Тип урока - урок обобщения и закрепления знаний.
Форма урока - экскурсия.
Цели урока:
- повторение и закрепление изученного материала по темам: "Местоимение как часть речи"; "Употребление местоимений в речи"; "Разряды местоимений" (кроме притяжательных, указательных, определительных); "Правописание местоимений";
- развитие умений работы в парах и группах;
- развитие чувства ответственности, самостоятельности;
- знакомство с творчеством алатырской поэтессы И.М.Львовой; воспитание чувства любви к родному городу.
Оборудование:
- презентация;
- тетради и письменные принадлежности;
- карточки с заданиями;
- карточки для подведения итогов и рефлексии.
Ход урока
1 этап урока. Обозначение темы и целей урока
Здравствуйте, ребята. Наш урок я хотела бы начать с небольшой сказки-загадки. (Презентация. Слайд 1)
Жили-были кто(то) с кем(то),
(Не)кто (с)нами,
Кто ни(с)кем и он (с)собой.
В этом нашем, который всякий.
Жили-были где? И кто?
Где могло происходить действие этой сказки? Обратите внимание на строчку «В этом, нашем, который всякий». Что это - деревня, город, страна? (город)
А кто живет в этом городе? (местоимения).
Значит, действие сказки происходило?... (в городе местоимений). Запишем тему урока, ведь вы ее уже назвали. «Город местоимений». (Слайд 2)
Ребята, скажите, что вы знаете о местоимениях? (примерные ответы: местоимение как часть речи, склонение местоимений, разряды местоимений, правописание местоимений и употребление их в речи).
Вижу, что о жителях Города Местоимений вы знаете много. Поднимите руку те, кто знает все о местоимениях на «5». (скорее всего, рук не окажется вовсе).
Тогда определимся с целями урока. Что нужно сделать сегодня? (примерные ответы: вспомнить, повторить и т.п.)
Предлагаю совершить экскурсию по Городу Местоимений.
2 этап урока. Начало экскурсии
(Возврат к слайду 1) В сказке встретились местоимения, правописание которых необходимо объяснить: кто(то), с кем(то), (не)кто, (с)нами, ни(с)кем, (с)собой. (вызвать ученика к доске).
Какими правилами вы пользовались, чтобы объяснить данные орфограммы? (Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; правописание предлогов с местоимениями).
3 этап урока. Экскурсия по улицам города
В Городе Местоимений 9 улиц. (Слайд 3) Как вы думаете, почему именно 9? (У местоимений 9 разрядов).
- Как называются эти улицы? (название каждой улицы - название разряда местоимений).
- На каких двух улицах живут местоимения-близнецы? (вопросительные - относительные). Как их различить? (по употреблению).
Задание - составьте по паре предложений, чтобы было понятно, местоимение какого разряда вы употребили. Вы работаете в парах. (Слайд 4)
- 1 ряд: кто? кто
- 2 ряд: какая? какая
- 3 ряд: чей? чей
Предлагаю вам самим проверить выполнение этого задание. Поменяйтесь тетрадями с соседями по ряду (1 - 2 парта, 2 - 3 парта, 3 - 1 парта; обучающиеся сами читают предложения).
С этим заданием вы справились. А вот здесь у нас местоимения, которые пока не могут найти нужную улицу. Их улицы только планируют застраивать. Сейчас здесь активно работают архитекторы. (Слайд 5) Предлагаю к ним присоединиться.
Задание - составьте предложения с местоимениями, но так, чтобы они были объединены темой нашего урока. Какой именно темой? (город).
Напоминаю, что вы работаете в парах.
- 1 ряд: притяжательное местоимение - наш.
- 2 ряд: указательное местоимение - этот.
- 3 ряд: определительное местоимение - самый.
4 этап урока. Клуб любителей грамматики
Наверное, вы знаете, что воспитанные гости города должны не только вести себя скромно, но и говорить грамотно. Но при употреблении местоимений в речи мы часто совершаем ошибки. Клуб любителей грамматики поможет вам усовершенствовать речь. (Слайд 6)
Задание - исправить ошибки в употреблении местоимений.
- 1 ряд: Эта улица она самая известная в нашем городе. (Эта улица самая известная в нашем городе).
- 2 ряд: Недавно я побывал в музее. Этот музей находится в старинной части города. (Недавно я побывал в музее. Он находится в старинной части города. Или: Недавно я побывал в музее, который находится в старинной части города).
- 3 ряд: Мой друг приехал из Москвы и рассказал мне о еёных достопримечательностях. (Мой друг приехал из Москвы и рассказал мне о ее достопримечательностях).
Что ж, вы справились с заданием. А вот вам еще вопрос на засыпку: Почему в слове «старинный» пишется две буквы -Н-?
5 этап урока. Веселая остановка
(Слайды 7-16)
Долго длится наша экскурсия. Немного отдохнем.
Задание - разгадать ребусы (семья, ворона, заяц, деревня, ананас).
6 этап урока. Библиотека
В каждом городе есть заведение, в котором человек получает знания. Но это не школа. Что это? (библиотека).
Конечный пункт нашего города - библиотека. И здесь нас ждет стихотворение нашей землячки Ирины Львовой. (Слайд 17 + карточки для учеников).
К тебе спешу всегда
И знаю только,
Что без тебя не мил мне белый свет.
Есть города, в которых много толку,
Есть города, в которых толку нет.
А мой - другой. Заброшенный, старинный.
Склонился в удивленье над Сурой.
И в отраженье сам себе былинный
Он видится. Красивый. Молодой.
Еще страшилась степь татарских ханов,
И на Казань шли русские полки,
Тогда по повеленью Иоанна
Алатырем наш город нарекли.
Быть может, для истории и станет
И древен, и красив его наряд,
Ну, а пока одно - Алатырь-камень,
Вот так у нас в народе говорят.
Работа с текстом.
- Как бы вы озаглавили это стихотворение? (ответы учеников).
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы учеников).
- Можем ли мы сказать, как относилась Ирина Львова к родному городу? Какие строчки выражают это отношение?
Задание:
- определить падеж местоимений без тебя, мне, в которых, себе, у нас.
- выписать остальные местоимения.
Вы отлично справились с заданием!
7 этап урока. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, наша экскурсия по Городу Местоимений подошла к концу. Вспомним, где мы побывали и что узнали. (ответы).
Составление кластера на доске (или на слайде 18) в виде небольшого домика. Мы повторили:
- Местоимение как часть речи
- Разряды местоимений
- Употребление местоимений в речи
- Правописание местоимений
А как нужно относиться к своему городу? (любить, уважать, беречь).
Предлагаю вам выбрать высказывание, которое, на ваш взгляд, больше подходит к теме нашего урока. (Слайд 19)
- Самый чудесный город тот, где человек счастлив. (Эрих Мария Ремарк)
- Немало в мире разных городов, и в каждом есть своя неповторимость. (Георгий Александров)
Объясните свой выбор.
В завершение урока я попрошу вас поделиться своим настроением. Как вы себя чувствовали во время нашего урока?
Обучающимся раздать карточки такого типа:
- На уроке Я работал (как?) ___________________________
- На уроке МЫ (что делали?) __________________________
- МОЁ настроение (какое?) ____________________________
Спасибо за работу на уроке. Вы были очень активны! Дома повторите разряды местоимений и составьте с местоимениями 5 предложений на тему «Любимый город». До свидания!