1. Приемы работы с «лентой букв» (на уроках чтения)
На этапе повторения пройденного:
1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв» по плану:
- прочитайте гласные буквы (чтение парами: а - я, …);
- прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;
- прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;
- прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);
- прочитайте парные согласные (называется пара звуков [б] - [б,] );
- прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;
- назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);
- какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?
Для индивидуального опроса используются задания выборочно.
2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»: гласная - согласная;
- гласная: назвать звук; обозначает мягкость - твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;
- согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости - мягкости (если есть); парный - непарный, звонкий - глухой, назвать пару по звонкости - глухости (для парных).
Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).
На этапе изучения нового материала:
- Определение места буквы на «ленте букв».
- Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.
- Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного, …
На этапе закрепления и обобщения:
1) Игра «Буква заблудилась».
Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами. Вопрос: какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.
2) Игра «Отгадайте букву».
- 1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.
- 2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.
3) Игра «Да-нетка».
С опорой на «ленту букв» дети отвечают «да» или «нет».
- буква «а» обозначает гласный звук? (да)
- буква «щ» имеет пару по твердости-мягкости? (нет)
- буква «я» может обозначать звук [а]? (да)
4) Игра «Придумайте вопросы, задания по «ленте букв».
Примеры заданий: прочитайте звонкие согласные; прочитайте гласные, которые могут обозначать два звука.
2. Приемы работы со «слоговой таблицей»: (на уроках чтения)
- Хоровое, индивидуальное чтение, чтение «по цепочке» слоговой таблицы:
- чтение с опорой на согласную (на, но, ну, ны, ни);
- чтение с опорой на гласную (на, са, та, ра, …);
- Дополнение слогов до слов;
- Чтение слогов со вставкой пропущенных в ряду;
- Составление слов из слогов, которые есть на слоговой таблице (ко-ни, мо-ло-ко).
- Учитель показывает последовательно слоги слова, дети должны внимательно следить за указкой и назвать загаданное слово.
3. Приемы работы с таблицей «Алфавит»: (на уроках письма)
- Хоровое, индивидуальное чтение, чтение «по цепочке» изученных письменных букв в алфавитном порядке; чтение только гласных; чтение согласных.
- Назовите буквы, общим элементом которых является «овал».
- Сравнение написания букв с общими элементами.
- Работа с конструктором (на уроке письма):
В состав конструктора входят элементы, из которых состоят буквы.
- Какую букву можно написать, если соединить эти элементы?
- В написании, каких букв есть этот элемент. Дополните его до буквы.
- Постепенное наращивание (убавление) элементов. Например, мы берем палочку с закруглением внизу влево. Какую букву можем написать, если добавим еще один элемент? (Г) А теперь добавим еще один элемент, чтобы получилась новая буква. Какую букву напишем? Какой элемент для этого нужен? (П) Что нужно сделать, чтобы получить букву Т?
- Найти лишнюю букву или элемент. Какая буква лишняя: л, а, ю, ф, б, д? Какой элемент объединяет остальные буквы? Какой мз предложенных элементов (к доске прикреплены несколько различных элементов) не используется в написании этих букв?
- Дополнение элемента до буквы. Какую букву можно написать, если использовать овал? Дети называют букву, выходят к доске и дописывают букву.