В основе любой науки лежат понятия - не овладев понятиями, не познаешь науку. Поэтому так важно для успешного освоения школьной программы обучить детей работе с понятиями, терминами - важнейшим элементам функциональной грамотности.
На каждом уроке обучающиеся работают c терминами, они могут быть разными, но структура определения (дефиниции) того или иного понятия должна быть одинаковой. Однако именно с учителями русского языка необходимо обсудить, как они на своих уроках строят определение понятия, договориться о единстве и метапредметности требований, сделать так, чтобы у детей появилось понимание: термины разные - правило одно.
Именно так и поступили авторы данной статьи: нами были разработаны общие подходы к работе с понятием, проведены совместные уроки русского языка и физики, на которых дети увидели, что работа с понятием на уроках русского языка ничем не отличается от работы с понятием на уроке физики (математики, истории и т.д.). Понимание этого снимает у детей страх перед неизвестным термином, выучить определение которого им подчас труднее, чем научиться писать китайские иероглифы.
Основная работа по формированию умения работать с понятием, конечно же, лежит на учителе русского языка. Умение работать с определением реализуется, например, в рамках отдельной темы «Способы объяснения лексического значения слова» (5 класс). Но у учителей других предметов возможности посвятить работе с определением целый урок, как правило, нет. И все же они тоже должны владеть методикой работы с определением и всякий раз, знакомя детей с новым термином, делать акцент на усвоенном ими на уроках русского языка алгоритме. Только в этом случае можно говорить о формировании осознанных навыков функциональной грамотности.
«Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некого понятия, прямой ответ на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Например, определение: Термометр - это физический прибор, предназначенный для измерения температуры - явное. Неявное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется.
Неявные определения называются также контекстуальными»*.
_____________
* Д.А.Гусев. Логика. Учебное пособие. 2015 © Издательство «Прометей», 2015 стр. 13.
Например, в учебнике физики 7 класса в тексте параграфа «Механическая работа» нет «классического» определения работы как физической величины:
«… Это определенная физическая величина, а значит, ее можно измерить…
…Из этих примеров видно, что механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы…
…Итак, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется…
…Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути…»
Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. Поэтому, зная алгоритм работы с определением, обучающиеся, прочитав текст, легко составляют по описанным признакам определение механической работы. Ко всему прочему, ребята, читая текст, проводят целый ряд мыслительных операций:
- определяют категорию понятий - величина, явление или закон;
- устанавливают последовательность подчинения понятий;
- выделяют видовое отличие;
- проверяют правильность определения.
Результатом такой работы является быстрое и, главное, осознанное запоминание определения механической работы. Легко в этом случае запоминается и формула механической работы, что в физике является одним из важнейших элементов знания. Здесь же делается акцент на понимание и применение математических терминов, умения читать формулы, а это уже другой способ представления информации.
Структура определения:
- Определяемое понятие.
- Указание ближайшего рода.
- Видовое отличие.
Примеры построения определения
Определяемое понятие |
Определяющее понятие |
|
Родовой признак |
Видовое отличие |
|
Двигатель |
Машина, |
преобразующая какой-либо вид энергии в механическую энергию |
Электродвигатель |
двигатель |
преобразующий электрическую энергию в механическую |
Сила тока |
физическая величина, |
равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени, в течение которого этот заряд протекал. |
Внешний фотоэффект |
явление |
вырывания электронов из вещества под действием света |
Динамика |
часть механики, |
в которой изучаются причины ускорения тел. |
Работа с понятием на уроках русского языка представлена в точно такой же таблице:
Определяемое понятие |
Определяющее понятие |
|
Родовой признак |
Видовое отличие |
|
Лингвистика |
наука |
о языке |
Орфография |
раздел лингвистики |
изучающий правильное написание слов |
Морфология |
раздел лингвистики |
изучающий слова как части речи |
Имя существительное |
часть речи |
которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? |
На уроках русского языка часто приходится работать с терминами, т.к. все грамматические разборы представлены на языке науки, и, если отработан алгоритм определения понятия, учащиеся чувствуют себя уверенно при выполнении работ.
Инструкция работы с термином
- Внимательно прочитайте определение (формулировку).
- Выясните, понятен ли смысл каждого слова и /или части слова (например, орфография, география: «орфо» - правильно, «гео» - земля, «графо» - пишу). Если какие-то слова непонятны, найдите их значение в предыдущих параграфах или в словаре.
- Выясните, какие другие термины встречаются в данном определении, как они логически связаны между собой.
- Определите, какие понятия более широкие (родовые) и узкие (видовые), найдите ключевые слова.
- Прочитайте определение наизусть.
- Проверьте, правильно ли вы запомнили определение, сверяясь с текстом учебника.
- При необходимости повторите пункты 5, 6.
Эта инструкция работы с термином, составленная для уроков русского языка, актуальна и для уроков физики.
На уроках физики чаще всего приходится работать с определением физических величин, поэтому алгоритм работы с ними уже отработан, что облегчает детям запоминание как самого понятия, его определения и формулы. Два-три повторения на уроке - и большинство ребят запоминают суть. В качестве примера ниже приводится алгоритм самостоятельной работы с определением физической величины:
- Внимательно прочитайте определение (формулировку).
- Выясните, понятен ли смысл каждого слова (найдите синоним или). Если какие-то слова непонятны, найдите их значение в предыдущих параграфах или в словаре.
- Выясните, какие физические величины упоминаются в данном определении (формулировке), как они связаны между собой математически.
- Вспомните, какими буквами обозначаются данные величины, подумайте, как можно записать данное определение математически.
- Прочитайте определение наизусть, опираясь на математическую запись (формулу).
- Проверьте, правильно ли вы запомнили определение, сверяясь с текстом учебника.
- При необходимости повторите пункты 5, 6.
Если учителя-предметники работают в едином поле, по единому алгоритму, то у детей формируется устойчивый навык работы с термином и эффективность работы каждого учителя значительно увеличивается.