Организация работы над изложением (из опыта работы)

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: изложение


Одна из наиболее сложных и важных задач начальной школы - научить детей грамотной, литературной, выразительной устной речи и ее логически последовательному оформлению на письме. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Учитель составляет программу по русскому языку, делает упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. По окончанию 4 класса планируем в содержательной линии «Развитие речи».

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Практическим методом обучения русскому языку являются изложения. Изложения и сочинения - высокоэффективные методы развития речи. Я учу одновременно писать изложения и сочинения.

Программа предусматривает для 2 класса изложение и сочинение текста объемом 30-45 слов (под руководством учителя) по вопросам или данному плану из 2-3 пунктов. Для 3 класса изложение текста из 65-70 слов по плану, составленному коллективно, из 3-5 пунктов. Для 4 класса - подробное, сжатое, выборочное изложение из 90-100 слов по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Творческие работы по развитию речи в начальной школе я провожу 1 раз в неделю. Все изложения (сочинения) носят обучающий характер. Проводятся с подробным анализом текста и орфографической подготовкой.

План работы над письменным изложением такой:

  1. Чтение текста, предназначенного для изложения. Ученики читают сами 1-2 раза.
  2. Провожу беседу. Анализ прочитанного текста с целью добиться идейного смысла рассказа, причинно-следственных связей.
  3. Составление плана текста. План составляем в ходе беседы. Записываем план.
  4. Пересказ по плану.
  5. Словарная (лексическая и орфографическая) работа. Анализ значений некоторых слов и их написание. Некоторые слова или записываю на доску. Обращаю внимание на средства языка, фразы.
  6. Самостоятельное написание текста детьми. На данном этапе я обращаю внимание на слабоуспевающих детей, оказываю помощь.
  7. Самопроверка.
  8. Обсуждение итогов работы. Сравнение написанного текста с первоначальным. Выявление недочетов, типичных ошибок.
  9. Предлагаю вашему вниманию некоторые виды письменных работ по развитию речи учащихся, наиболее часто мною применяемых:
  10. Составление предложений из слов.
  11. Составление связного текста из предложений на определенную тему.
  12. Редактирование текста.
  13. Членение текста на предложения.
  14. Деление текста на смысловые части.
  15. Составление плана текста.
  16. Составление последовательности предложений.
  17. Изменение порядка абзацев так, чтобы текст соответствовал плану.
  18. Свободный диктант.
  19. Письменные изложения образцовых текстов.
  20. Придумай продолжение.
  21. Изложение текста на основе вопросов.
  22. Изложение текста на основе зрительного восприятия с опорой на вопросы.
  23. Изложение текста повествовательного характера на основе слухового восприятия по коллективно составленному плану.
  24. Свободный диктант.
  25. Подробное изложение.