Опорные конспекты (таблицы, схемы, алгоритмы) на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Профессия — педагог


Пусть это будет золотым принципом для обучаемых, чтобы доверяли чувствам, в чем только могут <…>, а если что-то подвластно нескольким чувствам, то следует доверять сразу нескольким.
Я.А.Коменский

Первостепенной задачей при обучении русскому языку является повышение уровня орфографической и пунктуационной грамотности. Необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать "автоматическую грамотность", которая должна стать подсознательным навыком. Следует помнить, что грамотное письмо - одно из условий формирования коммуникативной компетентности, т. е. умения правильно, логично и связно выразить свою мысль.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности активной, инициативной, творческой. Высокое качество образование не сводится лишь к получению знаний и умений, но непосредственно связано с воспитанием, умением ориентироваться в мире, а также с такими понятиями, как "самореализация", "самосовершенствование", "самовыражение". Поэтому необходимо создать такие условия на уроке, которые бы позволили получить наилучшие результаты.

Какие же методы преподавания являются наиболее эффективными: словесные, наглядные или практические?

Так, словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они способствуют развитию абстрактного мышления школьников. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала детьми с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны для формирования умений и навыков обучаемых.

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.

Неоспорима также роль практических методов обучения в формировании практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой. Но вместе с тем эти методы также не могут решить всего круга задач обучения, так как они не обеспечивают систематического и глубокого усвоения теоретических знаний, развития логической речи, абстрактного мышления.

Одним из наиболее интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, а вместе с тем, и развития школьника как личности, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера, опорных схем. Такой способ подачи материала удобен:

  • во-первых, своей простотой, отсутствием какой-либо усложненности,
  • во-вторых, возможностью реализовать в обучении принцип «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно,
  • в-третьих, нет принудительного запоминания правил, заучивания.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.

Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. При формулировке правила по схеме работают два вида памяти - зрительная и слуховая, кроме того, как было уже сказано выше, развивается умение логически мыслить.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих ребят приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал. Следовательно, развивается речь учащихся. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые. Одним из путей повышения грамотности является сведения ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Особенно актуальна такая подача материала при повторении в старших классах.

Методика использования опорных конспектов имеет свою долгую историю.

В 1954 году Б.Ф.Скиннер сделал доклад, в котором изложил концепцию программированного обучения. Создатель линейного программирования, он опирался на бихевиористическую психологию, согласно которой обучение идет по принципу "стимул - реакция - подкрепление", что означает: ученику предъявляется материал, он производит познавательные действия с ним, действия тут же получают оценку. В качестве психолого-педагогической основы обучения психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина ("Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий"). Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся.

Как показали исследования психологов Д.Н.Богоявленского и Л.Н.Проколиенко, использование схем, таблиц, алгоритмов не только способствует целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся при овладении языковыми категориями, но позволяет обеспечить ученику прочные знания и умения.

Изложение материала большими блоками (тема, раздел), успешно используемое такими учителями, как В.Ф.Шаталов, Ю.С.Меженко, позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные правила, параграфы.

В методике В.Ф.Шаталова такую возможность даёт использование опорных сигналов, которые представляют собой наглядную схему, в которой закодировано основное содержание подлежащих усвоению знаний.

Ознакомившись со статьями Ю.А.Поташкиной, К.И.Прохоренко, А.Г.иленко, С.И.Львовой, Т.. роловой, я пришла к выводу, что данная работа перспективна.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах.

Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Опорный конспект может выглядеть по-разному: в виде таблицы, схемы, алгоритма. Выбор формы зависит от содержания.

Таблицы - наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для их демонстрации не требуются сложные дополнительные приспособления). Таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.

Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т.п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Е, И в окончаниях имен существительных

падеж

склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

И (Ы)

И

Д.п.

Е

И

П.п.

Е

Е

И

Такая запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись при выборе окончания -Е или -И: склонение и падеж. Работая с данной схемой при выполнении практических заданий, ученик поневоле запоминает её уже потому, что зрительная память детей этого возраста (данную орфограмму изучают в начальной школе, повторяют в 5-6 классах) обычно неплохо развита. Предлагаю для запоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его, которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её. В такой работе тренируется и логическая память, поскольку схема даёт теоретические сведения, обнажая логические связи между лингвистическими понятиями: склонение, падеж - буква в окончании.

