Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель урока: актуализировать и восстановить знания о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение; отработать навык узнавания однородных членов предложения, обращения, вводных слов и сравнительных оборотов, выделения данных конструкций интонационно в устной речи и пунктуационно - в письменной; совершенствовать умение понимать выразительные функции данных конструкций в художественной литературе.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: овладение учащимися навыками правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.
- Метапредметные: умение самостоятельно составлять подобные синтаксические конструкции и анализировать их изобразительно-выразительные функции в художественном тексте.
- Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
Технологии урока: элементы технологии развития критического мышления.
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая.
Опорные понятия: простое предложение, грамматическая основа, вводные слова, обращения, сравнительный оборот, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.
Метапредметные связи: литература, живопись.
Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. С.И.Львовой, В.В.Львова, электронная презентация, электронный тренажер «Русский язык 7 класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
- Здравствуйте, ребята, сегодня прекрасный день! Давайте улыбнемся друг другу, улыбки подарим нашим гостям и приступим к работе. |
Настраиваются на работу на уроке.
|
Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Скажите, для того, чтобы урок прошел успешно и не бесполезно, что нам для этого нужно делать?
|
Учащиеся выполняют задания в устной форме. |
Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: обобщение имеющихся знаний. |
3. Мобилизующий этап |
- Теперь у нас получились предложения. Дайте характеристику предложениям. (повест., невоскл., нераспр., простое.)
|
Высказывают предположения о сути задания. Составляют и записывают предложение. ()
|
Личностные: самоопределение.
|
4. Определение темы и цели урока |
Кто-нибудь уже догадался, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Правильно. О простом осложненном предложении. Запишите тему урока. (слайд 1)
|
Высказывают предположения о названии такого типа предложений.
|
Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.
|
5. Систематизация знаний |
- Посмотрите на экран. (слайд 3). Является ли полной информация на слайде? Что я еще забыла отметить? (причастные и деепричастные обороты). Мы вернемся к ним, но чуть позже.
|
Дают дополнительную информацию |
Личностные: опыт осмысления роли синтаксической конструкции в стилистике текста.
|
6. Творческая практическая деятельность |
Жёлтые листья, слабо колеблясь, падают на землю.
|
Повторяют материал о конструкциях, осложняющих простое предложения, выполняя письменно задания. |
Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.
|
7. Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации |
Работа в группах.
|
Анализируют, делают вывод об стилистических особенностях применения обращений, вводных слов, однородных членов предложения и сравнительных оборотов. |
Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.
|
8. Домашнее задание |
- Напишите письмо художнику, включив в него все виды осложнений. Помните, что в письме должен быть адресат и адресант. Желаю удачи! |
Записывают домашнее задание. |
Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.
|
9. Этап рефлексии |
- Я предлагаю вам зафиксировать свои продвижения в учебе. Каждый из вас не просто должен фиксировать успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». (Прием «Рюкзак».) |
|
|
10. Подведение итогов уроков |
Работа экспертов.
|
Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке. |
Личностные: смыслообразование, действие оценивания усваиваемого содержания.
|