Умственный труд учеников - это как бы
зеркало умственного труда педагога.
В.А.Сухомлинский
Государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования «являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся» [3, с. 1], освоивших программу определённого уровня обучения. Степень этого соответствия определяется как качество образования. Как видим, действующие стандарты определяют качеству образования в системе образования важнейшее значение.
Что же понимают под качеством образования?
Специалисты определяют качество образования как «соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства, как «системную совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы)» [6, с. 1], как «характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [6, с. 1]. М.Поташник считает, что «качество образования - это соотношение цели и результата, включающее в себя уровень обученности, сформированности познавательных интересов обучающихся [8, с. 230].
Э.М.Коротков уверен, что качество образования - «это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания» [5, с. 56].
На мой взгляд, качество образования отражает и процесс, и результат образовательной деятельности, причем результат ожидаемый в сравнении с реальным, и включает в себя компоненты: качество ценностей, целей и норм, качество условий, качество процесса, качество результата.
Качество процесса рассматривают как качество содержания образования и качество технологии образования.
Исходя из того, качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня, что его можно отнести и к результату, и к процессу образования, я определяю основные пути повышения качества образования через повышение уровня подготовки учителя, развития учащихся, организации образовательного процесса, создание оптимальных условий образования уч-ся.
Главным фактором, позволяющим повысить уровень подготовки учителя, является его способность обучаться на протяжении всего периода педагогической деятельности и готовность к повышению культуры своего мышления. Стараюсь, как рекомендовал В.А.Сухомлинский, «в процессе изучения материала найти такие приемы, формы работы, которые позволили бы …видеть, как развивается мысль учащихся» [7, с. 354]. В связи с этим большое внимание придаю рабочей тетради уч-ся, которая, как советовал великий педагог, стала «именно черновой тетрадью - тетрадью, в которой находит свое отражение… умственный труд учеников» [7, с. 355]. Стремлюсь «внести активную работу в самый процесс осмысления» [7, с. 349], для этого продумываю все этапы урока, тщательно отбираю содержание учебного материала, исходя из индивидуальных особенностей учащихся, способы учебной деятельности, стараюсь включить в учебный материал занимательные факторы с расчетом на детскую любознательность.
На уроках русского языка и литературы использую однин из основных методов «активного думания» - анализ текста, позволяющий учитывать особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, собственные педагогические навыки и предпочтения. Основным приемом анализа текста является структурирование содержание с определением ключевых слов, выделением проблематики, выполнением типовых и творческих задач, с формулировкой вывода.
Каждый урок стараюсь завершить созданием ученического текста, потому что умение правильно изложить свои мысли, обосновать своё высказывание, вести дискуссию, общаться со взрослыми рассматриваю в качестве основного результата образования за счет созидательной (деятельностной) активности.
Особое внимание при работе с текстом уделяю обучению методам конспектирования, овладение которыми помогают ученику найти, вычленить, определить главную мысль текста. Великий педагог XVII века Я.А.Коменский был уверен в том, усвоение прочитанного, выбор полезного - «единственный надежный плод чтения…. Поистине только это обостряет внимание, держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум каждый раз всё более ярким светом.» [2, с. 61].
Чтение текстов различной природы - один из основных путей обучения ребёнка, развитие которого, по мнению Л.С.Выготского, «происходит за счет активности в «зоне ближайшего развития» [2, с.28], и познания им нового. Забочусь об задействовании основных пространств формирования культуры чтения: семейной среды и школьный урок. Основными видами учебных задач на уроках русского языка и литературы является работа с эпиграфом урока, позволяющим осмыслить текст и подумать, как он может быть связан с новой темой урока, работа с сюжетно-ролевыми играми, задачами в стихах, задачами- шутками, загадками, скороговорками, ребусами, «трудными словами», использование иллюстративного ряда (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений), продуктивных заданий(вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, ученик формулирует свою версию ответа), работа по принципу минимакса, когда ученику предлагается как основной материал, в виде правил, определений, ключевых слов, так и дополнительный материал, использование таких приёмов как «бюро прогнозов», «отсроченная отгадка», включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Использование этих видов деятельности позволяет мне по примеру талантливого педагога начала XX века В.Н.Сороки - Росинского «… всякое знание превращать в деяние» [2, с. 19]. С целью развития продуктивного зрительного и слухового восприятия, текстовой информации провожу подготовленные работы: зрительные, слуховые, творческие, выборочные диктанты, пересказы, списывание различного вида, письмо по памяти и т.д.
Для того что бы проявить уважение к личному опыту ученика формулирую одну или несколько проблем, создаю проблемные ситуации, использую задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач, на сравнение, оценивание, на проведение мысленного или практического эксперимента.. В процессе работы над поставленной задачей «каждый ученик чувствует, что его личный опыт может оказаться очень важным для решения таких абстракций» [2, с. 20], как фонетическая задача или синтаксический диктант. В своей практике стараюсь отойти от репродуктивного метода изложения матерала, использовать в большинстве проблемно-обобщающий (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковый (лингвистического алгоритма, лингвистического наблюдения: лингвистического моделирования, лингвистических тренингов, методического приёма «Верю - не верю эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров-подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), позволяющие организовать групповую дискуссию, в процессе которой учу воспитанников работать сообща, слушать и слышать друг друга, выражать отношение к новым идеям, разделять эмоции…
Эмоционально окрашенные события в образовательном процессе представляют собой определённую ценность для становления человека. Литературные вечера, конкурсы, недели русского языка и литературы, праздничная защита, учебное событие в виде встречи или литературной гостинной, КВНов - необходимые составляющие качества образования. Они позволяют, по мнению американского психолога Уильяма Глассера, каждому ученику «приобрести опыт успеха в школе» [2, с. 20].
Все виды деятельности способствуют повышению уровня усвоения материала, ведь то, что «постигнуто собственными усилиями, становится своим, усваивается» и в конечном итоге сказывается на уровне образования.
Список литературы
- Закон «Об образовании»: Республиканский закон от 19.06.2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/
- Галактионова Т.Г., Гринева М.И., Данилова Г.В. и др. Школьный энциклопедический словарь «Русский язык». Опыт построения открытой педагогической системы. Методическое пособие/ Т.Г.Галактионова, М.И.Гринева, Г.В.Данилова и др.; Авт.-сост. Е.И.Казакова.- СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; Информационно- издательское агентство «ЛИК», 2015.- 160 с.
- Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.donippo.org/нормативно-правовое-обеспечение-2020-2021-уч/ - Качество образования [Электронный ресурс]. Режим доступа https://studref.com/308650/pedagogika/kachestvo_obrazovaniya
- Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э.М.Коротков. - М.: Академический Проект: Мир, 2006. - 320 с.
- Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1411/Качество_образования
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.Т.3/ Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль, А.И.Сухомлинская, - М.: Педагогика, 1981.- 640 с.
- Управление качеством образования / Под ред. М.М.Поташкина. - Москва: Пед. об-во России, 2000. - 441 с.