Одна из наиболее сложных и важных задач начальной школы - научить детей грамотной, литературной, выразительной устной речи и ее логически последовательному оформлению на письме. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Учитель составляет программу по русскому языку, делает упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. По окончанию 4 класса планируем в содержательной линии «Развитие речи».
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Практическим методом обучения русскому языку являются изложения. Изложения и сочинения - высокоэффективные методы развития речи. Я учу одновременно писать изложения и сочинения.
Программа предусматривает для 2 класса изложение и сочинение текста объемом 30-45 слов (под руководством учителя) по вопросам или данному плану из 2-3 пунктов. Для 3 класса изложение текста из 65-70 слов по плану, составленному коллективно, из 3-5 пунктов. Для 4 класса - подробное, сжатое, выборочное изложение из 90-100 слов по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Творческие работы по развитию речи в начальной школе я провожу 1 раз в неделю. Все изложения (сочинения) носят обучающий характер. Проводятся с подробным анализом текста и орфографической подготовкой.
План работы над письменным изложением такой:
- Чтение текста, предназначенного для изложения. Ученики читают сами 1-2 раза.
- Провожу беседу. Анализ прочитанного текста с целью добиться идейного смысла рассказа, причинно-следственных связей.
- Составление плана текста. План составляем в ходе беседы. Записываем план.
- Пересказ по плану.
- Словарная (лексическая и орфографическая) работа. Анализ значений некоторых слов и их написание. Некоторые слова или записываю на доску. Обращаю внимание на средства языка, фразы.
- Самостоятельное написание текста детьми. На данном этапе я обращаю внимание на слабоуспевающих детей, оказываю помощь.
- Самопроверка.
- Обсуждение итогов работы. Сравнение написанного текста с первоначальным. Выявление недочетов, типичных ошибок.
- Предлагаю вашему вниманию некоторые виды письменных работ по развитию речи учащихся, наиболее часто мною применяемых:
- Составление предложений из слов.
- Составление связного текста из предложений на определенную тему.
- Редактирование текста.
- Членение текста на предложения.
- Деление текста на смысловые части.
- Составление плана текста.
- Составление последовательности предложений.
- Изменение порядка абзацев так, чтобы текст соответствовал плану.
- Свободный диктант.
- Письменные изложения образцовых текстов.
- Придумай продолжение.
- Изложение текста на основе вопросов.
- Изложение текста на основе зрительного восприятия с опорой на вопросы.
- Изложение текста повествовательного характера на основе слухового восприятия по коллективно составленному плану.
- Свободный диктант.
- Подробное изложение.