, колонна, ванна, тонна
Лл - аллея, коллекция, Алла, троллейбус
Жж - жужжит
Рр - перрон, территория
3. Работа в рабочих тетрадях № 2
Выполнение упражнения 2 стр. 3 с комментированием.
- Около нашей школы есть чудесная липовая аллея.
- Из окон класса видна троллейбусная остановка.
- По комнате летала пчела и громко жужжала.
- Группа (колонна) школьников быстро шла по шоссе.
- В папиной коллекции появились новый минерал, который весит целый килограмм.
Физкультминутка
Сначала, дети, встанем в ряд,
Чуть попятимся назад.
А потом шагнём вперёд,
Улыбнувшись в полный рот.
Вправо плавно мы качнёмся,
Затем влево повернёмся.
Колени чуточку согнём,
Руки крепко в них упрём,
Плечи дружно разведём
И в итоге - их сведём.
Всё! Закончилась минутка -
Продолжаем слушать чутко.
4. Работа с тестом в элжуре
Я предлагаю вам самостоятельно выполнить тест в элжуре. https://maouschool03.eljur.ru/journal-tests-action/view.edit_test?IdTest=702
(Работа в парах по прохождению учебного теста на планшетах с доступом в Интернет.)
На доске записаны слова:
Перрон, масса, Алла, Анна, сумма, группа, класс, грамм.
V. Итог. Рефлексия
- С какими словами вы ознакомились сегодня? Приведите примеры.
- Обратите внимание на написание слов в учебнике. В каких словах нет удвоенных согласных? (Длина, галерея.) Запомните эти слова. Запомните как можно больше слов с удвоенными согласными.
Оценка
Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик.
VI. Домашнее задание
1. Выполните задание на портале Учи.ру https://uchi.ru/teachers/hometasks
2. Подберите слова с удвоенными согласными в корне и запишите их в столбики: СС НН ТТ РР
Используемые цифровые ресурсы
- Платформа РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5306/main/186026/
- Платформа Учи.ру: https://uchi.ru/b2t/teacher/russian/works/personal
- Элжур https://maouschool03.eljur.ru/journal-tests-action/view.edit_test?IdTest=702
- Инфоурок https://infourok.ru/