Цель: развивать умение определять обособленные обстоятельства, выраженные од. деепричастием и деепричастным оборотом.
Задачи урока:
- углубить представление учеников об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
- вырабатывать пунктуационный навык;
- показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными;
- выработать навыки выразительного чтения.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (в основе системно-деятельностный подход).
Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, волшебный квадрат, тест, исследование, формулировка выводов, обобщение, синтаксический разбор, работа с учебником.
Ход урока
Приветствие
Рада вас всех видеть!
На доске записаны предложения:
Река пенилась, вздымая валы.
Падая, листья шепчутся.
Обьясните, почему в этих предложениях стоят запятые.
Как подчеркиваем? Какой вопрос задаем? От какого главного слова задаем вопрос? (обособленные обстоятельства).
Значит, тема нашего урока? Обособленные обстоятельства. Включаю презентацию. 1 слайд
Теперь давайте определимся с целью нашего урока.
Как вы думаете? Какова цель нашего урока? Что мы должны вспомнить из 6 класса, чему должны научиться сегодня?
Сказали, слайд 2.
Прежде чем перейти к нашей теме урока, давайте посмотрим, как вы усвоили материал предыдущих уроков. Обособленные определения и приложения.
На столах лежат карточки с предложениями, надо расставить знаки препинания в каждом из них. Аргументировать. Определить, где обособленные определения, а где приложения. Номера предложений занести в таблицу. Работаем в группах по 4 человека. (раздаю задание)
Время 5-6 минут.
Проверяем по слайдам. Слайды 3-4.
Обобщение: На доске посередине пишу "Обособленные определения".
- Что вы можете про них сказать? (говорят, я быстро пишу, составляя кластер).
- А теперь давайте перейдем к новой теме. Работа по учебникам. Открываем учебники стр. Читаем.
В тематической тетради составляем схему. Кто пойдет к доске?
Записали в тематическую тетрадь.
Вывод: Никогда не обособляются см. слайды 5-6
- А теперь давайте на практике попробуем определить, где обособленные обстоятельства в предложениях. Работа парами.
Поиграем в «Крестики-нолики» (работа в парах)
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление - поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет - букву н.
- Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.
- Она слушала затаив дыхание.
- Катер, набирая скорость, дал сигнал.
- Не нужно было это делать спустя рукава.
- Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.
- Мы сломя голову неслись по ухабам.
- Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.
- Она сидела молча.
- Задумчиво опустив головы, люди молчали.
Давайте будем проверять. Слайд 7. Предложения с ответами.
У кого так встаньте Слайд №8 Таблица.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А теперь самостоятельная работа. Каждый проверит сам себя.
Раздать тесты. Читайте задание, проверяйте.
Проверка слайд 9.
Рефлексия
Смотри вопросы. Отвечаем быстро вместе.
Домашнее задание по уровням: упр. Легко, средне, трудно. См. Конспект в тетр.
Завершить можно эпигафом
Задание 1.
Даны предложения и таблица, нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.
- Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
- Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
- Перепачканный краской малыш выглядел смешно.
- Мы врачи обязаны лечить людей.
- Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
- Река пенилась вздымая валы.
- Был зимний день ясный и морозный.
- Листья падая шепчутся.
- Задачу я решил шутя.
- Серёжа бежал сломя голову.
Обособленные определения |
Обособленные приложения |
|
|
Задание 2. «Крестики-нолики»
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление - поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет - букву н.
- Долго стояла Оксана раздумывая о странных речах кузнеца.
- Она слушала затаив дыхание.
- Катер набирая скорость дал сигнал.
- Не нужно было это делать спустя рукава.
- Широкие круги плавно перекатываясь закачались и пошли к берегу.
- Мы сломя голову неслись по ухабам.
- Жёлтый месяц опускаясь на юг замер на бледной завесе мглы.
- Она сидела молча.
- Задумчиво опустив головы люди молчали.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Тест
Вариант 1
Задание: найдите соответствия (цифре букву), расставьте знаки препинания.
- Вдали сливаясь с небом громоздились льды.
- Татьяна любит не шутя.
- Листья падая с деревьев ложились на землю.
- Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
- Она сидела молча.
- Он подумав решил задачу.
- Ребята весь день работали засучив рукава.
- Валера взялся за работу нехотя.
- Звери остановились и повернув к нам голову замерли на месте.
- Колхозники работали не покладая рук.
А - предложение с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.
Б - предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием
В - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.
Г - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.
Вариант 2
Задание: найдите соответствие (цифре букву), расставьте знаки препинания.
- Валера работал спустя рукава.
- Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая вскочил с земли.
- Снег падая на землю покрывал её пушистым одеялом.
- Аркадий в автобусе ехал стоя.
- Он уходя не погасил свет.
- Я проснулся услышав шум за стеной.
- Маша не любит работать спустя рукава.
- Мне всегда казалось, что он жил играя.
- Умывшись он вышел к столу.
- Выйдя за ворота мы побрели в сторону реки.
А - предложение с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.
Б - предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием
В - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.
Г - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.
Рефлексия
1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)
2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)
3. Урок для меня показался (коротким/длинным)
4. За урок я (не устал(а)/ устал(а)
5. Материал урока мне был (понятен/не понятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен
6. Что было трудным на уроке? (написать)