Конспект урока "Простое осложненное предложение". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока: актуализировать и восстановить знания о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение; отработать навык узнавания однородных членов предложения, обращения, вводных слов и сравнительных оборотов, выделения данных конструкций интонационно в устной речи и пунктуационно - в письменной; совершенствовать умение понимать выразительные функции данных конструкций в художественной литературе.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: овладение учащимися навыками правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.
  • Метапредметные: умение самостоятельно составлять подобные синтаксические конструкции и анализировать их изобразительно-выразительные функции в художественном тексте.
  • Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Технологии урока: элементы технологии развития критического мышления.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опорные понятия: простое предложение, грамматическая основа, вводные слова, обращения, сравнительный оборот, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.

Метапредметные связи: литература, живопись.

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. С.И.Львовой, В.В.Львова, электронная презентация, электронный тренажер «Русский язык 7 класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, сегодня прекрасный день! Давайте улыбнемся друг другу, улыбки подарим нашим гостям и приступим к работе.

Настраиваются на работу на уроке.
Подготовка к работе.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Скажите, для того, чтобы урок прошел успешно и не бесполезно, что нам для этого нужно делать?
Взгляните на экран. Я предлагаю вам выбрать те глаголы, которые вам помогут сегодня на уроке.
(задания на интерактивке). Слова разбросаны. Выбрать те, что нужны: СЛУШАТЬ, СЛЫШАТЬ, ДУМАТЬ, СМЕЯТЬСЯ, ОТВЛЕКАТЬСЯ, ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ, ТАНЦЕВАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, ТВОРИТЬ, РАССУЖДАТЬ.
Что мы можем сказать об этих глаголах? (неопределенная форма, спряжение). Можем ли мы изменить форму глаголов? Образуйте от этих глаголов форму 1 лица единственного числа. Какое местоимение нам в этом поможет? (я)
Я слушаю. Я думаю. Я пишу..
Теперь у нас получились предложения. Дайте характеристику предложениям. (повест., невоскл., нераспр., простое.)

Учащиеся выполняют задания в устной форме.

Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: обобщение имеющихся знаний.

3. Мобилизующий этап

- Теперь у нас получились предложения. Дайте характеристику предложениям. (повест., невоскл., нераспр., простое.)
Можем ли мы сделать эти простые предложения осложненными? (да)
Каким образом? Составьте предложение.
(Я слушаю музыку и вдыхаю аромат цветов) (осложнено однородными сказуемыми)

Высказывают предположения о сути задания. Составляют и записывают предложение. ()
Учащиеся составляют свои предложения. (у одних - в предложении есть обращение, у других-вводное слово, в других - однородные члены и т.д.

Личностные: самоопределение.
Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Определение темы и цели урока

Кто-нибудь уже догадался, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Правильно. О простом осложненном предложении. Запишите тему урока. (слайд 1)
Презентация
«ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Сегодня мы работаем в группах. Напоминаю вам правила работы в группах. (слайд 2). В каждой группе работают эксперты, которые будут оценивать работу групп на уроке.
- Скажите, только лишь однородными членами может быть осложнено простое предложение? (Нет). Действительно, есть и другие синтаксические конструкции, осложняющие простые предложения. Тема урока вам уже известна, я предлагаю вам определить цели нашего урока. А в этом вам помогут слова-"помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Высказывают предположения о названии такого типа предложений.
Формулируют определения простого осложненного предложения.
Формулируют цель урока.

Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.
Регулятивные: уточнение целеполагания: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.
Коммуникативные: постановка проблемных вопросов, толкование темы урока. Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

5. Систематизация знаний

- Посмотрите на экран. (слайд 3). Является ли полной информация на слайде? Что я еще забыла отметить? (причастные и деепричастные обороты). Мы вернемся к ним, но чуть позже.
Если предложение простое, но осложненное, то в нем обязательно должны быть знаки препинания. Значит сегодня мы повторим правила постановки знаков препинания. Для этого поработаем с текстом. (тексты на столах.) (слайд 4)
Задание 1. (см. Приложение) Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложениях. (Один ученик работает на экране.)
Задание 2. Второй ученик у доски проводит словообразовательный разбор выделенного слова. Третий проводит синтаксический разбор предложения.
Бессердечное - разбор слова по составу
приставка - БЕС; корень - СЕРДЕЧ; суффикс - Н; окончание - ОЕ;
Основа слова: БЕССЕРДЕЧН
Вычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный
- БЕС; ∩ - СЕРДЕЧ; ∧ - Н; ⏰ - ОЕ;

Дают дополнительную информацию

Личностные: опыт осмысления роли синтаксической конструкции в стилистике текста.
Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы.
Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование;

6. Творческая практическая деятельность

Жёлтые листья, слабо колеблясь, падают на землю.
Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега, золотятся на солнце.
Белая береза под моим окном принакрылась снегом , точно серебром.
Расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания.

Повторяют материал о конструкциях, осложняющих простое предложения, выполняя письменно задания.

Личностные: самоопределение. Формирование на­выков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации

Работа в группах.
Мы находимся в кабинете музее Народного художника Калмыкии Г.О.Рокчинского. Что вам известно об этом художнике?
Воспользуемся случаем и рассмотрим одну из репродукций его картин. Картина называется «Осенний звон», написанная в 1958 году.
Задания группам
1 группа. Напишите сочинение. Опишите картину только простыми неосложненными предложениями.
2 группа. Опишите картину, используя простые осложненные предложения.
3 группа. Составьте хайку. Начните словами: «Я вижу….», но во вторую строчку включите причастный оборот.
Вывод.
Какую роль играют осложняющие члены предложения? (Они помогают более точно представить предмет или явление, помогают нагляднее представить описываемые предметы, речь становится более яркой и выразительной, помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны описываемых предметов).
(слайд 9)

Анализируют, делают вывод об стилистических особенностях применения обращений, вводных слов, однородных членов предложения и сравнительных оборотов.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Домашнее задание

- Напишите письмо художнику, включив в него все виды осложнений. Помните, что в письме должен быть адресат и адресант. Желаю удачи!

Записывают домашнее задание.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

9. Этап рефлексии

- Я предлагаю вам зафиксировать свои продвижения в учебе. Каждый из вас не просто должен фиксировать успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». (Прием «Рюкзак».)

10. Подведение итогов уроков

Работа экспертов.
- Ну, а теперь послушаем оценку наших экспертов.
Оценивает деятельность учащихся.

Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке.

Личностные: смыслообразование, действие оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Чему научился?
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.