Путешествие как источник профессионального вдохновения

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: экскурсия


В феврале 2020 года я решила посмотреть Таллинн. Это первое моё путешествие в Эстонию. Таллинн - столица Эстонии. Таллинном город стал называться только в 1919 году, а до этого времени он носил название Ревель. После Северной войны 1700-1721 гг. город со всей Эстонией вошёл в состав Российской империи, однако сохранил все свои привилегии и стал центром Ревельской губернии. С 29 ноября 1918 г. по 5 июня 1919 г. Таллинн - столица Эстонской Советской Республики, а затем власть была свергнута буржуазией. С 1940 г. Таллинн являлся столицей Эстонской ССР. В годы ВОВ был оккупирован немецко-фашистскими войсками, подвергся сильному разрушению, восстановлен только после войны. С 1991 г. город является столицей независимой Эстонии. Об истории Таллинна можно рассказывать много.

Нет туриста, который бы не побывал во Дворце Кадриорга.

Дворец был выполнен в стиле северного барокко итальянским архитектором Николло Мичетти в 1718 году по заказу русского царя Петра Великого, который намеривался использовать дворец в качестве летней резиденции царской семьи. Назван дворец был в честь императрицы Екатерины I («Кадри» на эстонском языке). Сейчас здесь расположен Художественный музей. В качестве Художественного музея дворец был открыт после основательной реконструкции в 1927 году. Здесь выставлялись образцы европейского старинного искусства, переданные из государственных учреждений и поместий, произведения прибалтийско-немецкой живописи, работы эстонских художников более раннего периода. В связи с визитом шведского короля Густава V в Эстонию в 1929 году дворец был перестроен в официальную летнюю резиденцию старейшины. В 1946 году дворец был вновь передан Художественному музею Эстонии. В залах дворца представлено раннее западноевропейское и русское искусство - произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, которые придают дворцу, оставшемуся без прежних интерьеров, величие и блеск. Гордостью музея является художественная коллекция. В постоянной экспозиции музея экспонируется живопись XVI-XX веков (нидерландских, немецких и русских мастеров) и западноевропейское и русское прикладное искусство, и скульптура XVIII-XX веков.

Меня привлекло внимание русское искусство, представленное полотнами Федора Рокотова, Ивана Шишкина, Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Василия Перова, Ивана Крамского, Валентина Серова. Русское искусство составляет одну из наиболее значительных частей в собрании зарубежного искусства Художественного музея Эстонии. Сюда относятся порядка 350 живописных произведений. Стала интересоваться, как появились данные картины. Многие полотна поступили в музей в первый период независимости Эстонии, а также в советский период из России.

На уроках не только русского языка, но и литературы я со своими учениками часто описываем картины русских художников. Знакомимся с жизнью художника, с его полотнами. Обращаем внимание на историю создания картин, композицию произведений, останавливаемся на их живописных достоинствах. Но мы рассматриваем в основном картины русских художников XIX-XX веков, рекомендованные учебной программой для описания и обсуждения. В основном использую такой жанр, как сочинение-описание. После посещения Художественного музея в Таллинне возникла идея использовать более сложные по структуре сочинения-сравнения двух полотен. Например, два полотна художника В.А.Серова «Дети» (Государственный Русский музей, г.Санкт-Петербург) и «Дети на пляже» (Кадриоргский Художественный музей, Таллинн).

Первая картина достаточно известная. Её описание можно найти в различных каталогах, методических разработках, на просторах Интернета. Все мы знаем, что на картине «Дети», художник изобразил двух своих сыновей. Это полотно он написал для себя, а не на заказ. Перед нами мальчики, стоящие в естественных позах на веранде дачи на берегу Финского залива. Они не позируют художнику, а просто стоят и о чём-то мечтают. В.А.Серов вглядывается в детей, глубоко проникает в их внутренний мир, поэтом позы, жесты мальчиков точны. Фоном картины является море и небо, по которому плывут тяжёлые облака. Пейзаж и портрет представлены в тесном единстве.

А вот малоизвестная картина «Дети на пляже», которую я увидела в Эстонском Художественном музее. Разница в написании три года. О полотне практически мало написано. Нет истории создания, кто изображён? Мы можем только предполагать. Где происходят события? На Финском заливе? Кто эти дети? Родственники, дети знакомых, или художник, когда прогуливался по пляжу, увидел эту сцену и изобразил? Вопросов много. Именно эта картина меня вдохновила на предполагаемую исследовательскую работу с детьми 5-7 классов. Такие интересные находки я привожу из моих путешествий, а потом воплощаю их в работу.

Картины Шишкина, которые я тоже увидела в Кадриоргском Художественном музее г.Таллинна. Всем известно, что И.И.Шишкин - замечательный русский художник-пейзажист. Всем известны его картины ««Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Лесные дали», «Корабельная роща» и многие другие. Родина художника - Елабуга. Многие картины посвящены сосновому лесу. А сколько картин, посвящённые сосновому лесу (бору)? Задумывались? Вот ещё одна исследовательская работа? А почему именно сосна? Есть ли другие деревья на полотнах художника? Что общего между этими картина, а чем отличаются?

1. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (Третьяковская галерея, г. Москва,1872г.)

2. «Корабельная роща» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1898 г.)

3.«Сосновый бор», (Кадриоргский Художественный музей, Таллинн, 1878г.)

Все произведения И.И.Шишкина посвящены русской природе. Он считал, что природа прекрасна сама по себе, а задача художника - её изучать и как точнее передать. На картинах сосновый лес величественный и могучий. Кажется, что до самого неба поднимаются могучие сосны. Громадные стволы сосен написаны детально. На некоторых полотнах нет людей, а где-то они появляются. И конечно, обратить внимание на картину «Сосновый бор», которая находится в Художественном музее Таллинна, это тоже своего рода знакомство с шедеврами, которые оказались по какой-то причине за рубежом.

В 5-м класе мы с учащимися знакомились с биографией русского художника Ф.Толстого. Описывали натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Самобытный и яркий мастер проявил себя почти в каждой области художественного творчества: медальерное дело, скульптура, графика, живопись и декоративное искусство. У ребят возник вопрос, что такое медальерное дело? Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за границей. Я их увидела, с большим интересом рассказа о них и показала их своим ученикам, живой рассказ человека, который сам их видел, всегда интересен.