Урок по теме "Повторение по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: Имя прилагательное


Цели: актуализировать и систематизировать знания об имени прилагательном, углубить представление о роли прилагательных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; правописание орфограмм по теме «Имя прилагательное».

Задачи:

1. Образовательные: в игровой форме повторить

  • общие сведения об имени прилагательном;
  • правописание падежных окончаний прилагательных;
  • разряды имён прилагательных по значению;
  • слитное и раздельное написание Не с прилагательными;
  • правописание одной и двух букв Н в именных прилагательных;
  • роль прилагательных в речи;

2) Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.

3) Прививать навыки самостоятельной и групповой работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

2. Развивающая: Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся; совершенствовать навыки работы на компьютере.

3. Воспитательная: Воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать определение имени прилагательного, разряды имен прилагательных правописание имен Н и НН в суффиксах прилагательных, правописание НЕ с прилагательными.
  • Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
  • Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена группы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-игра (КВЕСТ)

Оборудование: раздаточный материал, оценочные листы.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь!

Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

II. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

1) Для начала давайте отгадаем загадки:

Отгадайте кто это?

  • Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
  • Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
  • Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
  • Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
  • Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
  • Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
  • Умные, активные, дружелюбные. (Это вы, ребята.)

- Слова, какой части речи помогли узнать предметы? Почему? (Прилагательные)

- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (Чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку).

- Ребята, над какой частью речи мы сегодня будем работать? (Имя прилагательное).
-А мы прилагательное изучали?

- А значит, чем мы сегодня займемся? (Повторим все изученное по теме «Имя прилагательное»)

Сформулируйте самостоятельно тему урока.

- Открыли свои рабочие тетради и записали дату и тему урока.

- Исходя из темы, попробуем сформулировать цели урока.

  • Повторить (признаки имени прилагательного),
  • Будем определять (разряд имен прилагательных),
  • Применять правило употребления Н и НН, НЕ с прилагательными…

Правильно! - Ребята, вы любите играть в квест-игры? Я предлагаю вам сегодня поиграть в квест-игру. А как переводится слово «Квест»? (поиск). А искать мы сегодня будем правильные ответы на задания разного уровня сложности. Вы уже распределены в группы, нам осталось только выбрать тех, кто будет следить за вашей работой на каждом этапе.

Ребята, вы не заметили в кабинете новые предметы, которых вчера еще не было? ЗАМЕТИЛИ! Что это за предметы? Давайте соберем все предметы вместе и поставим на стол. Что обычно прячут в сундуках? КЛАД. А какой главный клад мы ежедневно находим в школе? ЗНАНИЯ. Чем эти сундуки отличаются друг от друга? РАЗМЕРОМ! Как вы думаете, что это значит?

В них спрятаны задания по степени сложности: чем больше сундук, тем сложнее задание. Но каждая группа должна пройти все этапы. Таково условие квеста.

- Итак, начинаем.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Всю свою деятельность на уроке вы будете сами оценивать и результаты заносить в оценочный лист, т.е. самостоятельно будете ставить сами себе оценки. Рядом с вашей оценкой будет стоять оценка эксперта. Всего заданий 4. Т.е., вы можете макс. набрать 20 баллов за урок. На каждый этап отводится не более 5 минут, учитывая время самооценки и оценки эксперта.

- Так как мы собираемся совершить поиск правильных ответов, то пропуск на квест можно получить только в том случае, если правильно ответить на вопросы.

  • Что называется именем прилагательным?
  • Что является начальной формой прилагательного?
  • Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам)
  • Когда имена прилагательные по родам не изменяются? (во мн.ч.)
  • Как проверить безударные окончания имён прилагательных?

Учитель: Поздравляю, теперь вы все становитесь участниками квест-игры.

IV. Повторение

Проведем жеребьевку для того, чтобы распределиться по этапам квеста.

1. Падежный этап

Вставь окончания имен прилагательных. ВЫПОЛНЯЮТ В ТЕТРАДИ

Вся земля покрыта мягк_____ снегом.
Зимн___ небо покрыто облаками.
Только проглядывает полоска голуб____ неба.
Деревья украшены прихотлив______ узорами.
Ели и сосны в зелён____ убранстве.
Ранн_____ утром друзья отправились в лес.

Вся земля покрыта мягким снегом.
Зимнее небо покрыто облаками.
Только проглядывает полоска голубого неба.
Деревья украшены прихотливыми узорами.
Ели и сосны в зелёном убранстве.
Ранним утром друзья отправились в лес.

2. Разрядный этап

Определить разряд прилагательного. ВЫПОЛНЯЮТ НА РАСПЕЧАТКЕ

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

3. Энный этап. Определить разряд имен прилагательных. НА РАСПЕЧАТКЕ

Песчаное дно, ветреный день, серебряная посуда, туманное утро, стеклянные бусы, искусственный лед, юное создание, картинная галерея, традиционный праздник.

4. Неизвестный этап. Раскрыть скобки. ВЫПОЛНЯЮТ В ТЕТРАДИ

  • (не)интересная книга
  • (не)сметные сокровища
  • далеко (не) красивый поступок
  • (не)шумный, а тихий праздник
  • (не)густой, но вкусный кисель

Проверь себя!

1) неинтересная книга син. (скучная)

2) несметные сокровища

3) далеко не красивый поступок (если к прилагательным относятся слова …)

4) не шумный, а тихий праздник

5) негустой, но вкусный кисель

6) не мамины часы (притяж)

V. Итоги урока. Оценки

Попрошу экспертов собрать оценочные листы и сдать мне. На следующем уроке я выставлю оценки каждому в соответствии со средним баллом.

VI. Рефлексия

- Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке?

(умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

- Урок получился какой? Запишите в тетрадь предложение, используя прилагательные. Урок сегодня получился ……….

- Поднимите руки те, кому сегодня на уроке было легко работать?

- А теперь поднимите руки те, кто испытывал затруднения при выполнении некоторых заданий?

- На каком этапе задания показались вам сложными?

- Как можно решить эту проблему? (Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.)

- Что дал вам сегодняшний урок?

VII. Домашнее задание

Подготовиться к проверочной работе по теме «Имя прилагательное»

«Оценочный лист»

Фамилия Имя ученика____________________

Задание

Личный балл

Балл эксперта

Падежный этап

Разрядный этап

Энный этап

Неизвестный этап

Средний балл

Итоговая оценка

    • 19-20 баллов - «5»
    • 16-18 баллов - «4»
    • 11-15 баллов - «3»
    • 0-10 баллов - «2»