Город местоимений. Урок по русскому языку в 6-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: местоимение


Тип урока - урок обобщения и закрепления знаний.

Форма урока - экскурсия.

Цели урока:

  • повторение и закрепление изученного материала по темам: "Местоимение как часть речи"; "Употребление местоимений в речи"; "Разряды местоимений" (кроме притяжательных, указательных, определительных); "Правописание местоимений";
  • развитие умений работы в парах и группах;
  • развитие чувства ответственности, самостоятельности;
  • знакомство с творчеством алатырской поэтессы И.М.Львовой; воспитание чувства любви к родному городу.

Оборудование:

Ход урока

1 этап урока. Обозначение темы и целей урока

Здравствуйте, ребята. Наш урок я хотела бы начать с небольшой сказки-загадки. (Презентация. Слайд 1)

Жили-были кто(то) с кем(то),
(Не)кто (с)нами,
Кто ни(с)кем и он (с)собой.
В этом нашем, который всякий.
Жили-были где? И кто?

Где могло происходить действие этой сказки? Обратите внимание на строчку «В этом, нашем, который всякий». Что это - деревня, город, страна? (город)

А кто живет в этом городе? (местоимения).

Значит, действие сказки происходило?... (в городе местоимений). Запишем тему урока, ведь вы ее уже назвали. «Город местоимений». (Слайд 2)

Ребята, скажите, что вы знаете о местоимениях? (примерные ответы: местоимение как часть речи, склонение местоимений, разряды местоимений, правописание местоимений и употребление их в речи).

Вижу, что о жителях Города Местоимений вы знаете много. Поднимите руку те, кто знает все о местоимениях на «5». (скорее всего, рук не окажется вовсе).

Тогда определимся с целями урока. Что нужно сделать сегодня? (примерные ответы: вспомнить, повторить и т.п.)
Предлагаю совершить экскурсию по Городу Местоимений.

2 этап урока. Начало экскурсии

(Возврат к слайду 1) В сказке встретились местоимения, правописание которых необходимо объяснить: кто(то), с кем(то), (не)кто, (с)нами, ни(с)кем, (с)собой. (вызвать ученика к доске).

Какими правилами вы пользовались, чтобы объяснить данные орфограммы? (Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; правописание предлогов с местоимениями).

3 этап урока. Экскурсия по улицам города

В Городе Местоимений 9 улиц. (Слайд 3) Как вы думаете, почему именно 9? (У местоимений 9 разрядов).

- Как называются эти улицы? (название каждой улицы - название разряда местоимений).

- На каких двух улицах живут местоимения-близнецы? (вопросительные - относительные). Как их различить? (по употреблению).

Задание - составьте по паре предложений, чтобы было понятно, местоимение какого разряда вы употребили. Вы работаете в парах. (Слайд 4)

  • 1 ряд: кто? кто
  • 2 ряд: какая? какая
  • 3 ряд: чей? чей

Предлагаю вам самим проверить выполнение этого задание. Поменяйтесь тетрадями с соседями по ряду (1 - 2 парта, 2 - 3 парта, 3 - 1 парта; обучающиеся сами читают предложения).

С этим заданием вы справились. А вот здесь у нас местоимения, которые пока не могут найти нужную улицу. Их улицы только планируют застраивать. Сейчас здесь активно работают архитекторы. (Слайд 5) Предлагаю к ним присоединиться.

Задание - составьте предложения с местоимениями, но так, чтобы они были объединены темой нашего урока. Какой именно темой? (город).

Напоминаю, что вы работаете в парах.

  • 1 ряд: притяжательное местоимение - наш.
  • 2 ряд: указательное местоимение - этот.
  • 3 ряд: определительное местоимение - самый.

4 этап урока. Клуб любителей грамматики

Наверное, вы знаете, что воспитанные гости города должны не только вести себя скромно, но и говорить грамотно. Но при употреблении местоимений в речи мы часто совершаем ошибки. Клуб любителей грамматики поможет вам усовершенствовать речь. (Слайд 6)

Задание - исправить ошибки в употреблении местоимений.

  • 1 ряд: Эта улица она самая известная в нашем городе. (Эта улица самая известная в нашем городе).
  • 2 ряд: Недавно я побывал в музее. Этот музей находится в старинной части города. (Недавно я побывал в музее. Он находится в старинной части города. Или: Недавно я побывал в музее, который находится в старинной части города).
  • 3 ряд: Мой друг приехал из Москвы и рассказал мне о еёных достопримечательностях. (Мой друг приехал из Москвы и рассказал мне о ее достопримечательностях).

Что ж, вы справились с заданием. А вот вам еще вопрос на засыпку: Почему в слове «старинный» пишется две буквы -Н-?

5 этап урока. Веселая остановка

(Слайды 7-16)

Долго длится наша экскурсия. Немного отдохнем.

Задание - разгадать ребусы (семья, ворона, заяц, деревня, ананас).

6 этап урока. Библиотека

В каждом городе есть заведение, в котором человек получает знания. Но это не школа. Что это? (библиотека).

Конечный пункт нашего города - библиотека. И здесь нас ждет стихотворение нашей землячки Ирины Львовой. (Слайд 17 + карточки для учеников).

К тебе спешу всегда
И знаю только,
Что без тебя не мил мне белый свет.
Есть города, в которых много толку,
Есть города, в которых толку нет.
А мой - другой. Заброшенный, старинный.
Склонился в удивленье над Сурой.
И в отраженье сам себе былинный
Он видится. Красивый. Молодой.
Еще страшилась степь татарских ханов,
И на Казань шли русские полки,
Тогда по повеленью Иоанна
Алатырем наш город нарекли.
Быть может, для истории и станет
И древен, и красив его наряд,
Ну, а пока одно - Алатырь-камень,
Вот так у нас в народе говорят.

Работа с текстом.

- Как бы вы озаглавили это стихотворение? (ответы учеников).

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы учеников).

- Можем ли мы сказать, как относилась Ирина Львова к родному городу? Какие строчки выражают это отношение?

Задание:

  • определить падеж местоимений без тебя, мне, в которых, себе, у нас.
  • выписать остальные местоимения.

Вы отлично справились с заданием!

7 этап урока. Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, наша экскурсия по Городу Местоимений подошла к концу. Вспомним, где мы побывали и что узнали. (ответы).

Составление кластера на доске (или на слайде 18) в виде небольшого домика. Мы повторили:

  • Местоимение как часть речи
  • Разряды местоимений
  • Употребление местоимений в речи
  • Правописание местоимений

А как нужно относиться к своему городу? (любить, уважать, беречь).

Предлагаю вам выбрать высказывание, которое, на ваш взгляд, больше подходит к теме нашего урока. (Слайд 19)

  • Самый чудесный город тот, где человек счастлив. (Эрих Мария Ремарк)
  • Немало в мире разных городов, и в каждом есть своя неповторимость. (Георгий Александров)

Объясните свой выбор.

В завершение урока я попрошу вас поделиться своим настроением. Как вы себя чувствовали во время нашего урока?

Обучающимся раздать карточки такого типа:

  • На уроке Я работал (как?) ___________________________
  • На уроке МЫ (что делали?) __________________________
  • МОЁ настроение (какое?) ____________________________

Спасибо за работу на уроке. Вы были очень активны! Дома повторите разряды местоимений и составьте с местоимениями 5 предложений на тему «Любимый город». До свидания!