Надо помнить, что в схеме нужно употреблять минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются ребята при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально "расшифровывает" (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.). Например, орфограмму "Написание И, Ы после Ц" можно представить в виде схемы, в которой эти написания соотнесены с морфемным строением слова.

Эта схема наглядно показывает связь орфографического правила с тем, в какой морфеме находится орфограмма, следовательно, такая запись нацеливает на морфемный анализ слова, на что и нужно обратить внимание при усвоении этого правила.

Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым (очень лаконичным, сжатым) видом записи теоретического материала.

Способность учащихся правильно "читать" схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них:

1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте расшифровать ее содержание.

2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.

3. Рассмотрите схему. На что нужно обратить внимание при работе с данной орфограммой?

4. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

Итак, схема как форма наглядности в обучении является иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, является ключом к решению практических задач. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

На уроках русского языка можно использовать алгоритмы.

Алгоритм - предписание, состоящее из ряда элементарно-простых, взаимно связанных операций и неизбежно приводящее к правильному результату.

Работа с алгоритмами значительно облегчает усвоение знаний, позволяет формировать у ребят правильные и полные обобщения уже на этапе первичного изучения материала. Алгоритмы помогают правильно рассуждать в применении каких-либо правил и ставят учащихся перед выбором, способствуют развитию у учащихся логического мышления, формированию навыков самоконтроля при решении орфографической задачи. В чем же отличие алгоритма от таблиц и схем? Данный способ позволяет предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допустит ее повторения.

Совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1-2 шага, дисциплинируют работу мысли ученика.

(Алгоритм построен на основе схемы Т.Я.Фроловой)

Алгоритмы учат наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач, являются эффективным средством зрительной наглядности.

Вводить алгоритм на уроке, конечно, нужно после знакомства с правилом. Можно выделить несколько способов работы с алгоритмами:

  1. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком.
  2. Второй способ: постепенно, шаг за шагом, путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма.
  3. Третий способ: дать задание самостоятельно составить алгоритм на изученную орфограмму.

Естественно, 2 и 3 способы результативнее, поскольку они позволяют развивать логическое мышление, заставляют ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.

Следует отметить, что цели (повышать грамотность учащихся, развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и т.д.) возможно достигнуть лишь в том случае, если метод, способ, который избрал учитель, будет отвечать принципу регулярности. Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем, алгоритмов приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают их как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.

Между тем опытным путём доказано, что систематическое использование даже одного какого-то методического приёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённую цельность и стабильность.

Естественно, понимание возможностей схемы приходит к школьнику не сразу. Требуется тщательно продуманная работа, которую, конечно, лучше всего начать с первых уроков в 5 классе, когда одно за другим идут чередой орфографические правила.

Но со временем у ребят формируется умение самостоятельно выявлять сходное и различное, сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общих и общее в совершенно различных, на первый взгляд, явлениях.

Углубляясь в суть теоретических сведений, школьники самостоятельно устанавливают связи, отношения между понятиями, языковыми категориями, грамматическими формами. Осмысленное усвоение теории способствует, в свою очередь, совершенствованию речевых навыков. Когда все ученики вовлечены в процесс познания, они перестают быть пассивными созерцателями, они активно участвуют в создании схемы, алгоритма, в результате чего возникает мотивированный интерес к предмету.

Это позволяет давать ребятам творческие задания по составлению схем, таблиц.

Например,

1) создать схему-иллюстрацию на базе изученных правил;

2) создать простейшие обобщающие схемы, алгоритмы;

3) дополнить схемы, таблицы материалом из курса предыдущих классов.

Кроме того, использование в работе опорного конспекта позволяет ученикам (чаще всего, старшеклассникам) увидеть правило в полном объёме (а не часть, как это обычно бывает), даёт возможность систематизировать и упорядочить знания.

Таким образом, опорный конспект (таблица, схема, алгоритм) должен в краткой форме четко передавать содержание исходного текста, причем так, чтобы даже через несколько дней, недель, а может быть, и месяцев мы могли бы по этому конспекту восстановить содержание текста.

На наш взгляд, такой подход к изучению орфографии и пунктуации на уроках русского языка даёт возможность повысить уровень грамотности учащихся, поскольку обучение правописанию является длительным процессом накопления и развития знаний о системе языка, формирования и совершенствования орфографических и пунктуационных умений и навыков. Известно, что практическое владение языком предполагает усвоение системы лингвистических знаний и умений. "Неусвоение" хотя бы одного элемента сложного языкового механизма приводит к раскладу и тормозит речевое развитие школьников.

Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.