Как работать с понятием и с терминами

Разделы: Физика, Русский язык

Классы: 5, 6, 7


В основе любой науки лежат понятия - не овладев понятиями, не познаешь науку. Поэтому так важно для успешного освоения школьной программы обучить детей работе с понятиями, терминами - важнейшим элементам функциональной грамотности.

На каждом уроке обучающиеся работают c терминами, они могут быть разными, но структура определения (дефиниции) того или иного понятия должна быть одинаковой. Однако именно с учителями русского языка необходимо обсудить, как они на своих уроках строят определение понятия, договориться о единстве и метапредметности требований, сделать так, чтобы у детей появилось понимание: термины разные - правило одно.

Именно так и поступили авторы данной статьи: нами были разработаны общие подходы к работе с понятием, проведены совместные уроки русского языка и физики, на которых дети увидели, что работа с понятием на уроках русского языка ничем не отличается от работы с понятием на уроке физики (математики, истории и т.д.). Понимание этого снимает у детей страх перед неизвестным термином, выучить определение которого им подчас труднее, чем научиться писать китайские иероглифы.

Основная работа по формированию умения работать с понятием, конечно же, лежит на учителе русского языка. Умение работать с определением реализуется, например, в рамках отдельной темы «Способы объяснения лексического значения слова» (5 класс). Но у учителей других предметов возможности посвятить работе с определением целый урок, как правило, нет. И все же они тоже должны владеть методикой работы с определением и всякий раз, знакомя детей с новым термином, делать акцент на усвоенном ими на уроках русского языка алгоритме. Только в этом случае можно говорить о формировании осознанных навыков функциональной грамотности.

«Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некого понятия, прямой ответ на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Например, определение: Термометр - это физический прибор, предназначенный для измерения температуры - явное. Неявное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется.

Неявные определения называются также контекстуальными»*.

_____________

* Д.А.Гусев. Логика. Учебное пособие. 2015 © Издательство «Прометей», 2015 стр. 13.

Например, в учебнике физики 7 класса в тексте параграфа «Механическая работа» нет «классического» определения работы как физической величины:

«… Это определенная физическая величина, а значит, ее можно измерить…

…Из этих примеров видно, что механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы…

…Итак, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется…

…Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути…»

Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. Поэтому, зная алгоритм работы с определением, обучающиеся, прочитав текст, легко составляют по описанным признакам определение механической работы. Ко всему прочему, ребята, читая текст, проводят целый ряд мыслительных операций:

  • определяют категорию понятий - величина, явление или закон;
  • устанавливают последовательность подчинения понятий;
  • выделяют видовое отличие;
  • проверяют правильность определения.

Результатом такой работы является быстрое и, главное, осознанное запоминание определения механической работы. Легко в этом случае запоминается и формула механической работы, что в физике является одним из важнейших элементов знания. Здесь же делается акцент на понимание и применение математических терминов, умения читать формулы, а это уже другой способ представления информации.

Структура определения:

  1. Определяемое понятие.
  2. Указание ближайшего рода.
  3. Видовое отличие.

Примеры построения определения

Определяемое понятие

Определяющее понятие

Родовой признак

Видовое отличие

Двигатель

Машина,

преобразующая какой-либо вид энергии в механическую энергию

Электродвигатель

двигатель

преобразующий электрическую энергию в механическую

Сила тока

физическая величина,

равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени, в течение которого этот заряд протекал.

Внешний фотоэффект

явление

вырывания электронов из вещества под действием света

Динамика

часть механики,

в которой изучаются причины ускорения тел.

Работа с понятием на уроках русского языка представлена в точно такой же таблице:

Определяемое понятие

Определяющее понятие

Родовой признак

Видовое отличие

Лингвистика

наука

о языке

Орфография

раздел лингвистики

изучающий правильное написание слов

Морфология

раздел лингвистики

изучающий слова как части речи

Имя существительное

часть речи

которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

На уроках русского языка часто приходится работать с терминами, т.к. все грамматические разборы представлены на языке науки, и, если отработан алгоритм определения понятия, учащиеся чувствуют себя уверенно при выполнении работ.

Инструкция работы с термином

  1. Внимательно прочитайте определение (формулировку).
  2. Выясните, понятен ли смысл каждого слова и /или части слова (например, орфография, география: «орфо» - правильно, «гео» - земля, «графо» - пишу). Если какие-то слова непонятны, найдите их значение в предыдущих параграфах или в словаре.
  3. Выясните, какие другие термины встречаются в данном определении, как они логически связаны между собой.
  4. Определите, какие понятия более широкие (родовые) и узкие (видовые), найдите ключевые слова.
  5. Прочитайте определение наизусть.
  6. Проверьте, правильно ли вы запомнили определение, сверяясь с текстом учебника.
  7. При необходимости повторите пункты 5, 6.

Эта инструкция работы с термином, составленная для уроков русского языка, актуальна и для уроков физики.

На уроках физики чаще всего приходится работать с определением физических величин, поэтому алгоритм работы с ними уже отработан, что облегчает детям запоминание как самого понятия, его определения и формулы. Два-три повторения на уроке - и большинство ребят запоминают суть. В качестве примера ниже приводится алгоритм самостоятельной работы с определением физической величины:

  1. Внимательно прочитайте определение (формулировку).
  2. Выясните, понятен ли смысл каждого слова (найдите синоним или). Если какие-то слова непонятны, найдите их значение в предыдущих параграфах или в словаре.
  3. Выясните, какие физические величины упоминаются в данном определении (формулировке), как они связаны между собой математически.
  4. Вспомните, какими буквами обозначаются данные величины, подумайте, как можно записать данное определение математически.
  5. Прочитайте определение наизусть, опираясь на математическую запись (формулу).
  6. Проверьте, правильно ли вы запомнили определение, сверяясь с текстом учебника.
  7. При необходимости повторите пункты 5, 6.

Если учителя-предметники работают в едином поле, по единому алгоритму, то у детей формируется устойчивый навык работы с термином и эффективность работы каждого учителя значительно увеличивается.